Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 40 из 80)

Последним разделом психологии Вундта является учение о законах психической жизни. В них отражается попытка выйти за рамки описания, выявить собственные свойства субъективного мира — их Вундт называет са­мостоятельной психической причинностью в отличие от физиологических механизмов психических процессов.

Из всего сделанного Вундтом наиболее исторически значимым явились введение им в психологию экспери-

4Вундт В. Очерки... С. 128. 184


мента, организация Института экспериментальной пси­хологии и основание специального журнала «Психоло­гические исследования» (первоначально «Философские исследования»), который стал (после «Mind», основан­ного А. Бэном в 1876 г.) первым собственно психологи­ческим журналом.

Одновременно с Вундтом в России с программой по­строения психологии выступил И,_Д1.. Сеченов (1829— 1905). Сеченов окончил Военное инженерное училище в Петербурге и медицинский факультет Московского уни­верситета. В обстановке обострения борьбы между иде­ализмом и материализмом по коренным мировоззренче­ским вопросам, касающимся природы человека, души, свободы воли, детерминации поведения, под влиянием философии революционеров-демократов, прежде всего Чернышевского, Сеченов осуществляет ряд работ, на­правленных на разрешение труднейших психологических проблем. «Моя задача, — писал он, — заключается в сле­дующем: объяснить деятельностью уже известной чита­телю анатомической схемы (имеется в виду простой ре­флекс.— прим. А. Ж.) внешнюю деятельность человека... с идеально сильной волей, действующего во имя какого-нибудь высокого нравственного принципа и отдающего себе ясный отчет в каждом шаге —одним словом, дея­тельность, представляющую высший тип произвольно­сти» 5.

Результатом работ Сеченова явилось новое представ­ление о психике и задачах психологии как науки. Сече­нова можно по праву считать основоположником отече­ственной научной психологии. Его важнейшие труды по психологии: «Рефлексы головного мозга» (1863), в ко­торых сформулирована рефлекторная теория в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений; «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), здесь в полемике с К- Д. Кавелиным излагаются общая про­грамма построения психологии, взгляды на предмет, ме­тод и задачи психологии; «Элементы мысли» (1878), здесь дается естественнонаучная разработка мышления как итог исследования познавательных процессов; ста­тьи 90-х гг.: «Впечатления и действительность», «Пред-

5Сеченов И. М. Избранные произведения: В 2 т. Т. !. М„ 1952. С. 62.


Рис. 6. И. М. Сеченов (1829—1905) проводит опыт по изу­чению работы мышц рук. Москва, 1902.

метная мысль и действительность», «О предметном мы­шлении с физиологической точки зрения» и др.

В «Рефлексах головного мозга» Сеченов поставил за­дачу «доказать возможность приложения физиологиче­ских знаний к явлениям психической жизни»6. Решение этой задачи вылилось в рефлекторную теорию психиче­ского. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т. п.) складывается в опыте по типу рефлексов; спо­собность анализировать эти конкретные впечатления, память, все эти психические акты развиваются путем ре­флекса. Схема психического процесса та же, что и схе­ма рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной дея­тельностью и заканчивается ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Психический процесс воз­никает и завершается в процессе взаимодействия инди­вида с окружающим миром, значит, влияние извне в форме чувствования первично. Мотивы, отвлеченные представления не являются первоначальными причина-

вСеченов И. М. Избранные... Т. 1. С. 52. 186


Рис. 7. К- Д. Кавелин (1818— 1885). Писатель, юрист, фило­соф. Известен в связи с поле­микой с И. М. Сеченовым по вопросам развития психологии как положительной науки

ми наших поступков. В объяснении психики нужно ис­ходить не из психики, несмотря на то что «голос само­сознания... говорит мне донельзя ясно десятки раз в день, что импульсы к моим произвольным актам выте­кают из меня самого и не нуждаются, следовательно, ни в каких внешних возбуждениях»7. Сеченов предприни­мает попытку «вырвать» психологию из замкнутого ми­ра внутреннего сознания и объяснить, как происходят психические процессы, проследить становление сознания в онтогенезе. Таким образом, рефлекторный принцип не означает сведения психического к физиологическому. Речь идет о сходстве между ними по структуре и по происхождению. «Первоначальная причина всякого по­ступка лежит всегда во внешнем чувственном возбужде­нии...»8. Рефлекторный подход предполагает также изу­чение мозговых механизмов психических процессов. Ре­шение этой задачи стало предметом научной деятельно­сти И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и др.

