Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 19 из 80)

Психология Б. Спинозы

Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Б. Спиноза (1632—1677). По оценке Гегеля, он снял дуализм, имеющийся в философии Декарта. Главное со-

30Декарт Р. Избранные... С. 662.

31 Там же. С. 623.

86


чинение Б. Спинозы — «Этика». Название отражает эти­ческую направленность книги. Основная цель сочине­ния— помочь человеку выработать линию индивидуаль­ного поведения, открыть путь к свободной жизни. Эту задачу Спиноза стремился решить философски обосно­ванным путем. Книга изложена геометрическим спосо­бом, в виде лемм, теорем и др. Все начинается с по­нятия «субстанция». Здесь же начинается расхождение во взглядах Спинозы и Декарта. В отличие от Декарта Спиноза разработал монистическое учение. Есть одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. Она в самой себе содержит необходимость существования. «Су­ществование субстанции и ее сущность — это одно и то­же» 32. Спиноза различает сущность и существование. Сущность — это характеристика веши, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование — это есть она или нет. Все отдельные конечные вещи характери­зуются расхождением между сущностью и существова­нием. О каждой отдельной вещи можно сказать, что ее бытие случайно; в своем существовании она всецело де­терминирована извне. Субстанция в отличие от конеч­ных вещей содержит в себе существование, т. е. ей свой­ственно существовать. Из того, что сущностью субстан­ции является существование, Спиноза заключает о мно­гих ее свойствах. В отличие от отдельных вещей, она ни­чем не производится, она не сотворена, существует в силу самой себя, а не в силу другого какого-нибудь су­щества, она вечна, бесконечна, одна, в отличие от мно­жественности конкретных вещей. В ней нет целей, она действует только по необходимости, т. е. в соответствии с объективными закономерностями. Каждое из этих по­ложений доказывается в теоремах. Субстанцию Спиноза называл богом или природой; природа отождествляется с богом в том смысле, что является абсолютно самостоя­тельной и ничем не обусловленной, не сотворенной и веч­ной. Природа должна быть объяснена из себя самой. Понятие «субстанция» у Спинозы выступает как выра­жающее бытие вне нас существующей природы. Для бо­га в обычном смысле этого слова в системе Спинозы не остается места. Если Декарт объясняет существование материи актом божественного творчества, Спиноза ут-

32Спиноза Б. Этика. М, 1936. С. 19.

87


верждает, что природа не нуждается в первоначальной причине. Это материализм.

Из бесконечной полноты природы логически должно проистекать бесконечное количество ее атрибутов (свойств), каждое из которых выражает некоторую сущность субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута — протяжение и мышление: «...субстанция мыслящая и субстанция протяженная составляют одну и ту же субстанцию, понимаемую в одном случае под одним атрибутом, в другом — под другим»33.

Каждая вещь как единичное проявление, частичка субстанции (ее модус) также имеет два атрибута: про­тяжение и мышление. Под атрибутом протяжения мы видим вещь как тело, со стороны мышления она высту­пает как идея этой вещи, ее духовная сторона, душа вещи. Поэтому они строго соответствуют друг другу. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь ве­щей»34. Из сказанного, отмечает Спиноза, становится понятно не только то, что человеческая душа соединя­ется с телом, но также и то, что должно понимать под единством тела и души. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения. Поэтому порядок и связь состояний тела, происходящих под влиянием взаимодействия с другими вещами, сообразны с тем, в каком порядке и связи рас­полагаются в душе представления и идеи вещей в виде представлений, ощущений, воли и других психических процессов.

Так Спиноза разрешил дуализм Декарта. В отличие от Декарта человеческое мышление он считал естествен­ным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздей­ствуют друг па друга (как у Декарта), а соответству­ют друг другу и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции.

Оба атрибута действуют совместно в каждом явле­нии согласно вечной необходимости, которая есть при­чинная связь в природе. Поэтому порядок и связь идей таковы же, как порядок и связь вещей.

