Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 76 из 80)

В 60-е гг. в связи с -исследованиями мозга оживляет­ся интерес к проблеме сознания и его роли в поведении. В нейрофизиологии лауреат Нобелевской премии Р. Сиэрри рассматривает сознание как активную силу. «Типам контроля, осуществляющимся в мозге на физи­ко-химическом и физиологическом уровнях, предшеству­ют новые формы причинной детерминации, возника­ющей на уровне осознаваемых психических процессов, где детерминирующие свойства включают содержание •субъектив«ого опыта. Таким образом, каузальный кон­троль как бы поднимается с уровней физической и фи­зиологической детерминации на уровни детерминации

3Найссер У. Познание... С. 29.

4 Марголис Дж. Трудности теорий гомункулюса//Философ.
шауки. 1983. № б. ."'***.:.' . . • .

349


психической, когнитивной, сознательной или субъектив­ной»5. После первых операций по расщеплению мозга возрастает интерес к проблеме функциональной асим­метрии полушарий головного мозга человека (отметим, что еще в XIX веке обратили внимание на различные функциональные последствия в случаях повреждений ле­вой и правой половины мозга). При этом была осознана недостаточность чисто морфологических данных и необ­ходимость их дополнения, в том числе психологическим анализом. В книге С. Спрингер и Г. Дейча «Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга» (1983) дается сводка результатов исследований, посвященных проблеме меж-полушарной асимметрии6.

Данные свидетельствуют о том, что оба полушария вносят важный вклад в организацию поведения, однако каждое полушарие выполняет определенные специализи­рованные функции. Левому полушарию приписываются логический анализ, словесные способы познания, при­чем входные сигналы обрабатываются последовательным образом, правому — образная синтетическая манера. Пра­вое полушарие отвечает за определенные навыки в обра­щении с пространственными сигналами, за музыкальные способности и обрабатывает информацию одномоментно и целостным способом. Некоторые исследователи при­шли к выводу о том, что, по-видимому, бессознательное Фрейда является функцией правого полушария. Иссле­дуются профессиональные различия в использовании по­лушарий и особенности психических процессов у пред­ставителей различных культур. Эти исследования, одна­ко, пока не дали каких-либо однозначных результатов. Изучается проблема развития асимметрии в процессе онтогенеза. Некоторые авторы утверждают, что в усло­виях западной цивилизации с упором в образованна главным образом на приобретение вербальных навыков* и развитие аналитической мысли обеспечивается разви­тие способностей главным образом левого полушария, в-результате другая половина мозга практически игнори­руется, что приводит к обеднению картины мира в со­знании современных людей западной цивилизации. На основании полученных данных строятся гипотезы, на-

5 Цит. по: Гранина Т. История и задачи гуманистической пси-хологии//Вопр. психологии. 1988. № 4. С. 164.

в См. также: Блум Ф., Лейзерсон Л., Хофстедтер Л. Мозг, ра>-зум, поведение. М„ 1988. С. 173—196.

350


правленные на объяснение причин, обусловивших асим­метрию, и понимание значения для поведения объедине­ния результатов действий асимметричных компонентов двух полушарий. Необходимо отметить, что зарубежные авторы используют и результаты исследований совет­ских психологов, прежде всего А. Р. Лурии.

Наряду со строго научными фактами и исследовани­ями в этой области много ничем не доказанных утверж­дений, подобных выводу о якобы разных типах мышле­ния людей западных цивилизаций и стран Востока. Спрингер и Дейч называют подобное «дихотоманией».

Другим крупным направлением, которое так же, как я когнитивная психология, возникло как антитеза бихе­виоризму и психоанализу, является гуманистическая психология. Ее основание как самостоятельного на­правления относится к началу 60-х гг. В 1961 г. был ос­нован «Журнал гуманистической психологии» и создана Ассоциация за гуманистическую психологию. В 1964 г. состоялась конференция, положившая начало гуманисти­ческой психологии. Лидирующими фигурами выступают Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, Ш. Бюлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй. Непосредственными предпосылками явились исследования по психологии -личности конца 30-х гг. (Г. Оллпорт, Г. Мюррей), а так­же исследования, развернувшиеся после второй мировой войны (Г. Мэрфи), и психология личностных конструктов Г. Келли, получившая, однако, наибольшее влияние в контексте когнитивной революции в психологии. Воз­никновение гуманистической психологии как третьей силы совпало с появлением контркультуры и хиппи как общественного явления 60-х гг. Контркультура резони­рует с гуманистической психологией в акценте на осу­ществление индивида как центральной ценности, в ут­верждении ценности самораскрытия в соответствии с лозунгом «давайте жить не формально», в ударении на «здесь и теперь», в утверждении бесполезности прошло­го и будущего. Провозглашалась иррациональность как пренебрежение к науке и рациональному решению проб­лем в пользу интуиции, эмпатии и др. Из философских влияний, которые испытала гуманистическая психоло­гия, следует указать прежде всего на экзистенциализм7.

