Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 22 из 80)

» Локк Дж. ... Т. 1. С. 387.

12 Там же.

*3Лейбниц Г. Соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1983. С. 582.

" Там же. Т. 1. М, 1982. С. 427.

15 Там же.


4*


99


чиста, подобно доске, на которой еще ничего не написа­ли (tabula -rasa), как это думают Дрис.тотель и наш ав­тор, и действительно ли все то, что "начертано на ней, происходит исключительно из чувств и опыта, или же душа содержит изначально принципы различных поня­тий и теорий, для пробуждения которых внешние пред­меты являются только поводом, как это думаю я вме­сте с Платоном, а также схоластами...» 16. Вместо срав­нения с чистой лоской Лейбниц использует образ глы­бы мрамора, прожилки которого уже содержат основные контуры будущей фигуры: художник лишь удаляет все, мешающее им выступить. Лейбнил признает врожден­ные интеллектуальные идеи, склонности, предрасполо­жения. Лейбниц верно указал на невозможность объ­яснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых по­нятий, как это думал Локк. Однако собственное объяс­нение Лейбница посредством апелляции к врожденным идеям не открывает действительных источников этих понятий.

По Локку, в познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром; По Лейб­ницу, «активность имеется также и в ощущениях, по­скольку они дают нам более отчетливое восприятие, а стало быть повод кое-что заметить и, так сказать, раз­виваться» ,7. Это—апперцепция, особая сила духа, ко­торая вместе с воздействиями извне определяет наше познание и поведение, «совместное действие внутренних предрасположений и внешних впечатлений ... детермини­рует нас к принятому решению» 18. Она дает нам мысль о том, что называется Я. Апперцепция — условие собст­венно человеческого познания (и у него действует непо­стоянно: «невозможно рефлексировать постоянно»19).

Апперцепцию как активность, которая присоединяет­ся к перцепции, Лейбниц трактует абстрактно-идеали­стически, лишь констатируя, но не раскрывая ее приро­ды. Введенное Лейбницем понятие апперцепции имела продолжение в немецкой философии и психологии (И. Кант, Г. Гербарт, В. Вундт).

16Лейбниц. ... Т. 2. С. 48. » Там же. С. 213.

18 Там же. С. 199.

19 Там же. С. 118.

100


Различие перцепции и апперцепции связано еще с одним понятием, которое вводит Лейбниц — бессозна­тельного. Лейбниц выступил против локковско-картези-анской идеи об отождествлении всей психики с сознани­ем и впервые в истории произвел различие между бес­сознательными и сознательными состояниями духа. «.„Картезианцы сделали большую ошибку, считая за ничто неосознаваемые восприятия»20, потому что «убеж­дение в том, что в душе имеются лишь такие восприя­тия, которые она осознает, является величайшим источ­ником заблуждений»21. Согласно Лейбницу, все в мире подчиняется закону непрерывности. Природа не делает скачков. Неорганическое и органическое, растение и жи­вотное, животное и человек лишь кажутся противопо­ложностями; при ближайшем же рассмотрении они ока­зываются соседними ступенями, связанными между со­бой непрерывным прогрессом. Этот общий закон Лейб­ниц применяет и к душевной жизни. Она также непре­рывна. Наряду с ясно сознаваемыми — апперцепируемы-ми — восприятиями в душе есть бесчисленные малоза­метные восприятия, «которые недостаточно выделяются, чтобы их можно было осознавать или вспомнить, но они познаются по вытекающим из них определенным следствиям ... мы мыслим одновременно о множестве вещей, но обращаем внимание на наиболее выделя­ющиеся мысли»22. Все непроизвольные поступки явля­ются результатом действия малых восприятий. Они оп­ределяют наши вкусы. Из малых восприятий возника­ют сознательные желания и страсти. Малые восприятия не сознаются ввиду их недостаточной силы, но «мы мог­ли бы отлично сознавать их и размышлять над ними, если бы от этого нас не отвлекало их множество, или если бы они не оттеснялись, или вернее не затемнялись более сильными восприятиями»23. Сознание не отлича­ется от бессознательного какой-то особой сущностью, в душе происходят постоянные переходы сознательных представлений в бессознательные и обратно.

Полемика между Лейбницем и Локком углубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого

20Лейбниц Г. ... Т. 1. С. 415.

21 Там же. Т. 2. С. 117.

22 Там же. С. 112—113.

