Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 39 из 80)

12Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский Л. И. Совре­менная американская психология развития. М., 1986. С. 32.


образа, по своей природе вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли; обладает лич­ным сознанием и волей своего телесного обладателя; способна покидать тело и переноситься с места на ме­сто; является мысли; обладает личным сознанием и во­лей своего телесного обладателя; способна покидать те­ло и переноситься с места на место; является спящим людям как образ, отделенный от тела, но сходный с ним; властвует над телом. Так рождается представление о двойственности человека как состоящего из тела и ду­ши. По аналогии с собой первобытный человек начина­ет рассматривать всю окружающую действительность и различает в ней эти же два начала: тело и душу. Так дикарь приходит ко всеобщему анимизму—одухотворе­нию природы. Умственный механизм как современных, так и первобытных людей тождествен. Этот механизм при ограниченном опыте и недостаточных знаниях неизбеж­но должен был породить те мифы и представления, ко­торые поражают современного человека. И если бы слу­чилось, что культура исчезла, современный человек с такой же неизбежностью пришел бы к анимизму.

Вывод о неизменности мышления на всех этапах ис­торического развития человеческого опыта, основной те­зис теории первобытного анимизма, оспаривался фран­цузской социологической школой, которая в начале; XX в. выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного че­ловека 13.

См. раздел шестой, главу V настоящего издания.


Раздел пятый

ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ И

ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО ПЕРИОДА

ОТКРЫТОГО КРИЗИСА

(60-е гг. XIX в. — 10-е гг. XX в.)

Глава I

ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Первым вариантом психологии как са­мостоятельной науки явилась физиологическая психоло­гия В. Вундта (1832—1920). Свои исследования он на­чал в области восприятия. Из них составилась книга -«Очерки по теории восприятия» (1862). В этих «Очер­ках» Вундт развивает идеи о психологии как экспери­ментальной науке. В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных» Вундт наряду с экспери­ментом в качестве источника психологического исследо­вания называет анализ продуктов человеческого духа. Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствии психологии народов. Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода — экспериментальный и культурно-исторический. Вышед­шие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятель­ной науки. Ее объектом объявляются те процессы, ко­торые доступны одновременно и внешнему, и внутрен­нему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объ­яснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования. По методу физиологическая психология есть психология экспери­ментальная. Начиная с 1875 г. Вундт действовал в Лей-пцигском университете. Здесь в 1879 г. он создал психо­логическую лабораторию, на базе которой через два го­да был создан Институт экспериментальной психологии, с самого начала превратившийся в международный центр по подготовке психологов. Здесь учились Э. Кре-пелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, А. Киршман, Э. Мей-ман, К. Марбе, Т. Липпс, Ф. Крюгер (Германия),

180


Рис. 4. В. Вундт (1832—1920) (в центре) с сотрудни­ками. Лейпциг, 1912

Э. Титченер (Англия), Э. Скрипчур, Д. Эыджелл, Ст. Холл (Америка), В. М. Бехтерев, В. Ф. Чиж, Н, Н. Лан-ге (Россия) и др. Так сложилась школа Вундта, от ко­торой начинается история психологии как самостоятель­ной науки.

Подвергнув критическому анализу прежние понима­ния предмета психологии (как науки о душе и о внут­реннем опыте), Вундт определяет психологию как науку о непосредственном опыте. Объект и субъект выступают в неразрывном единстве: всякий объект является пред­ставляемым объектом (Varstellungsobjekt). Этот термин играет у Вундта ту же роль, что и «нейтральные эле­менты» у Маха: за неразрывностью субъекта и объекта в опыте лежит идеалистический тезис, ставящий под со­мнение независимое от субъекта существование объек­тивного мира. По характеристике С. Л. Рубинштейна, Вундт направил психологию по пути махистской ее пе­реориентации.

Единый опыт может рассматриваться с двух точек зрения. «Эти точки зрения подсказываются нам тем, что каждый опыт расчленяется непосредственно на два фак­тора: на содержание, данное нам, и на способ нашего восприятия этого содержания»1. Опыт, взятый в отвле-

1Вундт В. Очерки психологии. М., 1912. С. 4.