33Спиноза Б. Этика... С. 41.

34 Там же.

88


У Спинозы есть указания на разную степень совер­шенства животных и человека. Из этого следует, что мышление как атрибут субстанции нельзя представлять по образцу и подобию человеческого мышления. Чело­веческое мышление — это частный случай мышления как атрибута субстанции. В природе существуют разные формы мышления. Степень совершенства мышления Спиноза связывает с большей или меньшей способ­ностью тела к действию: мышление выступает функци­ей действия тела в мире вещей. Такая трактовка начи­сто отвергает параллелистическое толкование учения Спинозы, ибо мышление объясняется не из структурно-анатомической организации, а связывается с формой действия в мире внешних тел. В домарксистской фило­софии это — высшее материалистическое решение проб­лемы духа и материи и представляет выход из тупика дуализма. Система Спинозы — материалистический мо­низм. Субстанция протяженная, и она же может мыс­лить. Нет особой духовной субстанции. Однако пробле­му соотношения материи и мышления Спиноза не мог разрешить до конца. Единство материи и мышления мыслится вечным. В связи с этим возникают трудности с ответом на ряд вопросов: всякое ли проявление суб­станции имеет душу, какова функция (необходимость) психики и др.

На основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов. Различаются четыре способа приобретения познания: понаслышке либо па какому-нибудь другому произвольному признаку; от бес­порядочного случайного опыта; путем заключения от общего положения к частному случаю, по следствию — о причине и т. п.; непосредственное восприятие сущно­сти вещи через познание ее ближайшей причины. В «Этике» эти способы познания объединяются в три рояа познания. Первые два способа образуют познание .первого рода. Это мнение и воображение; существуют в форме образа. Это смутное искаженное познание: во всех этих случаях душа воспринимает внешние тела че­рез состояния собственного тела, так что в образах сме­шано то, что идет от вещей, и то. что — от своего тела. Продуктом познания первого рода являются также абстрактные, т. е. неполные, понятия отдельных вещей (например, понятие человека, лошади, собаки и т. п.). Познание второго рода — разум дает общие идеи о су-

89


щественных свойствах вещей. Они составляют основа­ние для наук. Их недостатком является отрыв от кон­кретных индивидуальных особенностей объектов, кото­рые они обозначают. Познание третьего рода — интуи­тивное познание. Дает знание сущности вешей, при ко­тором существенное и индивидуальное выступают в лх подлинном единстве в форме конкретных идей. Так Спи­ноза намечает движение познания от абстрактного к конкретному, развитое позже в диалектическом мате­риализме.

На основе монизма в учении о субстанции и учения о познании дается анализ аффектов По оценке Л. С. Вы­готского: «Именно Спиноза боролся за естественное де­терминистическое материалистическое причинное объяс­нение человеческих страстей. Именно он явился тем мыслителем, который впервые философски обосновал самую возможность объяснительной психологии челове­ка как науки в истинном смысле этого слова и начертал пути ее дальнейшего развития»35. Учение об аффектах включает вопросы: о происхождении и природе аффек­тов (определение, классификация), о человеческом раб­стве или о силе аффектов (оценка), о могуществе ра­зума или о человеческой свободе (о борьбе с аффекта­ми). Спиноза рассматривает аффекты как естественные проявления природы. «... Из природы человеческого те­ла необходимо следуют аффекты; из природы человече­ского духа следуют идеи этих аффектов; поэтому из су­щества человеческой природы необходимо следуют аф­фекты»36. Взятые под атрибутом протяжения аффекты — это состояния тела, в которых вследствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается дей­ствительная возможность этого тела существовать и дей­ствовать. Рассматриваемые иод атрибутом мышления аффекты — это ложная, внушенная окружающими веща­ми идея, в которой утверждается большая или меньшая,. чем на самом деле, способность тела существовать и действовать. Впоследствии это положение Спинозы о динамогенном влиянии эмоций получило эксперимен­тальное подтверждение.