Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 17 из 80)

В первую очередь Декарт сомневается в достоверно­сти чувственного мира, т. е. «в том, имеются ли среди тех вещей, которые подпадают под наши чувства, или которые мы когда-либо вообразили, вещи, действитель­но существовавшие на свете»2. О них мы судим по по­казаниям органов чувств, которые часто обманывают нас, следовательно, «неосмотрительно было бы пола­гаться на то, что нас обмануло хотя бы один раз»3. По­этому «я допустил, что нет ни одной вещи, которая бы­ла бы такова, какой она нам представляется»4. Так как в сновидениях мы воображаем множество вещей, ко­торые мы чувствуем во сне живо и ясно, но их в дейст­вительности нет; так как существуют обманчивые чув­ства, например, ощущение боли в ампутированных ко­нечностях, «я решился представить себе, что все, что-либо, приходившее мне на ум, не более истинно, чем ви-дения моих снов»5. Можно сомневаться «и во всем ос­тальном, что прежде полагали за самое достоверное, даже в математических доказательствах и их обосно­ваниях, хотя сами по себе они достаточно ясны,— ведь ошибаются же некоторые люди, рассуждая о таких ве­щах»6. Но при этом «столь нелепо полагать несущест­вующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: я мыслю, следова­тельно, я существую истинно и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся то­му, кто методически располагает свои мысли»7. Вслед

* Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 426.

* Там же. С. 431.
8 Там же. С. 427.
4 Там же.

8Декарт Р. Рассуждение о методе. М., 1953. С. 33.

* Декарт Р. Избранные... С. 427.
7 Там же. С. 428.

77


за выводом о существовании познающего субъекта Де­карт приступает к определению сущности «Я». Обыч­ный ответ на поставленный вопрос — я есть человек — отвергается им, ибо приводит к постановке новых во­просов. Также отклоняются прежние, восходя к Аристо­телю, представления о «Я» как состоящем из тела и ду­ши, ибо нет уверенности — нет теоретического доказа­тельства— в обладании ими. Следовательно, они не не­обходимы для «Я». Если отделить все сомнительное, не остается ничего, кроме самого сомнения. Но сомнение — акт мышления. Следовательно, от сущности «Я» неот­делимо только мышление. Очевидность этого положения не требует доказательства: она проистекает из непо­средственности нашего переживания. Ибо даже если согласиться, что все наши представления о вещах лож­ны и не содержат доказательства их существования, та с гораздо большей очевидностью из них следует, что я сам существую.

Таким образом, Декарт избирает новый способ ис­следования: отказывается от объективного описания «Я»

и обращается к рассмотрению только своих мыслей (со­мнений), т. е. субъективных состояний. При этом в от­личие от задачи, стоящей перед предыдущим изложе­нием, когда целью было оценить их содержание с точки зрения истинности заключенных в них знаний об объек­тах, здесь требуется определить сущность «Я».

«Под словом «мышление» (cogitatio) я разумею все, что происходит в нас таким образом, что мы восприни­маем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чув­ствовать означает здесь то же самое, что мыслить»8.

Мышление — это чисто духовный, абсолютно бесте­лесный акт, который Декарт приписывает особой нема­териальной мыслящей субстанции. Этот вывод Декарта встретил непонимание уже у современников. Так, Гоббс указывал, что из положения «я мыслю» — можно ско­рее вывести, что вещь мыслящая есть нечто телесное, чем заключать о существовании нематериальной суб­станции. На это Декарт возражал; «...нельзя представить себе, чтобы одна субстанция была субъектом фигуры, другая — субъектом движения и пр., так как все эти ак­ты сходятся между собой в том, что предполагают про-

8Декарт Р. Избранные... С. 429.

78


тяжение. Но есть другие акты — понимать, хотеть, во­ображать, чувствовать и т. д., которые сходятся между собой в том, что не могут быть без мысли или представ­ления, сознания или знания. Субстанцию, в коей они пребывают, назовем мыслящей вещью, или духом, или иным именем, только бы не смешивать ее с телесной субстанцией, так как умственные акты не имеют ника­кого сходства с телесными и мысль всецело отличается от протяжения»9.

В ответе другому лицу Декарт замечает: «...можно недоумевать, не одна ли это и та же натура, которая и думает и пространство занимает, т. е. которая вместе и духовная и телесная, но путем, мною предложенным, мы познаем ее только как духовную» 10. Качественное раз­личие разных свойств материи превращается в отрыв некоторых из них от материи, что и воплотилось в раз­деление всего существующего на две субстанциин. Этот идеалистический вывод явился следствием мета­физического способа рассуждения. Сознание Декарт описывает в противопоставлении телу, с которым ото­ждествляет материю и дает геометрическое представ­ление о материи. В основе физической теории Декарта лежит идея о тождестве материи и протяжения. «При­рода материи, т. е. тела, рассматриваемого вообще, со­стоит не в том, что оно вещь твердая, тяжелая, окрашен­ная или иным каким образом возбуждающая наши чув­ства, но в том только, что оно — субстанция, протяжен­ная в длину, ширину и глубину»12. Телу свойственны также делимость, пространственная форма (фигура), пе­ремещение в пространстве в результате толчка, сообщат. емого данному телу другим телом, скорость этого пере­мещения, которые суть некоторые модусы протяжения.

