Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 37 из 80)

Для психофизических измерений Фехнер разрабо­тал три метода: метод едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классиче-

169



Рис. 3. Г. Т. Фехнер (1801 — 1887). Основатель психофизики


ские методы измерения используются до настоящего времени.

Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, ко­нечно, критику. Было замечено, что закон верен лишь в известных пределах, т. е. если интенсивность раздра­жителя возрастает, то в конце концов наступает такая величина этого раздражителя, после которой любое его увеличение уже не приводит к увеличению ощущения. Это и ряд других критических замечаний не поколебали уверенности Фехнера в своем законе. Соглашаясь с кри­тиками в деталях, он говорил: «Вавилонская башня не была достроена потому, что работники не могли стол­коваться относительно способа ее постройки; мой пси­хофизический монумент уцелеет, потому что работники не могут столковаться относительно способа его разру­шения» '.

Третьей областью, на базе которой выросла экспери­ментальная психология, явилась психометрия. Ее пред­метом является измерение скорости протекания психиче­ских процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в психологии началась в

1 Цит. по кн.: Рибо Т. Современная германская психология, Спб., 1895. С. 161.

170


астрономии. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всег­да есть некоторое запаздывание ответа на сигнал. Был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия.

Разница в показаниях между отдельными наблюда­телями была названа Бесселем «личным уравнением».

Началось измерение времени личного уравнения. Оказалось, что даже у одного человека оно может быть различным. Выяснилось, что одним из условий, суще­ственно влияющим на это время, является то обстоя­тельство, ожидается или не ожидается сигнал. Большой толчок для исследований в этой области был дан изо­бретением тоже астрономами специального аппара­та для измерения времени реакции — хроноскопа.

Настоящее развитие психометрия получила в иссле­дованиях голландского физиолога Ф. Дондерса.

Дондерс (1818—1889) изобрел методику исследова­ния времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, т. е. время, протекающее с момента появления какого-нибудь про­стого слухового или зрительного раздражителя до мо­мента ответного на него движения. Потом задание ус­ложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.

Измерялось время этих более сложных реакций. За­тем из времени сложных реакций вычиталось время, за­трачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других за­дач.

В настоящее время работа Дондерса получила новое прочте­ние в рамках когнитивной психологии в связи с проблемой нахож­дения экспертного критерия для суждения об уровневой органи­зации психики. В 1969 г. она была переиздана.

Большой вклад в психометрию внес австрийский фи­зиолог 3. Экснер. Ему принадлежит термин «время ре­акции». Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различе­ние сенсорной и моторной реакций и показал, что в за­висимости от того, настроен ли испытуемый на сенсор­ную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки.

171


Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхо­да к психическим явлениям. В этом заключается прин­ципиальное значение работ в области психофизики и психометрии. Их результаты способствовали материали­стическому пониманию психики. Сама постановка вопро­са о протекании психических процессов во времени встретила резкую критику со стороны идеалистов2.

2 См.: Грот Н. О времени//Вопр. философии и психологии. 1894. Кн. 24(4).

Глава III

РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕИ

В БИОЛОГИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

для психологии

Наряду с экспериментальным методом значительное влияние на развитие психологии оказал принцип эволюции и шире — принцип развития. По С. Л. Рубинштейну, этот принцип проник в психологию под двойным влиянием: философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, выдвинувших в философском плане идею раз­вития, и эволюционного естествознания *. Немецкий пси­холог К- Гросс (1861—1946) так оценивал значение Дарвина для психологии: «Естественный эксперимент и теория Дарвина повлияли на психологию как если бы ей подарили одновременно подзорную трубу и микро­скоп: экспериментальные методы придали ее исследова­ниям проникающую в глубь точность, а стремление про­вести сравнение между различными ступенями жизни и в психическом мире и подойти к вопросу о развитии ду­ши открыло для нее новые необъятные области исследо­вания. Это зоопсихология, психология народов, психоло­гия детства»2. В 1859 г. Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов путем естественного отбора», самую значительную работу в биологии. Установленный Дарвином факт изменчивости видов и открытые им за­коны эволюции — естественный отбор в условиях борьбы органических существ за существование на основе зако­нов изменчивости и принцип наследственности-—дали

1Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М, 1935. С. 18.

2Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. С. 2.

172


материалистическое истолкование целесообразности — приспособленности организмов в природе. Указывая на дальнейшее развитие исследований, Дарвин писал: -«Много света будет пролито на происхождение челове­ка и на его историю»3. В книге «Происхождение челове­ка и половой отбор» (1871) Дарвин специально иссле­довал вопрос о месте человека в органическом мире и показал, что человек произошел в процессе развития от низших животных форм: «...человек обязан своим суще­ствованием длинному ряду предков. Если бы не суще­ствовало какого-либо из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно таким, каким он есть. Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то с теперешними на­шими знаниями мы сможем приблизительно узнать на­ших прародителей, и нам незачем стыдиться их»4. В следующей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) Дарвин с помощью эволюционного учения обосновал идею общности происхождения выра­зительных движений, сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др. у животных и человека, показал их приспособительный смысл. Идея приспособи­тельного значения психики оказала большое влияние на психологию. Высказанная также Г. Спенсером, она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде.

Теория эволюции оказала глубокое влияние на пси­хологию. Она утверждала идею развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поста­вили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и в особенности по отноше­нию к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направ­лений и подходов в психологии — психологии животных, детской психологии и психологии так называемых мало­культурных народов.

Сосредоточив свое внимание на доказательстве род­ства человека и животных, Дарвин подчеркивал скорее черты сходства между ними, нежели различия. Нередко он, завышая психические способности животных, припи­сывал им специфически человеческие черты (воображе-

3Дарвин Ч. Происхождение видов. М, 1987. С. 359.

4Дарвин Ч. Соч.: В 9 т. Т. 5. М., 1953. С. 274.

173


ние, нравственные чувства и т. п.). Дарвин не усматри­вал качественного своеобразия интеллекта человека: «Как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное»5. Истолкование психических проявле­ний животных по аналогии с психикой человека опреде­лило развитие начатой им сравнительной психологии* Первым направлением этой области был антропомор­физм (Дж. Романее). Животные изображались по образ­цу человека, делались выводы о том, что в каких-то от­ношениях животные выше людей (имелись в виду вза­имопомощь, взаимовыручка и другие факты поведения так называемых «общественных» животных).

Наивный антропоморфизм был приостановлен иссле­дованиями крупного английского биолога Ллойда Мор­гана (1852—1936). Он ввел так называемый «закон эко­номии», известный также как «закон Ллойда Моргана» («Введение в сравнительную психологию», 1894): не при­писывать животному высшие психические способности» если его поведение можно объяснить механизмами бо­лее низкого психического уровня. Морган установил, что животные способны к научению, и ввел термин «обуче­ние путем проб и ошибок», обозначив им форму науче­ния у животных6. В это же время Дж. Леббок (1834— 1913) занимался исследованиями поведения муравьев, ос, пчел7. Назовем также Леонарда Гопхоуза (1864— 1929) 8. Несмотря на отход от антропоморфизма, этим биологам не удалось полностью избежать субъективиз­ма в истолковании поведения животных: им приписыва­ли сознание, старались определить его уровни и т. п.*