Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 70 из 80)

55Выготский Л. С. Проблема... С. 61.

Леонтьев А. Я. О Льве Семеновиче... С. 19.

w Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М.( 1984. С. 197.


гическое размышление возникает не раньше, чем в дет-ском коллективе возникает спор; волевые процессы так­же развиваются из подчинения правилам поведения^ коллектива, например, в игре; речь из внешней как. средства сообщения превращается во внутреннюю как. средство мышления. Исторически возникновение высших психических функций как новых форм человеческого мышления и поведения связано с развитием трудовой деятельности. Высшие психические функции — продукт не биологической эволюции. Они имеют социальную ис­торию. «Только в процессе коллективной общественной жизни выработались и развились все характерные для человека высшие формы интеллектуальной деятельно­сти»58. Положение о родстве труда и высших интеллек­туальных функций привело к выводу о «психологических орудиях», в качестве которых выступают язык, число» письмо и т. п., созданные человеком, в этом смысле ис­кусственные, социальные, а не индивидуальные по своей природе. Психологические орудия отличаются от ору­дий труда: если последние направлены на овладение процессами природы, то психологические орудия высту­пают средством воздействия на самого себя и в силу этого делают психические процессы произвольными и со­знательными. По содержанию психологические орудия суть знаки, имеющие значение. Основным знаком явля­ется речь, слово. Так наметилась линия исследований» связанная с изучением роли языка в психическом раз­витии ребенка. Исследование значений показало, что у ребенка на разных стадиях развития за словом стоят разные значения. Отсюда начались исследования разви­тия значения слова в детском возрасте. Значение слова понималось как обобщение, это клеточка развития со­знания. В исследованиях научных и житейских понятий» образования понятий установлены стадии развития обоб­щений: от синкретического образа к комплексам (в их различных вариантах) и от них к понятиям и соответ­ственно к мышлению в понятиях, которые Л. С. Выгот­ский отождествлял со значениями. Исследование факта развития значения слова привело Выготского к пробле­ме системного и смыслового строения сознания. Было показано, что «в зависимости от того, какой степени до­стиг ребенок в развитии значения слов, находятся все

» Выготский Л. С. Собр. ... Т. 5. С. 197.

323


основные системы его психических функций»59. В отли­чие от психологии, которая изучала возрастные измене­ния функций, взятых изолированно и отдельно друг от друга, Выготский развил теорию системного и смысло­вого строения сознания («Лекции по общей педологии. Мышление и речь»). Согласно этой теории «изменение функционального строения сознания составляет главное и центральное содержание всего процесса психического развития»60.

В общем картина возрастного развития сознания ри­совалась как изменение структуры сознания с последо­вательным доминированием разных сфер. «История раз­вития умственного ребенка учит нас, что за первой ста­дией развития сознания в младенческом возрасте, ха­рактеризующейся недифференцированностью отдельных функций, следуют две другие—раннее детство и до­школьный возраст, из которых в первой дифференциру­ется и проделывает основной путь развития восприятие, доминирующее в системе межфункциональных отноше­ний в данном возрасте и определяющее как централь­ную доминирующую функцию деятельность и развитие всего остального сознания, а во второй стадии такой до­минирующей функцией является выдвигающаяся на пе­редний план развития память»61. Начиная с подростко­вого возраста доминирующей функцией становится мыш­ление. Основным механизмом развития высших психи­ческих функций в онтогенезе является интериоризация. Л. С. Выготский указывает на П. Жанэ, который разви­вал сходные идеи. Высшие психические функции проис­ходят извне, они «строятся первоначально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак»62. Вы­готский различает элементарные — низшие — процессы, он называет их естественными психологическими функ­циями63, иногда психофизиологическими функциями64 и высшими психическими функциями. Развитие низших психических функций в детском возрасте не наблюдает­ся, их наличие характерно для примитива, т. е. для че­ловека, который не проделал культурного развития, не

89Выготский Л. С. Собр. ... Т. 2. С. 415.

в0 Там же.

« Там же. С. 217.

62 Там же. Т. 6. С. 71.

м Там же. Т. 5. С. 26.

•* Там же. Т. 4. С, 47.


овладел культурно-психологическими орудиями, создан­ными в процессе исторического развития. Примитивность сводится к неумению пользоваться орудиями и к естест­венным формам проявления психологических функций. В статье 1928 г. на примере запоминания Л. С. Выгот­ский описал четыре стадии развития отдельной психи­ческой функции: 1) стадия примитивного поведения: за­поминание происходит естественным способом; 2) ста­дия наивной психологии: дается средство, которое ис­пользуется несовершенно; 3) стадия внешне опосредст­вованных актов: ребенок правильно пользуется внешним средством для выполнения той или иной операции; 4) внешняя деятельность при помощи знака переходит во внутреннюю, внешний знак вращивается и становит­ся внутренним, акт становится внутренне опосредство­ванным. Переход от интерпсихической к интрапсихиче-ской функции происходит в сотрудничестве с другими детьми и в общении ребенка со взрослым. Выготский подчеркивал важную роль отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каж­дой возрастной ступени. Эти отношения меняются от возраста к возрасту и составляют «совершенно своеоб­разное, специфическое для данного возраста, исключи­тельное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте»65. Из исследо­ваний психического развития ребенка возник новый подход к изучению отношения между развитием и обу­чением.

Поскольку высшие психические функции имеют сво­им источником сотрудничество и обучение, постольку был сделан вывод о ведущей роли обучения в психиче­ском развитии. Это означало, что обучение идет впереди развития. Область доступного ребенку в сотрудничестве получила название зоны ближайшего развития, область выполняемого самостоятельно — область актуального развития. «Зона ближайшего развития имеет более не­посредственное значение для динамики интеллектуаль­ного развития и успешности обучения, чем актуальный уровень их развития»66.

85Леонтьев А. Н. О Льве Семеновиче... Т. 4. С. 258. * Выготский Л. С. Собр. ... Т. 2. С. 247.

325


По мысли Выготского, эти исследования должны быть положены в основу педагогической практики. «Пе­дагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития»67,— писал Л. С. Выготский (курсив Выготского.— А. Ж.)*

Некоторое развитие получило исследование историче­ского формирования психических процессов68.

Исследование нового предмета — развития высших психических функций—потребовало разработки нового метода, так как, согласно Л. С. Выготскому, «методика должна соответствовать природе изучаемого объекта»69. Выготский называл свой метод или экспериментально-генетическим70, или каузально-генетическим71. Конкрет­ным выражением этого метода была методика двойной стимуляции, с помощью которой проводились экспери­ментальные исследования памяти, внимания и др. Кли­нически-психологический анализ аномалий психического развития Выготский рассматривал в их значении для понимания генезиса психики человека, роли обучения в процессе психического развития. Он называл изучение развития и воспитания умственно отсталого, глухонемо­го., психопатического ребенка «экспериментами, постав­ленными самой природой»72. Поэтому труды Л. С. Вы­готского по дефектологии (Собр. соч. Т. 5) составляют неотъемлемую часть его общепсихологической теории.

Принципиальный смысл метода Л. С. Выготского за-ключается в том, что он показал, что единственно адек­ватным исследованию проблемы развития, т. е. иссле­дованию'того нового, что возникает в психике человека, может быть только способ искусственного восстановле­ния генезиса и развития исследуемого процесса. Этот метод положил начало принципиально новой методоло­гии психологического исследования, получившей в по­следующем значительное развитие в советской психоло­гии (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).