23 Там же. С. 133.

101


сознания, и еще раз иллюстрирует положение В. И. Ле­нина о том, что «философский идеализм есть только че­пуха с точки зрения материализма грубого, простого,

метафизичного»24.

Глава III

СТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В XVIII в. английская психология раз­вивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли. Дж. Беркли (1685—1753) был непосредственным последователем Локка и шел от сен­суализма к субъективному идеализму. Для психологии интересен теорией зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения», 1709). Считалось, пишет Беркли, что зрение дает идеи света, цветов, простран­ства, фигуры, движения. В частности, так писал Дж. Локк. Однако, указывает Беркли, нам лишь ка­жется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом деле расстояние, т. е. удаленность предметов от нас и сам факт, что они находятся вне нас, величина предме­тов, положение предметов в пространстве друг относи­тельно друга глазом не воспринимаются. Пространст­венные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопро­вождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Беркли называет осязанием, включая сюда и собственно осязание, и двигательные ощущения от са­мого воспринимающего органа. Зрение и осязание всту­пают в связь (это же характерно и для слуха). Ассо­циация между ними становится привычной в силу час­того повторения. Поэтому впоследствии собственно осязаемые качества — расстояние, величина, фигура на­чинают восприниматься и зрительно. Таким образом то, что мы называем зрительными ощущениями, есть комби­нация собственно зрительных и осязательных ощущений. Видимое восприятие пространства трактуется как зна-

24Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 322. 102


ки ранее приобретенных через осязание идей. Беркли сравнивает зрительные образы с языком: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание ося­зательного опыта. В сравнении зрительных идей с язы­ком подчеркивается условность зрительных ощущений, их знаковая природа. Однако, поскольку эта связь об­разуется в опыте, она обеспечивает правильное поведе­ние. В этом заключается ее биологическая полезность. Сформулированная Беркли теория была развита в эм­пирической психологии в XIX в., особенно А. Бэном, ко­торый подчеркивал роль мышечных ощущений в обра­зовании зрительных представлений пространства.

Англичанин Д^К)^ (1711—1776), в философии по­следователь Д^сГьеркли, в «Трактате о человеческой природе» (1739) и в труде «Исследование о человече­ском познании» (1748) развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Юм делит все состояния сознания на «впечатления» и «идеи», их отражения. Идеи — это более слабые впечатления, которые мы используем в мышле­нии и рассуждении. Идеи могут быть простыми и слож­ными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Локк, Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их клас­сификацию. Ассоциации случайные и неправильные суть только ассоциации по закону смежности в простран* стве или во времени, а сочетания идей естественные и правильные — это ассоциации по закону сходства и при­чинности. Все эти ассоциации встречаются в повседнев­ной жизни. Они же лежат в основе научного мышления. Причинно-следственные отношения сводятся к привыч­ной последовательности явлений. Знание отношений при­чинности не является априорным, но устанавливается в опыте следующим образом. Однажды такой-то объект сопровождается таким-то действием (например, хлеб на­сытил нас). В следующий раз и затем всегда такой же (хотя уже не тот же самый) объект всегда сопровож­дался таким же действием. В результате рождается уве­ренность, что и впредь подобные объекты будут вызы­вать такие же действия, т. е. что одно является причи­ной другого. Принципом, принуждающим сделать этот вывод, является привычка, или принцип ассоциации. «Действия этого притяжения даны, причины — не извест-

103


Рис. 1. Д. Гартли (1705—1757)

ны»'1. Кант считал гениально поставленной саму проб­лему: как можно перейти от чувственного опыта, кото­рый всегда имеет дело с частным случаем, к наиболее общим понятиям и отношениям, имеющим всеобщий и необходимый характер. Но он не согласился с реше­нием Юма и ввел, наряду с опытным, априорное зна­ние2.

Английский врач и священник Д. Гартли (1705— 1757) также воспринял идеи Локка об опытном проис­хождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциа­тивной психологии. При ее построении он опирался так­же на И. Ньютона, некоторые физические представления которого были использованы им для обоснования гипо­тезы о физиологических механизмах душевных процес­сов. В главном труде — «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749)—Гартли разви­вает учение о психике как естественном начале. Все ду­ховные способности (восприятие и др.) объясняются че­рез обращение к органической структуре мозга. Суще­ствуют три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения (сенсации), идеации (идеи ощуще-