Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 20 из 80)

Спиноза выделяет три основных аффекта: желание* удовольствие, неудовольствие. Подчеркиваются их раз­личия в зависимости от объектов, со стороны которых

35Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1984. С. 297.

36Спиноза Б. Этика... С. 46.

90


человек подвергается воздействиям. Из первичных аф­фектов образуется все многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего представле­ния о предмете; через сопереживание, по ассоциации. Аффекты разных людей имеют индивидуальные чер­ты и отличаются настолько, насколько сущность одно­го человека отличается от сущности другого. Большое место занимает проблема оценки аффекта. Спиноза не согласен со стоиками в том, что аффекты абсолютно за­висят от человеческой воли и можно безгранично уп­равлять ими. Опыт учит, что для ограничения и обузда­ния аффектов требуются немалый навык и старание. В связи с этим отмечается сила, власть аффектов над людьми. Аффекты определяют действия и поступки че­ловека. По своей силе и ценности аффекты неодинако­вы. Есть аффекты, приносящие пользу,— удовольствие, веселость и т. п.— они увеличивают способности тела. Есть аффекты, приносящие вред,— сострадание, нена­висть и т. п.— они угнетают человека. Но независимо от этого различия все аффекты вводят человека в за­блуждение и ставят его в зависимость от вещей. «Че­ловеческое бессилие в укрощении и ограничении аффек­тов я называю рабством. Ибо человек, подверженный .аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следо­вать худшему»37. По мысли Спинозы, человеческое раб­ство не в могуществе страстей, а в том, что их могуще­ство сильнее, чем сила познания. Так как аффекты пре­пятствуют жизни согласно разуму, от них необходимо освобождаться, как необходимо освобождаться от вся­кого рабства. Поскольку невозможно приспособить к се­бе внешние нам вещи — все они не зависят от нас, толь­ко познание определяет наше могущество. С его по­мощью раскрывается истинная природа вещей. Но од­ного познания недостаточно. Из укрощения аффектов, замечает Спиноза, не возникает блаженства. При позна­нии высшего рода, т. е. второго и третьего рода, возни­кает новый особый аффект — высшее удовлетворение — блаженство, интеллектуальная любовь к миру. Возник­новение этого аффекта и составляет условие обуздания страстей. Так утверждается мысль о необходимости

37Спиноза Б. Этика... С. 39.

91


единства аффекта и интеллекта, в противоположность отрицательной оценке роли чувств в познании, которой придерживался до него Ф. Бэкон.

Таким образом, свобода состоит не в том, чтобы слег. довать своим аффектам, как обычно думают, а в позна­нии необходимости и в подчинении этой необходимости. Свобода как идеал человеческой жизни есть плод по­знания. Спиноза заканчивает «Этику» словами: «Если же путь, который я показал ... и кажется трудным, од­нако все же его можно найти»38. В понимании Спино­зой свободы проявляется рационализм и созерцатель­ность.

Психология Спинозы — новый, важный после Декар­та, шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения. Вместе они составляют ра­циональную линию в трактовке сознания.

Глава II

ОФОРМЛЕНИЕ

ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ XVII В.

Развитие производства и науки потре­бовало, однако, новой теории, которой стал эмпиризм. Эта теория оформляется в Англии в связи с ее превра­щением в капиталистическую страну, вместе с развити­ем промышленности и опытного естествознания. Родо­начальником эмпирического направления явился Ф. Бэ­кон, продолжателем — Т. Гоббс. К. Маркс назвал его систематиком бэконовского материализма. Окончатель­но эмпиризм оформляется у Дж. Локка.

Т. Гоббс (1588—1679) выступил против учения Де­карта о двух субстанциях. Субстанция и тело означа­ют одно и то же, поэтому «бестелесная субстанция» суть слова, которые при соединении взаимно уничтожают од­но другое, как если бы человек сказал: «бестелесное те­ло». Под телесным бытием подразумевается существо­вание, без остатка определимое в отношении простран­ства, времени, числа и движения. Все так называемые чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи внутри вызывающего их объекта. То же и человек: свойственные ему явления сознания

38Спиноза Б. Этика... С. 222.

