Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 41 из 80)

« Сеченов И. М. Избранные... С. 159.

14 См. книги: Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения/Под ред. П. Г, Косткжа и др. М, 3980; Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.

« 189


анализу, простых по своей природе. Необходимо изучать сознание в терминах элементов, т. е. в отличие от всех функциональных отношений» от их роли в поведении, только в связи с нервным субстратом: считалось, что •физиологические основы объясняют психические процес­сы. Отсюда троякая цель психологии. Она стремится «анализировать конкретное данное душевное состояние, разложив его на простейшие составные части; найти, каким образом соединены эти составные части, законы, управляющие их комбинацией; привести эти законы в связь с физиологической организацией»1.

Сознание образует особый внутренний мир. Проник­нуть в него можно только с помощью метода аналити­ческой интроспекции. Этот метод является одним из ва­риантов интроспекции. В отличие от такого его понима­ния, в соответствии с которым в явлениях сознания от­крываются содержания вещей, т. е. не психологические -факты, аналитическая интроспекция дает материал о собственно психологических фактах; из интроспектив­ного отчета Титченер требовал исключить все, что име­ет отношение к физической природе стимула, к значе­нию, поскольку эти моменты не открываются в самона­блюдении. Оставить в самоотчете исключительно «чи­стое содержание сознания», ибо только оно может быть воспринято интроспективно. В интроспективном отчете испытуемый не должен подменять психические явления тем предметом, который вызывает эти явления, т. е. не совершать «ошибки стимула». Например, вместо того чтобы сказать «дорога неровная», психолог должен го­ворить «давление на подошвы моих ног становится все более неодинаковым», т. е. называть только свои непо­средственные ощущения. За пределами Корнелля эти различия редко кто понимал, но Титченер придавал им принципиальное значение. Были разработаны требова­ния к самонаблюдению: необходимо создать хорошие условия, чтобы исключить внешние влияния, вниматель­но следить за ходом сознания, выразить его явление словами, стараться не отвлекаться, внутренне проник­нуться задачей и т. п. Метод аналитической интроспек­ции ограничен областью собственного сознания. Непо­средственно известна каждому только собственная ду­ша. Исследовать психику животных, детей, психически

* Титченер Э. Очерки психологии. Спб., 1898. С. 10.

190


больных, а также социально-психологические процессы можно по аналогии с данными собственного самона­блюдения, поскольку ощущения у всех одинаковы. Тит-ченер не поддерживал идею индивидуальной дифферен­циальной психологии. В ряде выступлений, в частности-в статьях «Постулаты структурной психологии» (1898),. «Схема интроспекции» (1912), Титченер развивает идеи об аналитической интроспекции, защищая этот метод от справедливых нападок в связи с его ненадежностью. Так, валидность интроспекции нельзя, по Титченерук оценивать путем отсылки к стимулу, ибо она интересу­ется содержанием сознания, а не его соответствием сти­мулу. В защите аналитической интроспекции Титченер-проявляет настоящую самоотверженность.

В качестве первичных элементов сознания Титченер* выделяет ощущения, образы, чувства. Ощущения обла­дают качеством, интенсивностью, отчетливостью и дли­тельностью. Составляют характерные элементы восприя­тий. Образы — это следы прежних ощущений, от кото­рых отличаются меньшей отчетливостью. Составляюг характерные элементы представлений памяти и вообра­жения. Чувства — любовь и ненависть, радость и пе­чаль—обладают качеством, интенсивностью, длительно­стью. Это элементы душевных движений. Задача психо­логии заключается в том, чтобы описать эти элементы-с использованием эксперимента, который уточняет дан­ные самонаблюдения, объяснить их, главным образом с помощью физиологии, и показать, что, будучи сгруппи­рованы и распределены известным образом, они образу­ют различные сложные процессы, из которых состоит наше сознание. Внимание, мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементарного процесса, подобного рассмотренным трем. Титченер спорит с вюрцбургскими психологами по вопросу безобразного мышления и выдвигает контекстную теорию значения. Система Титченера представляет собой концентрирован­ное выражение интроспективной трактовки психики. Психическое ограничивается здесь сферой осознанного и исследуется как замкнутое в себе сознание. Показа­ния самонаблюдения принимаются за то, за что они са­ми себя выдают, т. е. проводится тезис о непосредственном познании психического, о совпадении явления и сущно­сти в психологии. Система Титченера занимала особое место в американской психологии и, составляя особую

19Г


школу, не стала ее органической частью. Американских психологов интересовали человеческие способности и ин­дивидуальные различия. Как писал Боринг, «Титченера интересовал ум, а американцев — умы». Эта психология находилась, по существу, в изоляции. Реакцией на это направление был функционализм. Расхождение между -структурным и функциональным подходами в американ­ской психологии было характерно и для европейской ■науки и, может быть, исходит из нее: идейным истоком ■функциональной психологии является психология акта австрийского философа и психолога Ф. Брентано.

