Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 38 из 80)

Реакцией на антропоморфизм и субъективизм яви­лось механистическое направление: исходило из того, что животные не только не обладают психикой человеческо-

5Дарвин Ч. ... Т. 5. С. 239.

6Морган Л. Поведение животных. Спб., 1909.

7Леббок Дж. Муравьи, осы и пчелы. Спб., 1882.

8Гопхоуз Л. Ум в процессе эволюции. Спб., 1901.

9 В русской науке против очеловечения животных выступал
один из основоположников зоопсихологии в России В. А. Вагнер
(1849—1934). С позиции эволюционной теории он анализировал
сложнейшие формы поведения животных, их психику. Так он по­
казал, что инстинкты произошли в процессе эволюции «под дик­
товку среды и под контролем естественного отбора». Он наблюдал
факты «объективным методом» путем филогенетических и онтоге­
нетических исследований.

174


го рода и уровня, но вообще не имеют никакой психики (Ж. Фабр, Ж. Лёб; школа «объективной сравнительной психологии» (А. Бете, Т. Беер, Э. Циглер, И. Икскюль]). Тенденция изображать животных как слепые машины породила реакцию. Американский натуралист, зоолог Г. Дженнингс показал, что уже простейших нельзя по­нять с помощью теории тропизмов и рассматривать их поведение как механический результат прямого воздей­ствия внешнего раздражителя. В зависимости от общего физиологического состояния животного в данный мо­мент его реакция изменяется, хотя бы внешний раздра­житель оставался тем же. Дженнингс обнаружил уже у простейших элементарные формы научения. Эти экспе­рименты свидетельствовали о том, что, по-видимому, психика у животных простирается до самых началь­ных— простейших их форм.

В конце XIX в. исследования по психологии живот­ных развернулись особенно широко в Америке. Собст­венно экспериментальные исследования были начаты Э. Торндайком. В книге «Ум животных» (1898) он дока­зывал, что высокоразвитые животные учатся совершен­но слепо и выполняют действия объективно целесооб­разные и разумные, но без всякого понимания того, что они делают. По оценке И. П. Павлова, это было первое исследование на пути экспериментального объективного изучения поведения животных. Торндайк ввел новую экспериментальную технику, которая вошла в золотой фонд сравнительной психологии (метод проблемного ящика и лабиринта). Был сделан вывод, что животные способны решать задачи только путем случайных проб и ошибок; сформулированы законы научения: закон эф­фекта (из нескольких реакций на одну и ту же ситуа­цию более прочно связывается с ситуацией, т. е. закреп­ляется та из реакций, которая сопровождается удовлет­ворением от награды); закон упражнения (реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения); закон готовности (упраж­нения изменяют готовность синапсов к проведению нерв­ных импульсов и способствуют более легкому установ­лению связи, проторению новых путей); закон сдвига. Через несколько лет, в 1901г., Э. Торндайк опубликовал монографию «Ум обезьян». Исследования Торндайка показали возможность объективного изучения поведения и этим проложили путь для бихевиоризма. Однако об-

175


щая механистическая установка Торндайка и его выво­ды, согласно которым духовная жизнь сводилась к ме­ханическим ассоциациям, возбудили споры. Высказы­вались мнения, что искусственная ситуация лаборатории не может быть адекватным приемом для исследования поведения. Эти критические замечания нельзя было иг­норировать. В. Смолл разработал лабиринтную модель поведения (1900). Крупные исследования в области зоо­психологии выполнил Р. Йеркс, замечательный экспери­ментатор. Их начало относится к 1900 г. («метод мно­жественного выбора»), с помощью которого исследо­вались процессы обобщения у животных, в том числе у приматов («Умственная жизнь мартышек и человеко­образных: изучение поведения, сопровождающегося идиацией», 1916). Важное значение имели исследования В. Кёлера с человекообразными обезьянами. Кёлер дал экспериментальную критику позиции Торндайка, сфор­мулировал требования, которым должна отвечать зада­ча на исследование интеллекта животных, и дал объек­тивные доказательства наличия у животных интеллек­та10.

Развитие биологии и углубление экспериментального анализа инстинкта, попытки понять биологическое зна­чение изучаемых форм поведения привели в 30-х гг. к созданию этологии как самостоятельной науки, изучаю­щей поведение животных в естественных условиях (К- Лоренц, Н. Тинберген — в 1973 г. им была присуж­дена Нобелевская премия; К. Фриш).

Сравнительно-психологические исследования, развер­нувшиеся после Ч. Дарвина, помогают понять происхож­дение и развитие психики, раскрывают биологические предпосылки возникновения сознания человека. Здесь впервые сложились объективные методы исследования психики.