7Грининг Г., главный редактор «Журнала гуманистической ясихологии», называет экзистенциализм составной частью гумани­стической психологии (Вопр. психологии. 1988. № 4. С. 163).

351


Особая роль в усвоении европейской философии экзи­стенциализма принадлежит Ролло Мэю, который позна­комил американских психологов с идеями Къеркегора, Хайдеггера. Мэй в 30-е гг. в Европе изучал индивиду­альную психологию Адлера. Его книга «Смысл трево­ги» (The Meaning of Anxiety) представляет психологи­ческую интерпретацию экзистенциалистического учения о тревоге, которая понималась как угроза сущностной для личности ценности, порождается социальными про­тиворечиями.

Основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа8 в трактовке человека и выбрать более верную — жизнен­ную— психологию, т. е. более полезную для жизни. Ут­верждалось в качестве предмета исследования понима­ние здоровой творческой личности — задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой лично­сти является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоисполнение (Ш. Бюлер), самоактуализация (К- Гольдштейнг А. Маслоу). Как третья ветвь психологии, гуманистиче­ская психология обращается в первую очередь к тем способностям, которые отсутствовали или не присутст­вовали систематически как в бихевиористической, так и в классической психоаналитической теории: любовь, твор­чество, самость, рост, удовлетворение базисных потреб­ностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, ста­новление, спонтанность, игра, юмор, эффективность,. смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия. В дальнейшем в центре становятся вопро­сы не теоретического характера, а больше практическо­го применения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Именно благодаря такой практической направленности эта психология приобре­тает влияние и получает широкое распространение-Большая заслуга в таком направлении развития гума­нистической психологии принадлежит К. Роджерсу (1902—1987). К. Роджерс разработал теорию полно­ценно функционирующей творческой личности и соот­ветствующую ей личностно-ориентированную психотера-

8 Анализ этих направлений с позиций гуманистической психо­логии дает Т. Грининг в указанном журнале.

352


пию, известную под названием «клиент-центрированной? терапии».

Развернувшееся в дальнейшем широкое движение-групповой терапии как интенсивного группового обще­ния в рамках психотерапии и психологической службы для здоровых людей основывалось уже не столько net теории гуманистической психологии, сколько использова­ло различные теоретические подходы, а также «обрыв­ки и куски теорий, сотканных из фантазий лидеров дви­жения за групповую терапию»9. Отсутствие научной тео--рии, а также проникновение в это движение неквалифи­цированных его приверженцев способствовало возникно­вению нежелательных побочных явлений, что дало ос­нование для его оценки Зигмундом Кохом «как постав­щика целой серии хорошо разрекламированных экзи­стенциалистских товаров: аутентичность, свобода, цель­ность, гибкость, общность, любовь, радость. Начинают с такого освобождающего потребления, а заканчивают психическим стриптизом»10.

Гуманистическая психология, особенно в вариантах лучших своих представителей, привлекает своей направ­ленностью на конкретную целостную личность с ее ре­альными проблемами, руссоистской верой в доброту ет собственные силы человека, учетом реальности чувств, ценностей, интенций личности, подчеркиванием уникаль­ности личности. Положительное значение имеет сложив­шийся в гуманистической психологии опыт единства: теории и практики, при котором психотерапия выполня­ет огромную роль в обеспечении базиса для теоретиче­ских построений. Важно также, что эта психология ока­зывает реальную помощь человеку, страдающему от от­чуждения, свойственного жизни людей в условиях бур­жуазной культуры. Вместе с тем используемые ею ме­тоды часто контрастируют с принятыми в науке форма­ми исследования и объяснения; тщательное клиническое обследование (А. Маслоу, Г. Оллпорт), наблюдение и искусство интерпретации внутреннего мира другого че­ловека, биографический метод (Ш. Бюлер) противопо­ставляются экспериментальному методу, статистическим: процедурам, принятым в научной психологии.

9Иаэм Дж. Психология и психиатрия в США. М., 1984. С. 116,

10 Там же. С. 118.