Смекни!
smekni.com

Познавательные психические процессы (стр. 1 из 3)

Содержание:

1) Ощущение и восприятие…………………………………………………………………..

2) Воображение и творчество……………………………………………………………..

3) Мышление и интеллект…………………………………………………………………..

4) Список литературы……………………………………………………………………………

1) Ощущение и восприятие.

Чтобы полнее и глубже понять взаимосвязь между перцепцией и творчеством, необходимо выяснить, какие функции восприятия находят свое выражение в творческой деятельности. В поисках ответа на этот вопрос мы проанализировали природу, структуру и механизмы творчества и восприятия и попытались найти то общее, что объединяет эти две психические реальности. Анализ показал, что восприятие в процессе познания выполняет не только репродуктивные, но и продуктивные функции, играющие важную роль на различных этапах творческой мыслительной деятельности. Мы выделили следующие продуктивные функции восприятия, которые проявляются в процессе творчества: целеобразующая, моделирующая, преобразующая, эвристическая, регулирующая.

Целеобразующая функция — выделение в визуальном поле объекта, отвечающего цели и задачам деятельности. Образ восприятия, возникший в проблемной ситуации, является предметом исследовательской деятельности человека.

Моделирующая функция — упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов или явлений, которые выступают в качестве идеальных объектов преобразовательной деятельности человека в процессе творчества. Творческая деятельность предполагает преобразование исходной ситуации, наличной информации. Роль объекта, пригодного для преобразования, должна выполнять не реальная ситуация, а образ этой ситуации. Реальная ситуация не может служить объектом непосредственных мыслительных преобразований. «Объектом такого рода преобразований является образ предмета, который можно включить в новые отношения, которым можно манипулировать».

Преобразующая функция — способность зрительной системы манипулировать образами, находящимися в зрительном поле. На эту способность восприятия указывает В.П. Зинченко. Он считает, что видимое поле в условиях стабилизации непрерывно трансформируется. Возможны фрагментарные выпадения элементов поля, а также их восстановление в целом или по частям. В результате манипулятивных действий с образами восприятия исходная ситуация видоизменяется, что способствует выдвижению разнообразных гипотез решения творческой задачи.

Эвристическая функция — возникновение нового смысла образа восприятия. Появление нового смысла перцептивного образа есть результат увеличения количества альтернативных схем для восприятия одного и того же объекта. В основе такого восприятия лежат включение объекта познания в разные системы связей для обнаружения различных его свойств и сторон, рассмотрение предмета с различных точек зрения, усмотрение в одном предмете признаков других предметов и т.п. Отсюда вытекает, что смыслообразующая функция восприятия играет решающую роль в обеспечении новизны продукта творческой деятельности.

Регулирующая функция — соотнесение результатов отражения внешнего мира с самим же внешним миром. Она основывается на таком свойстве восприятия, как предметность, которая выражается в так называемом акте объективации, т.е. отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Регулирующая функция восприятия, обеспечивая адекватное отражение действительности, дает возможность на основе оценок промежуточных результатов определять направление поиска решения творческой задачи, отбрасывая одни гипотезы и принимая другие.

Продуктивные функции восприятия избирательно реализуются на всех этапах творческого процесса.

Таким образом, связь между перцепцией и творчеством выражается что, с одной стороны, восприятие включает в себя творческие процессы, с другой - перцептивные процессы выступают в качестве элементов творческой деятельности. В то же время при достаточно высоком уровне теоретической разработки данного вопроса имеет экспериментальных данных, характеризующих соотношение восприятия и творческого мышления. В еще большей степени это относится к выявлению взаимосвязи перцепции и творчества в различных возрастных группах.

Широко известна формула А. Пьерона: Т = а/in + k, где Т — время реакции (или ощущения), i — интенсивность раздражителя (или разница между дифференцируемыми стимулами), a, n, k — константы.

Анализ большого числа собственных экспериментов и данных других авторов позволил нам сформулировать закон различимости как функциональную зависимость эффективности реакций от степени различия одномерных стимулов в обобщенном выражении у=а/х+bх+с. Как видим, в уравнение входят два фактора: гиперболический, а/х (собственно степень различия стимулов по одному признаку) и линейный bх, который можно интерпретировать как ориентировочно-исследовательское поведение (рефлекс); его тормозящее влияние возрастает с увеличением различия между эталоном и альтернативным стимулом. Благодаря линейной составляющей нисходящая кривая времени реакций, имеющая гиперболическую форму, может изменить даже знак своего наклона при достаточно больших значениях аргумента (различии стимулов).

