Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 42 из 80)

Поднятые в психологии Брентано проблемы получи­ли последующее развитие в психологии функций К. Штумпфа, в австрийской школе. Она оказала влия­ние на Вюрцбургскую школу, гештальтпсихологию, на английскую психологию Ф. Стаута и Дж. Уорда и более опосредованное на персоналистическую психологию» психоанализ Фрейда, для которого курс Брентано был единственным не медицинским курсом, прослушанным за время учебы в Венском университете. В философии особенное развитие идеи Брентано получили у его уче­ника Э; Гуссерля (1859—1938).

В австрийской школе ученик Брентано А. Мейнонг (1853—1920) создал «теорию предметов», ставшую тео­ретической основой проблемы целостности в Грацкой школе. Не останавливаясь на ее анализе, необходимо отметить, что эта теория восполнила известную одно­сторонность психологии Брентано, из которой исключал­ся анализ содержательной стороны сознания. Другой австрийский психолог, X. Эренфельс (1859—1932), эк­спериментально установил факт целостных образова­ний— гештальтов, которые являются продуктом дея­тельности сознания, подтвердив этим теоретические представления Брентано об актах.

* Brwtam Fr Psyohologie... S. 125—126.


194


»


Рис. 8. К. Штумпф (1848—

1936)

Настоящее экспериментальное развитие учение Брен-тано об акте получило в психологии функции К Штум­пфа (1848—1936), крупного немецкого психолога, осно­вателя психологического института при Мюнхенском {1889) и Берлинском (1893) университетах. Учениками Штумпфа в разное время были Э. Гуссерль, а также К. Коффка» В. Кёлер/ М. Вертгеймер, К. Левин, впо­следствии основатели гештальтпсихологии. Центральным понятием психологии Штумпфа является понятие функ­ции, которое соответствует понятию акта Брентано. Штумпф различает явления сознания, психические функции, их продукты (например, понятие как продукт понимания). При этом именно функции составляют са­мое существенное в душевной жизни и задачу исследо­вания. Явления лишь материал для работы душевного организма. Именно в зависимости от функции мы заме­чаем в целостном явлении его части, например, опреде­ленный тон в аккорде. Штумпф проиеводит классифика­цию функций. Их экспериментальное исследование осу­ществлялось на материале слуховых восприятий, в ча­стности музыки.

На американском, континенте идеи психологии акта превратились в большое самостоятельное направление — функционализм. У истоков его стоит психология

?• 195


В. Джемса (1842—1910). Его главный труд «Основы психологии» (в 2-х т., 1890). Вскоре после этого Джемс оставляет психологию, посвящает себя философии и ста­новится известным как прагматист. По точной оценке Н. Н. Ланге, Джемс оказал большое влияние на разви­тие психологии необычным мастерством в описании ду­шевной жизни, «...точно обратил нас к непосредственно­му опыту, закрытому до сих пор теоретическими постро­ениями»7. Джемс отвергает атомизм современной ему

психологии. Собственное самонаблюдение, которому должна следовать психология, показывает каждому че­ловеку, что эти гипотетические элементы ему недоступ­ны. В самонаблюдении нам открываются не эти атомы, а некоторые цельные конкретные состояния сознания. Они изменчивы: минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Тождестве» воспринимаемый нами объект, а не наши ощущения. Уже поэтому неправильно смотреть на психическую» жизнь как перетасовку и ассоциацию одних и тех же идей. Психическая жизнь есть постоянная смена каче-ственностей. В сознании нет связок. Оно течет непре­рывно. Постоянная смена качественностей составляет поток сознания. В его непрерывном потоке выделяются некоторые переходные состояния. Подобно полету пти­цы он составляется как бы из сменяющихся полетов и присаживаний. Места отдыха обыкновенно'заняты каки­ми-либо чувственными образами, места полета заполне­ны мыслями об отношениях, которые существуют между предметами, наблюдаемыми в периоды относительного отдыха. Эти состояния, т. е. сознавание отношений меж­ду явлениями сознания — пространственных, времен­ных, сходства, различия невозможно схватить самона­блюдением. Характерной чертой потока сознания явля­ется наличие психических обертонов, неопределенных об­разов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Со­знание отличается селективностью, т. е. избирательно­стью: в нем всегда одно состояние выдвигается вперед, другое, наоборот, отходит на задний план в соответст­вии с тем, что нужно, важно, интересно данному инди­виду. Селективность отличает наши переживания, во внешнем мире все предметы имеют однинаковую степень реальности.

* Ланге Н. Н. Психология. М.( 1914. С. 53.

