Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 69 из 80)

43 Экспериментальная педагогика (1912); Основы эксперимен­
тальной психологии (1925); Общая психология (1940); Психология
ребенка (1947); и др.

44Узнадзе Д. Я. Психологические исследования. М., 1966.
С. 158.

45 Там же.


в игнорировании субъекта деятельности и личности как конкретной целостности, вследствие чего поведение пред­ставляется как «взаимодействие с действительностью отдельных психических и моторных процессов, первично-определенных непосредственным взаимодействием... мо­торных или психических процессов и их стимулов или раздражителей, и, следовательно, для его понимания, по­мимо учета этих двух моментов, не требуется ничего другого»46. Это обращение к зарубежной психологии и ее глубокая критика были вызваны, по-видимому, об­стоятельствами научной биографии Узнадзе, на что обратил внимание Р. Т. Сакварелидзе47.

Этот анализ зарубежной психологии оказался со­звучным ее анализам в трудах Л. С. Выготского (преж­де всего в его работе «Исторический смысл психологи­ческого кризиса»), С. Л. Рубинштейна и разделялся со­ветской психологией в целом. А. Н. Леонтьев неодно­кратно использовал термин «постулат непосредственно­сти», введенный Узнадзе, и так же, как он, видел зада­чу психологии в преодолении этого постулата. Критика постулата непосредственности входит важной составной частью в работу по созданию методологических основ собственной психологической концепции Д. Н. Узнадзе. Из нее вытекает задача преодоления данного постула­та. Ответом на эту задачу явилась теория установки. Теория установки, по собственной оценке Узнадзе, явля­ется попыткой объяснить активность живого организма как целого, его взаимоотношения с действительностью с помощью введения особого внутреннего образования» обозначенного понятием «установка». Установка возни­кает при наличии одновременно двух условий: потреб­ности, актуально действующей в данный момент, и объ­ективной ситуации удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ее формировании учитываются внут­ренние и внешние факторы.

В настоящее время в исследованиях грузинской школы отме­чается наряду с потребностью и ситуацией влияние третьего фак­тора — психофизиологических условий48.

46Узнадзе Д. Я. Психологические... С. 328—329.

47 См.: Изучение традиций и научных школ в истории советской
психологии/Под ред. А. Н. Ждан. М., 1988.

49 Д. Н. Узнадзе — классик советской психологии/Под ред. В. Л. Какабадзе и др. Тбилиси, 1986. С. 112—113.

318


Установка представляет собой первичное целостное недифференцированное состояние, которое предшеству­ет сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. «Отдельные акты поведения, вся пси­хическая деятельность представляют собой явления вто­ричного происхождения»49.

Был разработан метод экспериментального исследо­вания установки, изучены виды установок, процесс их -формирования, описаны их свойства. С позиции уста­новки даны характеристики психических процессов, про­изведена оригинальная классификация форм поведения и деятельности человека, выявлены иерархические уров­ни психической активности — индивида, субъекта, лич­ности. В отличие от установки в зарубежной психологии, ав которой этот феномен выступает в качестве частного психологического образования, Узнадзе придает поня­тию установки статус общепсихологической категории, ■а теория этого феномена превращается в общепсихоло­гическую теорию установки и распространяется на изу­чение патопсихологических явлений, находит применение в педагогике, на ее основе разрабатывается система ме­тодов психотерапии — сеттерапия. Установка описыва­лась как то опосредствующее образование между влия­нием среды и психическими процессами, которое объяс­няет поведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т. е. выступает детерминантой любой активно­сти организма. Так, мышление (а также творческая •фантазия, труд и др.) возникает в ситуации затруднения актов поведения, вызванных определенной установкой, когда усложнение ситуации вызывает необходимость сде­лать специальным объектом исследования это затруд­нение, «Этот специфический акт, обращающий включен­ный в цепь деятельности человека предмет или явление в специальный самостоятельный объект его наблюдения, •можно было назвать актом объективации»50. Выделение •объективации приводит Узнадзе к выводу о существо­вании двух уровней психической жизни — уровня уста­новки, свойственного для всякого живого существа (и лишь в частности для человека), и уровня объектива­ции, который представляет собой «специальное достоя­ние лишь для человека как существа мыслящего, строя-

** Узнадзе Д. И. Психологические... С. 253. *° Там же. С. 255.

319


щего основы культурной жизни как творца культурных ценностей»51.

Психология установки остро поставила проблему ак­тивного субъекта в психологии в противоположность ме­ханицизму и идеализму всей предшествующей психоло­гии. Она включала анализ поведения и деятельности с позиции установки: «...не подлежит сомнению, что для изучения подлинного предмета психологии — психиче­ской жизни— понятие (поведение) имеет совершенно ис­ключительное значение...»52.