2) Воображение и творчество.

Возникновение идеала связано с неудовлетворенностью человека собой и миром. Существование идеала есть свидетельство иного состояния и принципиальной возможности его достижения или осуществления. В сущности, идеал — это идея преобразования или творчества, т.е. такого состояния, в котором человек постоянно совершенствуется и тем самым устраняет свою неудовлетворенность.

В широком смысле творчество — порождение чего-то качественно нового. Но по-новому взглянуть на мир или на себя самого тоже творчество. Прозрение — это иное зрение или иное измерение привычного и примелькавшегося нам. Мы и раньше были зрячими, но не видели того, что вдруг открылось нам, мы пока не можем доказать большую истинность нового видения, но мы можем чувствовать, что это именно так.

Откуда происходит прозрение? Этот вопрос связан с интуицией, как способностью непосредственно постигать истину. Интуиции в истории культуры и философии было посвящено много исследований, о ней написана масса литературы. Это удивительное свойство человеческой духовности можно сравнить с тем состоянием, когда мы внезапно чувствуем на себе взгляд другого человека. Но представим, что этот другой человек находится в нас самих. Мы можем посмотреть на себя, скажем, каким-то внутренним зрением и вдруг осознать, что наше привычное восприятие было узким и ограниченным. Мы как бы выходим за пределы своей ограниченности и в определенном смысле — за пределы культуры. Она приучила нас к определенным способам и приемам восприятия и понимания, но мы отбросили их и увидели все как бы в первозданном свете. Интуиция — это внекультурное видение.

Момент такого прозрения или внекультурного видения хорошо покачал Пушкин. Татьяна, разглядывая вещи Онегина, пытается увидеть его душу. И она тихонько говорит себе: «Уж не пародия ли он?» Она была очарована культурой, образованностью Онегина, но интуитивно чувствовала какую-то фальшь и бездушие. Потом она утвердилась в своей догадке, но ей нужно было отбросить очарование, колдовство внешности. В сознании Татьяны произошла переоценка. Она стала меньше ценить внешность и большее значение придавать тому, что за ней скрывается. С этим связано понятие фантазии. Данное понятие употребляют и в негативном смысле как синоним пустых и никчемных мечтаний. Но позитивный смысл фантазии в том, что она есть воображение, т.е. является продуктивным духовным процессом. Вообразить — значит создать новый образ реальности и как бы войти в него. Фантазия как, воображение — это обесценивание в наших глазах образов или знаний казавшихся ранее ценными, и наделение этой ценностью нового образа или видения, полученного в результате прозрения или интуиции.

Воображение играет огромную роль в познании и культуре, Например, Эйнштейн считал, что оно «важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции». Знания могут тоже быть своеобразным идолом познания и культуры, ослеплять человека, препятствовать воображению и творчеству. Они могут создавать иллюзию цели и завершенности познания и всей культуры. Между тем конечной целью и познания, и культуры является такое состояние человека, в котором он знает себя в качестве человека, но не сводит себя к знаниям.

В последние десятилетия стала особенно заметной завышенная оценка знаний, когда их представляют как главный показатель культуры. Это одна из причин снижения продуктивности мышления и творчества в целом. Высшее знание — знание ограниченности имеющихся знаний. Именно с этим связано прозрение и воображение, т.е. обретение способности видеть и понимать больше, чем знать. В истории культуры преувеличенное почтение к знаниям часто было объектом насмешки. Придворным шутам позволялось напоминать королям и вельможам об ограниченности их знаний и опасности самомнения. На Руси терпимо относились к юродивым, поскольку считалось, что они более склонны к прозрениям, чем нормальные люди. Это хорошо выражено в украинском языке, где юродство часто называлось «божевилям», т.е. отражением Божьей воли.

3) Мышление и интеллект.

Анализ литературных источников позволил конкретизировать понятие практического мышления, выделить его существенные черты, характеристики.

Итак, говоря о практическом мышлении, не будем забывать, что это мышление в собственном смысле слова, т.е. психический процесс. Как всякий психический процесс, мышление есть активное отражение субъектом объективной действительности, т.е. форма внутренней деятельности субъекта в отличие от деятельности внешней, предметной, направленной на преобразование материального мира.