92


нельзя отнести за счет души, они лишь проявления дви­жения тела. Человек — это тело в ряду бесчисленного множества природных тел. Его движения — это реаль­ность. Сознание — параллельно возникающие проявле­ния этих движений. Ощущения — это проявление дви­жений в наших органах чувств, которые возникают под влиянием внешних предметов. «Причиной ощущения яв­ляется внешнее тело (объект), который давит на соот­ветствующий каждому ощущению орган непосредствен­но (как при вкусе и осязании) или опосредованно (как при зрении, слухе, обонянии). Это давление, продолжен­ное внутрь посредством нервов до мозга и сердца, вы­зывает здесь сопротивление или обратное давление или усилие сердца освободиться. Так как это усилие направ­лено вовне, то оно кажется нам чем-то находящимся снаружи. И это кажущееся или этот призрак люди на­зывают ощущением»1. Удовольствие — это проявление движения в сердце.

Таким образом, психика — это тень реальных мате­риальных процессов, она — эпифеномен. Вывод являет­ся результатом механистического понимания соотноше­ния психики и мозга в духе параллелизма. Всю психи­ку Гоббс сводит к образам. Начало всех представле­ний— ощущение. Представление воображения — это ос­лабленные ощущения. Память — тоже представление, когда мы хотим обозначить, что оно отошло в прошлое. Понимание — это образ, который возникает под влия* нием слова. Мышление суть течение образов, связь представлений в соответствии с правилом ассоциаций. «ьсе представления суть движения внутри нас, явля­ющиеся остатками движений, произведенных в ощуще­нии, и те движения, которые непосредственно следуют друг за другом в ощущении, продолжают следовать в том же порядке и по исчезновении ощущения, так что если предыдущее движение снова имеет место и являет­ся преобладающим, последующее в силу связанности движимой материи следует за ним таким же образом, как вода на гладком столе следует в том направлении, в котором какая-либо капля ее водится пальцем. Одна­ко так как за одной и той же воспринятой вещью в ощу­щении иногда следует одна вещь, а иногда — другая, то с течением времени случается, что, представляя себе

* Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. С. 40.

93


одну вещь, мы не можем сказать с уверенностью, какое будет наше ближайшее представление. Одно лишь мож­но сказать с уверенностью, а именно, что это будет не­что, следовавшее за имеющимся у нас представлением в то или иное время раньше»2. Таким образом, мышле­ние— это не особый, не сенсорный процесс: человече­ский ум не имеет никакого другого движения, кроме ощущения, представления и связи представлений. Идеи, которые не могут быть выражены в образах, пустые звуки. Гоббс ограничивает человеческое познание явле­ниями, что логически вытекает из установок эмпиризма и сенсуализма.

Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях. Оно выступает в ост­ром политическом значении. Гоббс доказывает, что лю­ди не имеют врожденных преимуществ друг перед дру­гом, выступая тем самым выразителем интересов бур­жуазии, предоставляя ей научное обоснование для борь­бы с феодальной идеологией наследственных преиму­ществ.

Возникает вопрос о причинах, порождающих еже­дневно наблюдаемые различия в способностях и талан­тах. Физические различия между людьми, хотя и суще­ствуют, но они не настолько значительны, чтобы могли давать решающее преимущество одному человеку пе­ред другими людьми. Различия между людьми в отно­шении ума складываются прижизненно или в неоргани­зованной житейской практике без какого-либо метода и культуры обучения (природный ум, по терминологии Гоббса), или формируются путем систематического обу­чения наукам (по Гоббсу, благоприобретенный ум). По мысли Гоббса, если бы люди были поставлены в оди­наковые условия, они приобрели бы одинаковый ум. Однако в уме есть один компонент, по которому люди существенно отличаются друг от друга, собственно, даже и не умственный компонент, но неразрывно связанный с ним — некоторая активность, инициативность или, на­оборот, пассивность, индифферентность. «Причины раз­личий ума кроются в страстях ... ибо мысли играют по отношению к желаниям роль разведчиков и лазутчиков, ищущих путей к желанным вещам»3.

2Гоббс Г. Левиафан... С. 47.

3 Там же. С. 80.

94


От эпифеноменализма Гоббса начинается бессубъ­ектная психология, в которой сознание рассматривается как картина механического сплетения его содержаний. Понятие «личность» не имеет психологического содер­жания и вводится для решения вопроса о вменяемости при рассмотрении совершенных человеком действий. Личностью является тот, чьи слова или действия рас­сматриваются как его собственные.

Настоящим «отцом» эмпирической психологии явля­ется Джон Локк (1632—1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный поли­тический деятель (К- Маркс назвал его защитником ин­тересов буржуазии и идеологом классового компромис­са 1688 г.). В 1690 г. вышло основное философское со­чинение Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме» (4-е изд., 1700 г.). Еще при жизни Локка книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психо­логии.