Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 46 из 80)

214


яадлежности к целому, или вопрос о единицах памяти. Хотя Эббингауз работал главным образом с бессмыс­ленными слогами, он использовал также и осмысленные тексты. Выступило различие между запоминанием ос­мысленного и бессмысленного материала. Было уста­новлено, что для запоминания имеет значение не коли­чество элементов, а число самостоятельных единиц. Это противоречило пониманию памяти как механической способности и подводило к представлению о ней как ос­мысленной деятельности. Был обнаружен факт упраж:* няемости памяти: тренировка в запоминании одного ма­териала приводила к улучшению запоминания материа­ла другого рода. Выводы, полученные Эббингаузом, име­ли прикладное значение, прежде всего, для педагогики.

Крупным исследователем памяти был Г. Э. Мюллер, -автор трехтомных экспериментальных исследований па­мяти («К анализу памяти и представлений», 1911, 1913, 1917). Мюллер сделал вывод о том, что память — не ме­ханическая способность. Он показал, что в памяти дей­ствует установка на запоминание. Способы заучивания осмысленного текста отличаются от простого повторения в случае бессмысленного материала. Смысловая работа над текстом обеспечивает его запоминание. В лаборато­рии Мюллера были созданы новые методы исследования памяти: метод парных ассоциаций (М. Калкинс) и др.

Экспериментальная разработка мышления состави­ла предмет и задачу исследований Вюрцбургской школы (1901—1910—1911 гг.). Школу возглавил О. Кюльпе (1862—1915), ученик Вундта и его ассистент в Лейпциге с 1887 по 1894 г. В ее состав входили А. Майер, А. Мес­сер, X. Уатт, К- Бюлер, Н. Ах, К. Марбе. Кюльпе был не только психологом: от философских познавательно-теоретических проблем он пришел к психологическим ис­следованиям мышления. Его философские убеждения развивались от махизма к феноменологии.

Психологи этой школы начали с простых задач на чувственное сравнение (например, тяжестей), понимание слов, предложений и т. п. В качестве испытуемых высту­пали они сами: предъявлялись высокие требования к самонаблюдению. В отличие от прежней психологии, ко­торая хотя и говорила о самонаблюдении, но не разра­батывала его как метод, вюрцбуржцы сделали самона­блюдение методом исследования. Н. Ах назвал его «ме­тодом систематического экспериментального самонаблю-


дения». Испытуемый должен был описать весь процесс умственной деятельности, иногда его прерывали на ка­ком-то этапе решения. Использовалось также сообщение испытуемого непосредственно после окончания опыта. Полученные данные рассматривались как достоверное ге адекватное описание хода мышления в процессе реше­ния задачи.

Одной из первых была работа К. Марбе на понима­ние суждения. Испытуемый сообщал о каких-то неяс­ных переживаниях, которые Марбе назвал «положения­ми сознания»: сомнения, неуверенность, ожидание, удив­ление, согласие, узнавание, а также чувства напряжения-и расслабления. Н. Ах дал им название Bewuptheit, ко­торое можно перевести как «знаемость», «осознанность»;. Иногда они сопровождались наглядными представления­ми или отрывочной внутренней речью. Исследования А. Мессера, проведенные на материале отдельных слов-и предложений, привели к выводу о том, что процесс протекает в форме мыслей (Gedanken). Их главная ха­рактеристика, по Мессеру, состоит в отсутствии чувст­венно-наглядного содержания, а также связи с речью. Бюлер развивает положение Мессера о мыслях как ос­новных носителях мышления, производит их классифи­кацию: мысли как сознание правил, как сознание отно­шений и мысли-интенции.

Так, исследования Вюрцбургской школы привели к опровержению известного из прежней психологии поло­жения о том, что в состав мышления (и слова как еп> носителя) входят в качестве компонента представления,. образы, поколебав этим сенсуалистические представле­ния о нем. Кюльпе писал: «Я был поражен, что объек­ты внешнего мира, такие как тела, или метафизические предметы, такие как идеи Платона или монады Лейбни­ца, могут мыслиться непосредственно, без того, чтобы можно было образовать о них наглядные представле­ния. Из этого я заключил, что мышление должно быть особым видом деятельности нашей души и что оно стоит совсем в другом отношении к своим предметам, чем, на­пример, ощущение или представление»2.

Независимо от этой школы к аналогичным выводам пришли и другие психологи: А. Бинэ («Психология умо-

2 Цнт. по: Messer A. Die Wurzburger Schule//Einfuhrung in die neuere Psychologie/E. Saupe. Osterwteck-Harz, 1931. S. 18.

216


заключения», 1889; «Экспериментальное изучение интел­лекта», 1903), Р. Вудвортс (статьи: «Причина произ­вольного движения», «Безобразная мысль», 1906), «1>. Гальтон и др.