Направленность на выявление внутренней детермина­ции активности составляет сущность и пафос подхода Д. Н. Узнадзе, нацеленного на преодоление постулата непосредственности в психологии. Поскольку установка (и потребность) находятся в «пространстве субъекта» и* следовательно, являются внутренними образованиями, остается неясной роль поведения и деятельности в пси­хологии.

Другое направление исследований по преодолению постулата непосредственности связано с введением в психологию деятельности как центрального образова­ния. Его начало хронологически и идейно восходит к Л. С. Выготскому (1896—1934). Один из основополож­ников советской психологии, Выготский внес огромный вклад в разработку ее методологических основ; он со­здал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихоло­гической теории деятельности, разработанной А. Н. Ле­онтьевым, А. Р. Лурией, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Эль-кониным и др. «Трактовка Л. С. Выготским опосредст­вованной структуры человеческих психологических про­цессов и психического «ах человеческой деятельности послужила краеугольным камнем, основой для всей разрабатывавшейся им научно-психологической тео­рии — теории общественно-исторического («культурно­го» — в противоположность «натурному», естественному) развития психики человека»,— писал А. Н. Леонтьев в своем некрологе Л. С. Выготского53. Здесь А. Н. Ле­онтьев назвал как основную идею творчества Л, С. Вы-

51Узнадзе Д. Я. Психологические... С. 256.

*а Там же. С. 328.

" Леонтьев А. Н. О Льве Семеновиче Выготском//Леонть-ев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 198& Т. 1. С. 19.

320


готского положение об общественно-исторической при­роде человеческой психики, человеческого сознания в противоположность натурализму в его различных фор­мах. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логи­ческая память, произвольное внимание и т. п.) как спе­цифически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций. Пер­вым изложением этого учения явилась статья «Пробле­ма культурного развития ребенка»54. Все последующие годы вплоть до смерти (1934) связаны с систематической экспериментальной и теоретической разработкой основ­ной идеи. Под руководством Л. С. Выготского из не­большой группы его учеников и соратников (А. Р. Лу-рия, А. Н. Леонтьев, вскоре к ним присоединились А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, Р. Е. Левина) в Институте психологии сложилась школа, превратившаяся в одну из самых больших и влиятельных школ в советской психологии. Чрезвычайно широк диапазон исследований Выгот­ского: детская психология, общая психология, дефек­тология, психология искусства, методология и история психологии и др. Все они объединены общим теоретиче­ским подходом и одной проблемой — проблемой генези­са, структуры и функций человеческой психики.

X

Рис. 18. Связь между А и В при на- У\

туральном запоминании устанавливается / \

прямо; при мнемотехническом — при / \

помощи вспомогательного элемента X, / \

так что вместо связи А—В устанавли- / \

ваются две: АХ и Вл . / \ а

А £------------ И

Уже в статье 1928 г. содержится идея опосредство­вания как отличительная особенность высших психиче­ских функций: в ней впервые схематично представлена структура высших психических функций (на примере операции памяти; рис. 18).

54Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка/^ //Педология; 1928. №1.


«Включение в какой-либо процесс поведения знака «перестраивает весь строй психологических операций по­добно включению орудия в трудовую операцию. Именно -структура, объединяющая отдельные процессы в состав культурного приема поведения, превращает этот прием в психологическую функцию, выполняющую эту задачу ало отношению к поведению в целом»55,— писал Л. С. Вы­готский в этой статье.

Вопрос о генезисе высших психических функций был главным в теории Выготского. Выготский сформулиро­вал законы развития высших психических функций. «Первый из этих законов заключается в том, что само возникновение опосредствованной структуры психических процессов человека есть продукт его деятельности как общественного человека. Первоначально социальная и внешне опосредствованная, она лишь в дальнейшем пре­вращается в индивидуально-психологическую и внутрен­нюю, сохраняя в принципе единую структуру»56,— писал А. Н. Леонтьев в некрологе. Опираясь на марксистское лучение об общественно-исторической природе человече­ского сознания и в противоположность механистическим 'Представлениям о высших психических процессах чело­века как тождественных с элементарными чисто ассоци­ативными процессами (например, Э. Торндайк) и идеа­листическим концепциям о врастании в культуру, видев­шим в высших психических функциях лишь изменение •содержания (Э. Шпрангер, В. Дильтей), Выготский пока­зал, что в процессе культурного развития складываются новые высшие исторически возникающие формы и спо­собы деятельности — высшие психические функции. Это положение о социальном генезисе психических функций человека получило название закона развития высших психических функций. «Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, *как форма сотрудничества или взаимодействия, как сред­ство социального приспособления, т. е. как категория интерпсихическая, а затем вторично как способ индиви­дуального поведения ребенка, как средство личного при­способления, как внутренний процесс поведения, т. е. как категория интрапсихологическая»57. Например, ло-