Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 32 из 80)

Биологизация в понимании законов развития чело­веческой психики привела Спенсера к откровенно ре­акционным расистским выводам. «...Европеец наследует двадцатью кубическими дюймами мозгу больше, чем па­пуас... такие способности, как способность к музыке, •почти не существующие у многих низших человеческих рас, становятся врожденными у рас более высоких. Вследствие этого-то и происходит, что от дикарей, не­способных сосчитать числа своих пальцев и говорящих языком, состоящим только из существительных и гла­голов, выходят путем долгого развития наши Ньютоны и Шекспиры»'12.

Построенная на основах позитивистского эволюцио­низма теория человека Спенсера натуралистически трак­тует его развитие. В действительности закрепление знаний и умений, приобретаемых в процессе развития -человечества, происходит в объективированной, непси­хологической форме социального наследования. Каж­дый индивид должен усвоить их. Усвоение является той новой формой опыта, которой нет у животных и кото­рая занимает основное место в становлении человече­ской психики Ч

Исторически оценивая итоги развития ассоцианисти-ческой психологии в целом, необходимо иметь в виду

>2 Спенсер Г. ... Т. 3. С. 288—289.

13 См.: Леонтьев А. Н. Об историческом подходе к изучению психики человека//Леонтьев А. Я. Избоанные психологические про­изведения. В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 96—140.

146


следующее. Отстаивая эмпирический подход к понима­нию психики, ассоцианизм защищает идею опытного про­исхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна,. она создает научную базу для педагогики, открывая широкие перспективы для разработки путей обучению и воспитания. В рамках материалистического направ­ления ассоцианизма, начиная с Гартлй, возникла зада­ча изучения материальных основ психики, решение ко­торой стало одним из магистральных путей в психоло­гии. В ассоцианизме дано детальное описание как са­мого факта ассоциации, так и принципов (законов) об­разования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на по­нимание научения, процесса'"приобретения знаний, осо­бенно в период экспериментального развития ассоциа­низма. Ассоциативная психология имеет и прикладное? значение. Ассоциативный эксперимент в различных ва­риантах нашел широкое применение в клинике (Р.Зом-мер, Э. Крепелин, 3. Фрейд, К. Юнг и др.). В педаго­гике используются данные о роли повторения, о спо­собах заучивания и др.

Вместе с тем, несмотря на серьезные и неоспоримые-достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обна­руживал свою теоретическую несостоятельность. Это* направление было замкнуто в сознании и не открывала путей для его объективного исследования. «Чистая пси­хология сознания» — так называл английскую психоло­гию Эд. Гартман в своей книге «Современная психоло­гия». С. Л. Рубинштейн проницательно замечал, что-ассоциация — это вообще не механизм, а явление, ко­нечно, фундаментальное. Но как явление оно само тре­бует объяснения. Ассоциативную психологию отличаег описательность, она не имеет средств для объяснения* душевной жизни, что признавал еще Д. Юм: ассоциа­ции — это «некоторого рода притяжение, которое, как. нам кажется, производит в духовном мире столь же-необычайные действия, как и в мире естественном, и-проявляется в столь же многих и разнообразных фор­мах. Его действия всегда очевидны; но что касается до-его причин, то они по большей части неизвестны и дол­жны сводиться на первичные свойства человеческой* природы, на объяснение которых я не претендую»**.

! " Юм Д. Соч.: В 2 т. Т. 1. М.. 1966. С. 101,

147Г


Глава III

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Русская психологическая мысль в IXIX в. развивалась в связи с общественной мыслью и ^успехами в естествознании, в творческом усвоении до­стижений мировой философии и психологии. XIX век ■в России был временем разложения феодальной фор­мации, завершившимся глубоким кризисом феодализма ш 30—50-е гг. На разложение и кризис феодализма большое воздействие оказывали рост антикрепостниче­ской борьбы угнетенных масс, в первую очередь кресть­янства, возникновение и развитие революционного дви­жения, начало которому положили декабристы. Кризис 'феодализма в России нашел свое разрешение в отмене крепостного права в результате крестьянской (1861) и .других буржуазных реформ и утверждения капитализ­ма. События социально-экономической жизни получили -отражение в борьбе различных направлений обществен­но-исторической мысли. В идейной жизни конца '20-х — начала 30-х гг. официально дворянскую линию представляло консервативное движение (С. С. Уваров, :М. П. Погодин, С. П. Шевырев). Эта линия защищала тюмещичье-крепостную идеологию «официальной народ­ности», обосновывая идею единения царя и народа, со­хранения самобытности крепостной России, которая крепка «тремя коренными чувствами» — самодержави­ем, православием, народностью. Как ответ на вопрос •о путях развития России на рубеже 30—40-х гг. сло­жились два течения — либерально-буржуазное западни­чество (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, Ъ. Ф. Корш, П. В. Анненков и др.) и либерально-дво­рянское славянофильство (А. С. Хомяков, братья И. В. -и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, ТО. Ф. Самарин). Споры между западниками и славя­нофилами были важной частью общественного движе­ния своего времени. Революционно-демократическое на-шравление в эти годы представляли В. Г. Белинский, .А. И. Герцен, а также петрашевцы. После реформы 1861 г. в условиях быстрого развития капитализма и обострения классовой борьбы получила развитие фило­софия революционеров-демократов Н. Г. Чернышевско-