Другой проблемой этой школы был анализ деятель­ной стороны мышления. В экспериментах X. Уатта ис­пытуемому давалось задание на направленные ассоциа­ции. Предполагалось, что правильный ответ обеспечива­ется у испытуемого внутренней установкой, которая про­изводит отбор из всех актуализируемых ассоциаций, со­ответствующих задаче. Н. Ах экспериментально подтвер­дил эти факты X. Уатта. После того как испытуемый за­поминал пары бессмысленных слогов, ставилась задача: после предъявления первого слога воспроизвести не ас­социированный с ним, а рифмованный. При этом ассо­циированный слог затормаживался. По Н. Аху, решение задачи — это активный процесс, в основе которого ле­жит особый психологический механизм: установка и де­терминирующая тенденция; они придают мышлению це­ленаправленный характер. Положение о качественном различии между сенсорными процессами и мышлением было подвергнуто острой критике Вундтом, Мюллером, Титченером. Так, Мюллер пытался дать объяснение тем же фактам с помощью понятия констеллялиц сознания. Например, слово «роза» может быть ассоциированно с бесчисленными образами и понятиями — «красный», «цветок», «шипы», «сад» и др. в зависимости от общей констелляции сознания в данный момент.

Отто Зельц (1881—1944) указал, что посредством констелляции сознания хотя и можно сделать понятным, почему воспроизводится отнюдь не сильнейшая ассоциа­ция, но эта теория не может объяснить упорядоченное, т. е. смысловое, мышление. Зельц занимался решением настоящих, в том числе творческих, задач и дал такое описание процесса мышления. На первых этапах проис­ходят попытки, в результате которых в сознании скла­дывается образование, названное проблемным комплек­сом. Это антиципирующая схема задачи, в которой име­ется разрыв, отвечающий искомому. Она контролирует и направляет ход мыслительных операций. Если задача типовая — пробел в схеме заполняется актуализацией имеющихся способов решения. Если задача не решается известными способами, она приобретает для данного че­ловека творческий характер. В этом случае необходимо


открытие новых способов решения. Этот процесс также направляется антиципирующей схемой. При этом нахож­дение искомого облегчается подсказкой извне, в качест­ве которой выступает случайное наблюдение каких-то фактов. В силу большой предварительной работы слу­чайность становится одним из факторов упорядоченной духовной деятельности, выполняющих роль подсказки. Зельц приводит примеры из истории научных открытий (Фарадей, Дарвин, Франклин и др.). Зельц подчеркива­ет целостность мышления. Благодаря этой идее вместе с личным влиянием Вюрцбургская школа подготовила возникновение нового направления гештальтпсихологии, хотя Коффка и выступал с полемикой против основных положений Вюрцбургской школы. Эти исследования убе­дительно указывали на специфику мышления, которая, однако, интерпретировалась идеалистически как особая духовная активность, оторванная от чувственных обра­зов, от речи, от практики. Такая трактовка — следствие ограниченности метода, систематической интроспекции. В самонаблюдении мышление действительно выступает как протекающее без опоры на чувственные образы и привычные формы речи. Однако объективные методы свидетельствуют о связи мышления с речью. В частно­сти, применение электромиографической и электроэнце­фалографической техники позволяет регистрировать во время решения задачи движения мышц речевых органов-и электрическую активность соответствующих участков коры мозга. Исследование генеза мышления методом планомерного формирования психических свойств и про­цессов (П. Я. Гальперин) показало, что «секрет безоб­разного мышления заключается в том, что оно представ­ляет собой остаточное явление речевой формы сокра­щенного и автоматизированного предметного действия. Очевидно, главная ошибка заключалась не в описании этого явления... но в том, что явление — и только яв­ление приравнивалось к полной действительности и за явлением не видели и не признавали сущности»3.

Большое развитие в Германии получили прикладные исследования. Э. Крепелин (1856—1926) особенно стре­мился внести в психиатрию психологический экспери­мент. Он применил в клинике ассоциативный экспери-

3 Исследования мышления в советской психологии/Под ред. Е. В. Шороховой. М, 1966. С. 255.

218


мент и показал различие в характере ассоциаций при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Ас­социативный эксперимент в клинике применял также Р. Зоммер. Крепелин произвел экспериментальные иссле­дования умственного утомления и построил кривую ра­боты. Ему принадлежит попытка составления схем ис­следования личности (здорового или больного) путем измерения ряда признаков: времени протекания психи­ческих процессов, способности к упражнению, прочности упражнения, специальной памяти, приспособляемости, утомляемости, способности восстанавливаться после уто­мления, глубины сна, отклоняемости и некоторых дру­гих. Из подобных исследований возникла задача уста­новления типа людей, которая стала одним из направле­ний новой области психологии—дифференциальной пси­хологии.