Так, с помощью рефлекторного принципа психиче­ское получает свое причинное объяснение, сохраняя при этом качественную, не сводимую к физиологической, ха­рактеристику. Его дальнейшая разработка происходит в

7Сеченов И. М. Избранные... Т. I. С. 126.

8 Там же. С. 104.

187


статье «Кому и как разрабатывать психологию», напи­санной в связи с книгой историка-публициста К. Д. Ка­велина «Задачи психологии». Здесь И. М. Сеченов сфор­мулировал задачу психологии: «Научная психология... не может быть ничем иным как рядом учений о происхож­дении психических деятельностей» 9. Объяснить происхо­ждение— значит показать протекание психического ак­та: его начало, центральную фазу и конец. В такой трак­товке задачи психологии заключено требование выйти за пределы сознания в систему объективных отношений человека с миром, раскрыть условия, определяющие тот или иной характер действий человека, описать внешние проявления психических явлений, т. е. отнести к фак­там сознания научно, объективно.

Указав на бесплодность интроспективного метода, Сеченов развивает идеи генетического подхода в психо­логии. «Следить исторически за ходом развития челове­ка... с его рождения на свет, подметить главнейшие фа­зы в том или другом периоде и вывести всякую после­дующую фазу из предыдущей», ибо «из реальных встреч ребенка с окружающим миром и складываются все ос­новы будущего психического развития» 10. При этом Се­ченов требует не ограничиваться описанием, а искать «реально-психическую подкладку» изучаемых явлений сознания.

Сеченов развивает представления об активном дея-тельностном характере чувственного познания. Так, смо­трение он называет действием: глаз выпускает «щупа­ла», могущие сильно удлиняться или укорачиваться с тем, чтобы свободные концы их, сходясь друг с другом, прикасались к рассматриваемому в данный момент пред­мету»11. Эти материалистические идеи Сеченов защи­щал в борьбе с идеалистами, в частности Э. Л. Радло-вым 12. Программа Сеченова подводила к изучению це­лостного поведения. В своем принципиальном содержа­нии эта задача решается и современной психологией.

В то же время программе Сеченова, базирующейся на естественнонаучном материализме, свойственна исто-

9Сеченов И. М. Избранные... С. 198.

10 Там же. С. 210, 212.

11 Там же. С. 521.

12Радлов Э. Л. Натуралистическая теория познания (по по­
воду статей проф. И. М. Сеченова)//Вопр. философии и психологии.
1894. Кн. 25(5).

188


рическая ограниченность. Признавая социальную обу­словленность человеческого сознания, отмечая «преем­ственный ход развития всего психического содержания по мере накопления знаний»13, Сеченов не смог вклю­чить эту реальность в свою программу. Его подход на­мечал путь объективного исследования явлений созна­ния в основном как продуктов взаимодействия индивида с предметным миром. Используя генетический метод, Сеченов показывает, что речевое — символическое аб­страктное мышление и волевой акт личности, самосозна­ние «Я» имеют свои генетические корни в открытой для объективного наблюдения системе отношений. И. М. Се­ченов оказал огромное влияние на мировую и отече­ственную психологию. Его традиции продолжены Н. Н. Ланге, В.М. Бехтеревыми физиологии И. П. Пав­ловым, А. А. Ухтомским. Глубокое влияние Сеченова на отечественную науку продолжается и сегодня 14.

Глава II

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

С самого начала существования пси­хологии как самостоятельной науки наметились различ­ные подходы к пониманию ее предмета, методов и за­дач. Вундтовские традиции развивались Э. Титченером-(1867—1927) и психологами, группировавшимися вокруг него в Корнелльском университете в США. Этот универ­ситет благодаря усилиям Титченера стал крупным пси­хологическим центром и одним из первых положил на­чало экспериментальной психологии в США. Титченер в основном разделяет вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Свою психологию он назвал структурной психологией, проти­вопоставляя свой подход функционализму американской-психологии. Согласно его точке зрения, психология дол­жна изучать структуру — материю сознания как сово­купность отдельных элементов, далее не поддающихся