Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 43 из 80)

11Dewey J. The reflex arc concept in Psychology//Psychol. Rew.
1896. V. 3. N 4. P. 370.

12 Отсюда развилась динамическая психология с ее исследова­
ниями влечений, мотивации, биологических нужд организма (Wood-
worth. R., 1918).

13 Саг- И F-mct-onalism/ZPsychologies of 1930. Chap. 3. P. 69.


стов было не ограничиваться только областью сознания, но рассматривать целостный организм в единстве разу­ма и тела.

Функциональная психология как одна из новых точек зрения оказалась полезной для новых развивающихся отраслей психологической науки — педагогической, про­мышленной и др. Однако она не выдержала проверки временем и распалась. Требование рассматривать пси­хику с ее функциональной стороны не открывало нового понимания самой психики, а основное понятие «функ­ция» страдало неопределенностью и многозначностью: одни авторы понимали под функцией психические акты {видения, слышания и т. п.), другие использовали это понятие в значении, которое сложилось в физиологии, как функция функции, например, дыхание понимается как выполняющее функцию снабжения организма кис­лородом и др.

Антитеза функционализм — структурализм как глав­ное содержание теоретической борьбы в зарубежной психологии сознания конца XIX—начала XXв. высвети­ла односторонность каждого из этих подходов. Структу­рализм строил свои исследования, абстрагируясь от ро­ли сознания в поведении, а психология акта и функци­онализм недооценивали содержательную сторону созна­ния. Этот спор поучителен и для современной психоло­гии. Как показали новейшие исследования в области субъективной семантики (Е. Ю. Артемьева, А. Г. Шме­лев и др.), психологический анализ содержания созна­ния открывает новые и большие возможности для пони­мания субъективного внутреннего мира человека. Зада­ча заключается поэтому не в том, чтобы исключить со­держание сознания из сферы психологического изуче­ния, а сделать его по-настоящему содержательным.

Рассмотрение теоретических концепций, сложивших­ся в психологии к началу XX в., подтверждает справед­ливость оценки, которую дал Н. Н. Ланге, сравнивший положение психологии, раздробленной на ряд направле­ний, с Приамом, сидящим на развалинах Трои14. Пси­хология вступила в период открытого кризиса.

В дореволюционной России официальной психологи­ей была психология идеалистическая: она преподава­лась с университетских кафедр, в ее руках был главный

14Ланге Я. Я. Психология! С. 42,


печатный орган — журнал «Вопросы философии и пси­хологии», ее представители возглавляли Психологиче­ское общество. Идеалистическая психология не была од­нородной. В ней различаются 2 варианта: умозритель­но-философская и эмпирическая. Умозрительно-фило­софскую линию представили университетские психоло­ги — неокантианец А. И. Введенский (1856—1925),. Л. М. Лопатин (1855—1920), интуитивист Н. О. Лос-ский (1870—1965), С Л. Франк (1877—1950). В своем* главном труде «Психологи» без всякой метафизики» (1914) профессор Петербургского университета А. И. Введенский провозгласил отказ от обсуждения в психологии каких-либо философских — метафизиче­ских — вопросов: психология изучает душевные явле­ния безоценочным образом как факты внутренней при­роды в отличие от этики, эстетики, педагогики, логики и др. Ее задачей является исследовать состав каждого душевного явления, каким образом из элементарных явлений оно складывается, как изменяется в зависимо­сти от изменения элементов, как влияют друг на другая разные душевные явления (память — на мышление, мы­шление—на волю и т. п.). Так, во имя сохранения пси­хологией своей специфичности провозглашался отказ or изучения психического в его связях с внешним миром. Этот идеалистический подход получил особенно яркое выражение в так называемом «законе отсутствия объек­тивных признаков одушевления»15: психическое не име­ет никаких внешних материально выраженных призна­ков, поскольку они могут быть и без психического со­провождения. Отсюда следовал вывод об интроспекции-как единственном методе изучения в психологии. Во­прос о пределах одушевления объявлялся неразреши­мым: неопровержимо как допущение об одушевленно­сти, например, растений, т. е. всеобщей одушевленности», так и противоположное ему, т. е. отрицание душевной' жизни. Вне эмпирического познания объявлялся вопрос о существовании чужого одушевления. Это «недоказу­емое мнение», допустить которое, однако, заставляет на­личие нравственного чувства, невозможное у бездушного предмета. Так, вопреки провозглашенному принципу из­бегать метафизики, с ее помощью Введенский выбирает-

13Введенский А. И. О пределах и признаках одушевления. Спб., 1892.