196


Рис. 9. В. Джемс (1842— I9J0)

Вопрос о связи состояний с мозгом решается Джем­сом в его теории психического автоматизма, являющей­ся разновидностью концепции психофизического парал­лелизма. Все душевные процессы являются функцией мозговой деятельности, изменяясь параллельно послед­ней и относясь к ней как действие к причине. Однако-эта теория противоречит здравому смыслу, который го­ворит, что у нас есть сознание и раз оно возникло, то,. подобно всем другим функциям, оно целесообразно. Об* этом же говорит и теория эволюции. На этой точке зре­ния стоит вся описательная психология. Поэтому в опи­сании сознания, считает Джемс, надо следовать тради­ционной терминологии: «Я буду так выражаться, как будто сознание в самом деле направляло процессы & нервных центрах согласно его целям, а не являлось бес­сильным пассивным зрителем смены житейских явле­ний:»8.

В целом Джемс весьма пессимистически оценивал состояние психологии, сравнивая ее с кучей сырого фак­тического материала, считал, что ее нельзя назвать на­укой. Новейшую экспериментальную психологию, заро-

Джемс В. Психология. Спб„ 1896. С. 77—78.

197


лившуюся в Германии, он описывал с уничтожающей иронией, называя Вебера, Фехнера и Вундта «филосо­фами призмы, маятника и хронографа», занятыми «вы­слеживаниями и выпытываниями». Также скептически юн отнесся к психоанализу Фрейда. Ближе всего для не-то непосредственное наблюдение и сознание как его объект.

В связи с размышлениями о сущности сознания он наметил новый подход к его исследованию. «Я отрицаю сознание как сущность, как субстанцию, но буду резко настаивать на его значении в качестве функции... Функ­ция эта — познание. Необходимость сознания вызвана потребностью объяснить факт, что вещи не только суще­ствуют, но еще не отмечаются и познаются»9.

Эти идеи навеяны успехами в биологии, которая по­казала, что «различные виды наших чувств и способы -мышлений достигли теперешнего состояния в силу своей полезности для регулирования наших воздействий на внешний мир»10. Именно эти идеи Джемса дали начало новому направлению американской психологии — функ­ционализму.

Наиболее ярко и последовательно это широко распро­страненное в США в начале XX в. направление пред­ставлено психологами Чикагской школы (Дж. Дьюи, Дж. Р. Энджелл, А. У. Мур, Дж. Г. Мид, Г. Кэрр и др.). Существовало до 1916 г., после чего перешло в бихевио­ризм. Начало этому движению положила статья Джона Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» •(1896), направленная против автоматизма в понимании рефлекторного акта. Выделяемые обычно элементы — стимул и ответная реакция — в действительности не су­ществуют как отдельные. Они находятся внутри коор­динации и соответствуют ее разным фазам. «Стимул является той фазой формирующейся координации, кото­рая представляет условия, необходимые для достиже­ния успешного результата; реакция является той фазой этой же координации, которая дает возможность достиг­нуть соответствия этим условиям и служит инструмен­том в достижении успешной координации. Поэтому они являются строго соответствующими друг другу и совпа-

9Джемс В. Существует ли сознанне?//Новые идеи в философии.
-Сб. 4. М., 1913. С. 103—104.

10Джемс В. Психология... С. 4.

398


дающими во времени»11. По аналогии с рефлексом пси- хика также должна рассматриваться в связи со своей полезной функцией в поведении.

Социальную почву функционализма составляет праг­матизм, который пронизывал всю американскую идеоло­гию, ее философию и науку. Практическая полезность-идей считалась главным свойством идей. В этой обста­новке анализ создания, лишенный практической значи­мости, как это было в структурализме Титченера, вы­зывал протест.

Функционализм вместо анализа сознания со сторо­ны содержания в терминах составляющих его элементов-требовал рассмотрения сознания со стороны его функ­ции в поведении. Вместо анализа сознания по типу «что» анализ сознания по типу «как», «почему» совер­шается умственная операция, как работает ум, когда on имеет дело с окружающим миром, каковы операции, по­средством которых сознание решает определенные зада­чи в том или ином приспособительном акте. Предметом^ изучения объявляется функция, т. е. операция. Изучить-функцию — значит, раскрыть ее координацию, с одной-стороны, с организмом, с состоянием потребности, кото­рую она удовлетворяет 12, и с внешней средой, на кото­рую эта функция направлена. Психическая функция». рассматриваемая со стороны ее полезности в практиче­ских ситуациях, является инструментом приспособления к окружению. Нацеленность на анализ психики в жиз­ненных ситуациях способствовала развитию прикладных областей — тестирования, педагогической, медицинской». юридической, промышленной психологии. Так, Дьюи за­нимался проблемами обучения. Психологи этого направ­ления выступили против представлений Титченера о пси­хологии как чистой науке. Напротив, функционалист «находит какое-то удовольствие в общественном приме­нении его трудов» 13. То, от чего отвлекался структура­лизм — значение, ценность, отношение, не должны быть-исключены из психологии только по причине их нена­блюдаемости. Следующим требованием функционали-