Сопоставление телесной и духовной субстанций при­вело Декарта к выводу о «полнейшей разнице, сущест­вующей между духом или душой человека и его те­лом», которая состоит «в том, что тело по своей приро­де всегда делимо, тогда как дух совсем неделим» ,3.

• Цит. по изд.: Любимов Я. А. Философия Декарта. Спб., 1886. С 149—150.

10 Там же.

11 Декарт выделял также Бога как высшую субстанцию, кото­
рая является причиной материи и духа.

12Декарт Р. Избранные... С. 466.
*3 Там же. С. 403.


«Поэтому душа по природе своей не находится ни в ка­ком отношении ни к протяженности, ни к измерениям или каким-либо другим свойствам материи, из которой состоит тело, а связана со всей совокупностью его ор­ганов» и. Из положения о двух абсолютно противопо­ложных субстанциях, каждая из которых — по опреде­лению— не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой, следовал вывод об их незави­симом существовании. Чисто материальные вещи — это вся природа, включая небесные тела, земные тела — не­живые, растения, животные, а также тело челове­ка. Мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении, — это душа. Она «всецело и поистине раздельна с моим телом и мо­жет быть или существовать без него»15.

Тело животного и человека Декарт описывал как фи­зик, опираясь на науку своего времени: «все тепло и все движения, которые у нас имеются, поскольку они совер­шенно не зависят от мысли, принадлежат только те­лу» 16. О том, что эти движения не зависят от души, мы судим по тому, что «есть неодушевленные тела, кото­рые могут двигаться такими же и даже более разнооб­разными способами, чем наше тело, и которые имеют больше тепла и движений (из опыта нам известен огонь, который один имеет значительно больше тепла и дви­жений, чем какая-нибудь из частей нашего тела)». По­этому «то, что мы испытываем в себе таким образом, что сможем допустить это и в телах неодушевленных, должно приписать только нашему телу, наоборот, все то, что, по нашему мнению, никоим образом не может относиться к телу, должно быть приписано нашей ду­ше»17. Критерий, выбранный для различения функций души и тела, является субъективным.

Декарт называет «большой ошибкой», которую де­лало большинство18, когда связывало такие процессы, как движение и тепло, с душой. «Смерть никогда не на­ступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-нибудь из главных частей тела»39.

14Декарт Р. Избранные... С. 610. *5 Там же. С. 395.

16 Там же. С. 596.

17 Там же.

18 Там же. С. 597.

19 Там же.


Тело человека Декарт сравнивает с часами или иным автоматом, «когда они собраны и у них есть материаль­ное условие тех движений, для которых они предназна­чены со всем необходимым для их действия»20. Дает­ся краткое описание «устройства машины нашего тела»,, объяснение некоторых его функций — пищеварения, кро­вообращения и других отправлений, которые являются общими для животных и для человека. В вопросах фи­зиологии,, как и природы в целом. Декарт—материа­лист. В объяснении влияния нервов на движения мус­кулов и работу органов чувств использует понятие о «животных духах». «Животные духи»—это «тела, не име­ющие никакого другого свойства, кроме того, что он» очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи»21 и составляют «телесный принцип всех движений частей нашего тела». которые, как было сказано выше, осуществляются без участия души. Причина всех движений в том, что не­которые мускулы сокращаются, а противоположные им растягиваются. Это происходит из-за перераспределение духов между мышцами, что возможно потому, что «в каждом мускуле имеются небольшие отверстия, через которые эти «духи» могут перейти из одного в другой»22. От этого мускул, из которого они выходят, растягива­ется и слабеет, а мускул, в который приходит больше духов, сокращается и приводит в движение ту часть тела, к которой он прикреплен. Чтобы понять, каким об­разом происходят движения мускулов, следует рассмот­реть строение нервов, при посредстве которых осущест­вляется движение. Нервы—это как бы трубочки, в кото­рых есть «сердцевина или внутреннее вещество, которое тянется в виде тонких ниточек от мозга, откуда оно бе­рет свое начало, до оконечностей других членов, с ко­торыми эти ниточки соединены»23; оболочка, которая является продолжением той, которые покрывают мозг, и «животные духи», переносимые по этим трубочкам из мозга в мускулы. Ниточки, составляющие сердцевину нерва, всегда натянуты. Предмет, касаясь той части те­ла, где находится конец одной из нитей, приводит бла-