20Г


«ся из тенет неизбежного солипсизма. Закон Введенско­го возбудил дискуссию и критику. Так, Н. Я. Грот на­звал этот закон мнимым, считая, что «одушевленность других существ теоретический объективно доказуема»16. В связи с кризисом философствующей психологии даль­нейшая судьба в развитии психологии в Петербургском университете была связана с укреплением естественно­научного направления, развиваемого на кафедре физио­логии (Н. Е. Введенский, ученик Сеченова, А. А. Ухтом­ский), на кафедре зоологии (В. Н. Шимкевич), где воз­ник первый в России центр сравнительной психологии (В. А. Вагнер). В Москве Л. М. Лопатин в курсе пси­хологии, читаемом в университете17, проводил линию на различие психических и физических явлений, сделал вы­вод об «имманентной нематериальной субстанции ду­шевной жизни как неизбежном выводе». Весь материал, касающийся отдельных психических процессов (позна­вательные процессы — ощущения, память, закон ассо­циаций, а также бессознательное), рассматривался «по данным внутреннего опыта». В критике материализма Лопатин, как и Введенский, имеет в виду вульгарный материализм.

Эмпирическую линию в идеалистической психологии отличали приверженность к эмпиризму Локка и англий­скому ассоцианизму, внимание к методам эмпирическо­го исследования, в частности положительное отношение ;к эксперименту. В Петербургском университете ее пред­ставлял М. И. Владиславлев, автор двух трудов по пси­хологии: «Современные направления в науке о душе» (1866) и «Психология» (в 2-х т., 1881). Он выступил против материализма и физиологических методов иссле­дования, считая их бесплодными для психологии. Впер­вые в отечественной науке он дал большой исторический обзор развития психологических знаний начиная от ан­тичности («Психология»). Его учениками были выдаю­щиеся психологи Н. Н. Ланге, Н. Я. Грот. В Московском университете М. М. Троицкий (1835—1899) выступил сторонником английского эмпиризма. В двухтомном тру­де «Немецкая психология в текущем столетии» (1867)

Возражения Н. Я. Грота//Вопр. философии и психологии. 1893. Кн. 19. Приложение. С. 2.

17Лопатин Л. Af. Лекции по психологии, читаемые на истори­ко-философском факультете Московского университета. М., 1909.


Рис. 10. Н. Я. Грот (1852— 1899). Основатель первого в России специального журнала по вопросам философии и пси­хологии «Вопросы философии и психологии» (1889)

он дал критику немецкой идеалистической психологии за ее отрыв от эмпирии и пропагандировал в России английскую линию на эмпиризм, в духе которого выпол­нена его другая работа «Наука о духе» (1882). Троицкий. явился основателем Московского психологического об­щества (1885). К его учреждению он привлек профес­соров всех факультетов университета, в том числе мате­матиков (Н. В. Бугаев), психиатров (А. Я. Кожевни­ков) и др. Целью общества он провозгласил «соединить-разрозненные труды психологического характера в це­лях более широкой и плодотворной разработки психоло­гии в ее составе, приложениях и истории и для распро­странения в России»18. На заседаниях общества обсуж­дались не только психологические, но и философские* вопросы (о свободе воли, о духе и материи, о времени и др.). Оно получило огромную популярность, его от­дельные заседания приобретали характер общественных: событий, как, например, доклад Л. Н. Толстого «О смыс­ле жизни». Создание общества явилось свидетельством' растущего авторитета психологии в России.

Преемник Троицкого Н. Я. Грот (1852—1899) руко­водил русской идеалистической психологией в 80—

18 Краткий исторический очерк деятельности Московского Пси­хологического общества за 25 лет Н. Виноградова//Вопр. филосо­фии и психологии. 1910. Кн. 3. С. 252.

20S


90-х гг. Основал и был редактором до 1899 г. журнала «Вопросы философии и психологии», который хорошо отражает состояние русской идеалистической психоло­гии. Его основной труд «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1880)—капитальное ис­следование проблемы чувств. Здесь Грот высказывает ряд соображений общепсихологического характера. В соответствии с эволюционной точкой зрения Г. Спенсе­ра он рассматривает психическую жизнь как один из аидов взаимодействия организма со средой. Заслужива­ет внимания его теория психического оборота. В каж­дом психическом акте он выделяет 4 фазы, вместе они •составляют оборот, который является регулятором взаи­модействий организма со средой. В состав оборота вхо­дят: внешние впечатления на организм, переработка их во внутреннее (сюда, в частности, относятся чувствова­ния), вызванное этим внутренним впечатлением внут­реннее движение, затем внешнее движение организма навстречу предмету. Грот сам подчеркнул новизну сво­его подхода: ввел в число основных психологических по­нятий понятие «деятельность»19. Эти идеи Грота со­звучны материалистической психологии Сеченова, на влияние которого он сам указывал. В дальнейшей своей деятельности Грот отходит от этого направления своих исследований, занимается проблемами логики, свободы воли и др., к которым подходит с позиций идеализма.