Ш48;


го, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, философия на­родничества. Почвенничество и «боготворчество» <Е>. М. Достоевского и Л. Н. Толстого защищало идею о «народной почве», о самобытности России, искало тре­тий путь в решении проблем пореформенной России. Линию идеалистической философии представляли Вл. Соловьев, а также академические философские направления: неокантианство (А. И. Введенский, И. Лапшин, П. Новгородцев), позитивизм, интуитивизм (Н. Лосский}^ неогегельянство (Б. Чичерин, Н. Де-сольский),"спиритуализм (Л. Лопатин), экзистенциа­лизм (П. Шестов, Н. Бердяев). В рамках этих философ­ских направлений развивалась идеалистическая умо­зрительная психология, в частности, в Московском и Петербургском университетах.

В связи с ростом рабочего класса в 90-е гг. Россия вступает в пролетарский период освободительного дви­жения. Этот этап характеризуется распространением марксизма, выходом первых работ В. И. Ленина.

Из всех этих течений на развитие материалистиче­ской отечественной психологии в XIX в. оказали наи­большее влияние идеи революционеров-демократов: Гер­цена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Усвое­ние марксизма в психологии произошло после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

В XIX в. большие успехи сделало отечественное ес­тествознание. Отметим лишь некоторые из них, оказав­шие особенное влияние на развитие психологии. Одним из ярких достижений эволюционной мысли до Ч. Дар­вина явились диалектические взгляды на природу, раз­виваемые К.-Ф. Рулье (1814—1858). В 1845—1846 гг. его курс публичных лекций на тему «Об образе жизни животных» высоко оценил А. И. Герцен, указав на глу­бокий методологический смысл данных о психологии животных, этой «дочеловеческой феноменологии раз­вертывающегося сознания», позволяющей понять воз­никновение человеческого сознания и его качественные отличия от психики животных. В капитальном труде «История развития животных» (1828—1837) основы эмбриологии заложил К- М. Бэр (1792—1876). Во вто­рой половине XIX века действовал микробиолог, лау­реат Нобелевской премии, создатель учения о фагоци­тозе И. И. Мечников (1845—1916). Его труды «Этюды о природе человека» и «Этюды о природе оптимизма»

149


пользовались большой популярностью. В XIX в. было положено начало пропаганде дарвинизма в нашей стра­не, для которой особенно много сделали И. М. Сеченов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, К- А. Тимирязев. Большие успехи имела русская физиология. Во второй половине XIX в. развернулась деятельность основопо­ложника отечественной научной физиологии И. М. Се­ченова.

В XIX в. выходит ряд трудов по психологии Д. Вел-ланского, П. Любовского, А. Галича. Галич («Картина человека») выступает как оригинальный ученый и раз­вивает новые для своего времени идеи о связи психики с деятельностью человека в условиях общественной жизни. Сложные вопросы о природе психики и задачах психологии поднимал А. И. Герцен. Психика — это осо­бая функция мозга, отличная от функций других орга­нов, например, печени и т. п. У физиологии и психоло­гии разные задачи: задача физиологии — изучение ор­ганизма, психология же уходит совсем в другой мир. Попытки преодолеть механистическую ограниченность в понимании психики связаны с идеями Герцена о ка­чественном своеобразии человеческой психики в отли­чие от* психики животных, причина которого — в исто­рическом развитии человека. Поэтому психология, от­правляясь от физиологии, должна также основываться на философии и истории. А. И. Герцен материалистиче­ски решает проблемы психологии познания, развивает идеи о соотношении разума и чувства, критикует инди­видуалистический подход к мышлению в сенсуалисти­ческих концепциях Локка и Кондильяка. Важное место в системе его психологических взглядов занимали проблемы личности. Личность—не пассивный продукт среды. Герцен защищал идею о «деянии» как сущест­венном факторе духовного развития.человека. Особен­ное внимание Герцен уделяет проблеме свободы воли. Она стала предметом острых споров между идеалиста­ми и материалистами в русской психологии 60—80-х гг. Ее обсуждал Н. Г. Чернышевский в «Антропологиче­ском принципе в философии» (I860), в романе «Что де­лать?» (1863). Ее касался также и Герцен. Она-имела острое общественно-политическое звучание. Материа­листы часто упрощенно трактовали вопрос о свободе воли, что приводило к фатализму. Герцен отказывается от идеалистического догмата о «свободной воле», ни от