Ф. Брентано (1838—1917) выдвинул программу, кото­рая противостояла как традиционной элементаристской ассоциативной психологии, так и новой психологии Вун-дта. На формирование его философских и психологиче­ских взглядов оказали особенно большое влияние Ари­стотель и схоластика, а именно те аспекты этих систем, в которых жизнь души выступает как активное начало, а не только как воспринимающая воздействия извне, как учила вся эмпирическая психология, начиная от Локка. В главном труде «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) Брентано противопоставляет эк­спериментальному методу Вундта, значение которого, как и измерения, с его точки зрения, является весьм-а ограниченным для психологии, внутреннее восприятие психических феноменов. Метод Брентано был вариан­том субъективного метода самонаблюдения. Главным для него был вопрос о сущности психического как пред­мета психологического исследования. Он выступает про­тив психологии как науки о содержаниях сознания. Под­линной психологической реальностью являются не они, а акты нашего сознания. «Примерами психических фе­номенов являются любые представления с помощью ощущения или фантазии, и я понимаю здесь под пред­ставлением не то, что представляется, но акт представ­ления» 2.

Психические феномены Брентано противопоставляет физическим. «Примерами физических феноменов явля­ются цвет, фигура, ландшафт, которые я вижу; аккорд, который я слышу; тепло, холод, запах, которые ощу-

аBrentano Fr. Psychologie vom empirischen Standpunkt. 1 Bd. Leipzig, 1874. S. 103—104.

192


щаго, а также сходные картины, которые являются мне в фантазии»3.

Таким образом, предметом психологии являются пси­хические феномены как акты —видения, слышания, су­ждения и т. п. Но акт не имеет смысла, если он не на­правлен на объект. Акт интенционально содержит в се­бе что-то как объект, на который он направлен. Поэто­му основная характеристика психологических актов, по Брентано, заключается в том, что они обладают имма­нентной предметностью, т. е. всегда направлены на объ­ект. Сознание есть всегда сознание о... . Но каждый акт содержит в себе объект как свой предмет особым спо­собом: «В представлении что-то представляется, в суж­дении что-то признается или отвергается, в любви лю­бится, в ненависти ненавидимо, в желании желаемо и т. д.»4. Предметы в смысле Брентано обладают не ре­альным материальным, а интенциональным бытием. Это идеальные объекты, которые сами находятся в ду­ше. Брентано как бы помещает весь предметный мир в душу человека. Соответственно способу отношения к предмету Брентано производит классификацию духов­ных актов на три вида: акты представления (Vorstellun-gen), акты суждения (Urteile), акты чувства (Gefuhle). В представлении предмет является — презентируется — сознанию. Модификациями этого акта являются воспри­ятие, воображение, понятие. Среди всех психических ак­тов представлению принадлежит ведущая роль. «Ни о чем нельзя судить, ничего нельзя желать, ни на что нельзя надеяться, ничего нельзя бояться... если нечто не представлено»5. Суждение — другой вид отношения к объекту. В отличие от традиционного ассоцианизма, в котором суждение понимается как объединение или разъединение представлений, по Брентано, в суждении объект мнится как истинный или ложный. В актах чув­ства субъект относится к своему объекту как к добру нли злу. Этот класс психических феноменов охватыва­ет также желание и волю. Учение о чувствах Брентано положил в основу своих этических представлений.

Выделяя три вида актов, Брентано подчеркивал их единство в целостной душевной жизни, в отличие от фи-

* Brentano Fr. Psychologie... S. 103—104.

* Ibid. S. 115.
5 Ibid. S. 104.


зического мира, в котором объекты могут существовать как отдельные вещи. Многообразие же соответствующих актов ощущения, видения, слуха, ощущений тепла и за­паха и вместе с ними одновременные желания и чувст­вования и размышления, как и внутреннее восприятие, которое «...дает нам о них все знание, мы вынуждены охватывать как частичные феномены одного единого фе­номена...»6. Сознание в единстве его актов Брентано сравнивает с рекой, в которой одна волна следует за другой.

В психологии интенциональных актов поднимаются три важных вопроса психологии сознания — предметно­сти, активности и единства. В этих свойствах, по Брен­тано, выступает специфика психических явлений. Одна­ко в силу идеалистических позиций, рассмотрения со­знания в отрыве от практической деятельности челове­ка Брентано не смог раскрыть действительное содержа­ние этих реальных характеристик сознания.