Под влиянием Ч. Дарвина возникла как отдельная отрасль детская психология. В 1876 г. И. Тэн, извест­ный французский философ, психолог, литературовед и историк искусства, опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в кото-

10 В советской науке Н. Ф. Войтонис, Н. Н. Ладыгина-Коте^ Г. 3. Рогинский, Н. А. Тих исследовали развитие обезьян в онто­генезе, показали решающую роль манипулирования и ориентиро­вочной деятельности для развития интеллекта.

176


рой описал первые речевые проявления своей дочери. Ч. Дарвин является автором небольшой статьи «Биогра­фический очерк одного ребенка» (1877), который пред­ставляет собой описание наблюдений за поведением сы­на с рождения до 10 мес. Вслед за этой статьей Дарви­на стали появляться исследования в форме наблюдений над развитием ребенка м (В. Прейер, Дж. Селли, Стен­ли Холл, В. Штерн, К. Гросс, К. Бюлер и др.). Первой теорией в этой области явилась теория рекапитуляции, которую сформулировали Ст. Холл (1844—1924) и Дж. Болдуин (1861—1934). В ее основу был положен биоге­нетический закон Геккеля, перенесенный в детскую пси­хологию и эмбриологию (Э. Геккель, дарвинист, в 60-х гг. XIX в. выступил с законом, в соответствии с которым зародыши высших животных повторяют в сокращенном виде общую эволюцию предшествующих животных форм). Согласно закону рекапитуляции, в процессе ин­дивидуального развития ребенок проходит (повторяет) этапы эволюционного процесса, а также культурного развития, которое прошло человечество: дикость, соби­рательский этап, охота, скотоводчество и др. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой. Так, ис­пытываемые ребенком противоположные чувства—страх перед водой и любовь к ней — это следы от тех времен,. когда животные жили в воде, а затем избрали своим ме­стопребыванием землю. Онтогенетическое развитие рас­сматривалось как биологически детерминированный про­цесс. Ст. Холл уделял много внимания педагогике (ему принадлежит термин «педология», которым он обозна­чал общую науку о развитии ребенка). Болдуин считал,. что онтогенетическое развитие не является полным по­вторением филогенеза и человеческой истории, в нем есть «пропущенные главы». Теория рекапитуляции была дополнена учетом внешних факторов на развитие ребен­ка. Результатом явилась теория двух факторов психиче­ского развития и их конвергенции В. Штерна. Согласна Штерну, ребенок — это организм, который, появляясь на свет, уже имеет какие-то органические задатки, инстинк­ты, врожденные влечения. Штерн назвал их внутренни-

11 В 1878 г. опубликована книга французского психолога и фи­зиолога Б. Пере «Первые три года ребенка» и ряд других его ра­бот; были высоко оценены современниками, в том числе в России.

177


ми особенностями, или внутренним фактором, определя­ющим духовное развитие. Вторым фактором являются влияния среды, природной и общественной. Они опреде­ляют фактическое развитие из задатков. Подчеркивает­ся необходимость учитывать особый момент, наиболее -благоприятный для соединения первого и второго фак­торов. Им являются сензитивные периоды в психическом развитии как наиболее благоприятные для воздействия внешних влияний, например для обучения языку, музы­ке и т. д. Теория двух факторов, хотя и учитывает роль внешних влияний в развитии, является, как и теория рекапитуляции, концепций фатальной предопределен­ности психического развития: воспитание, хотя его роль и признается, все же действует лишь в заданных приро­дой пределах.

До настоящего времени можно говорить о распро­страненности теории двойной детерминации психическо­го развития 12.

Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина возник вопрос о том, отличается ли и, если отличается, то чем, психика современного человека от психики первобытно­го (о первобытном состоянии можно судить, изучая со­временные народы, уровень развития которых соответ­ствует первобытному). Возникли две школы. В Англии Э. Тейлор (Первобытная культура, 1870) выдвинул кон­цепцию первобытного анимизма. К этой школе принад­лежит также Дж. Фрэзер (Золотая ветвь, 1890). Тейлор рассматривает многочисленные факты, в которых убеди­тельно выступает исключительное своеобразие представ­лений о мире отсталых народов (обрядовые действия, ве­ра в сновидения, мифы о природе, верования и др.)- Яв­ляются ли они результатом различий в основных позна­вательных процессах или единый универсальный челове­ческий ум порождает различные картины мира в раз­ных условиях жизни? По Тейлору, на всех этапах исто­рического развития мышление человека всюду одинако­во. Дикарь, так же как и современный человек, пытает­ся ответить на вопросы о законах мира, причинах со­бытий, которые он наблюдает, о причинах явлений при­роды и приходит к представлению о призрачной душе. Душа представлялась в виде контура невещественного