181


Рис. 5. Пансион «Trierianum» при Лейпцигском уни-верситете, в котором в 1879 г. был основан Институт

экспериментальной психологии

чении от познающего субъекта и направленный на вы­явление связей объективных явлений, изучает естество­знание. Это опосредствованный опыт. Опыт, рассматри­ваемый в его отношениях к субъекту и в тех свойствах* которые ему приписываются субъектом, это непосредст­венный опыт, который и изучает психология. Психоло­гия, определяемая как наука о непосредственном опыте* является, по признанию самого Вундта, разновидностью эмпирической психологии, поскольку должна показать связь содержаний опыта в том виде, как она дана субъ­екту. Таким образом, объектом изучения в психологии остается сознание. В его описание, однако, Вундт вносит новые черты. В противоположность интеллектуализму всей прежней психологии Вундт рассматривает психиче­ское как процесс. При этом воля берется как типиче­ский процесс. Вундт называет свою психологию волюн­таристической, подчеркивая в то же время отличие своей системы от философского волюнтаризма Шопен­гауэра.

Поскольку все науки изучают одни и те же предме­ты, но с разных точек зрения, постольку «нельзя допу­стить никакого принципиального различия между психо-

182


логическими и естественнонаучными методами»2. Поэто­му в психологии также должны использоваться экспери­ментальные методы, «имеющие целью осуществить точ­ный анализ психических процессов, подобный анализу, предпринимаемому естествознанием в применении к яв­лениям природы»3. Эксперимент не отменяет самона­блюдения, оно остается единственным прямым методом в психологии. Объективные явления — поведение, дея­тельность— Вундт исключал из психологии. «Человек сам —не как он появляется извне, но как он дан непо­средственно себе самому» является собственно пробле­мой психологии. Эксперимент лишь позволяет сделать самонаблюдение более точным.

Однако не вся психика поддается экспериментально­му изучению. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов — ощущений, пред­ставлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Исследование высших психических функ­ций и психического развития требует других методов. В качестве таковых Вундт считал анализ продуктов чело­веческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопо­ставив ей индивидуальную экспериментальную психоло­гию. С введением Вундтом двух психологии, отличаю­щихся по содержанию и методам, различно ориентиро­ванных— на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившего­ся в психологии в начале второго десятилетия XX в..

Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследова­ние законов душевной жизни. В этой программе отчет­ливо выступает атомизм Вундта, характерный для ассо­циативной психологии: простейшие элементы, сенсорные по своей природе, первичны, сложные образования вто­ричны. Однако Вундт борется с крайностями ассоциа-низма: в продуктах ассоциаций он обращает внимание на возникновение нового качества, не сводимого к сум­ме свойств исходных элементов. Все ассоциации Вундт

2Вундт В. Очерки... С. 9.

3 Там же.

183


подразделяет на одновременные и последовательные, ко­торые в свою очередь имеют несколько форм: одновре­менные существуют в форме слияния, ассимиляции — диссимиляции и компликации, последовательные — узна­вания и воспоминания. За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память. Вундт борется с функ­ционализмом старой психологии и рассматривает их как результат единого механизма ассоциаций. При этом ас­социации характеризуются как пассивный процесс, ко­торый протекает без активного участия субъекта. В пси­хологии Вундта нет субъекта, нет личности: «... все пси­хическое— это непрестанная смена явлений, постоянное возникновение и созидание... Нигде эти факты действи­тельной душевной жизни не нуждаются в другом суб­страте для своего истолкования, кроме того, который дан в нас самих»4. Кроме ассоциативных, Вундт раз­личает апперцептивные связи. Они складываются при активном участии сознания. Апперцепция — это особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта и внешне выражается во внимании. Из всей совокупности содержаний, находящихся в сознании, т. е. просто перцепируемых, апперцепция, или внимание, вы­деляет объект, вследствие чего его восприятие становит­ся более ясным и отчетливым; оно входит в ясную точ­ку сознания — апперципируется. Когда апперцепция на­правлена на выбор между разными основаниями в про­цессе подготовки к действию, она есть воля. Вундт сбли­жает понятия апперцепции, внимания и воли и даже отождествляет их. Продуктом апперцепции являются ап­перцептивные сочетания представлений. Мышление и во­ображение выступают функциями апперцепции. Высту­пая объяснением сложных явлений душевной жизни, са­ма апперцепция не объясняется: ее источник в самом сознании.