Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 9 из 80)

Все стороны души должны находиться в гармонич­ном отношении друг к другу при господстве разумного начала. Его же функцией является «попечение обо всей-душе в целом... начало же яростное должно ей подчи-

32 Платон... Т. 3 (I). М., 1971. С. 535.

33 Там же. Т. 2. С. 190.

8< Там же. Т. 3 (I). С. 233. 35 Там же. С. 234.


мяться и быть ее союзником»36. Объединение всех на­чал сообщает целостность душевной жизни человека. Т1о Платону, «человек обладает силой подлинно внут­реннего воздействия на самого себя и на свои способ­ности» 37.

Реальное соотношение частей души далеко от иде­ала, каким является гармония между ними, в душе про­исходит настоящая распря между вожделеющим и ра­зумным началами. Эта борьба обнаруживается в снови­дениях человека, раскрывая за внешностью вполне уме­ренного на вид человека «какой-то страшный беззакон­ный и дикий вид желаний»38. Нарушение гармонии при­водит к страданию, ее восстановление — к удовольствию. Так, в описание жизни души с необходимостью вводит­ся чувство.

Учение Платона о судьбе души после смерти тела •облечено в форму мифа и преследует этические, госу­дарственно-педагогические цели: «Если душа бессмерт­на, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем жизнью, но на все времена и ес­ли кто не заботится о своей душе, впредь мы будем считать это грозной опасностью...»39. Живя, люди дол­жны верить, что после смерти душа ответственна за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться воз­мездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Миф о бессмертии души изо­бражает перевоплощение душ — то ниспадающих с не­ба на землю, то восходящих с земли на небо, как цик­лический процесс. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью че­ловека, он вечен.

В описании проявлений души Платон уделяет особое внимание познанию и неотделимому от него удовольст­вию и страданию. Платон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познания: направле­но ли оно на идеи или на чувственный мир. Разобщен­ность этих объектов в бытии, составляющая сущность платоновского идеализма, изображается в форме мифа в VII книге «Государства». Жизнь человека в мире чув-

36Платон... С. 236.

37 Там же. Т. 3 (I). С. 239.

38 Там же. С. 391.

39 Там же. Т. 2. С. 81.

40


ственных вещей уподобляется жизни узников, прикован­ных на дне темницы — пещеры, из глубины которой они-могут видеть через широкий просвет лишь то, что на­ходится у них прямо перед глазами; они видят лишь те­ни от самих себя и от людей и предметов, которые на­верху, а не сами эти предметы и слышат только отзву­ки голосов сверху. Философский смысл этого мифа та­ков: созерцание чувственного мира изменяющихся яв­лений не дает знания, но только мнение. В мнении душа обращается к вещам и их отображениям, к бытному,. вечно возникающему, но никогда не сущему (слушать* смотреть, любить прекрасные звуки, цвета, образы). Мнение это нечто промежуточное между знанием и не­знанием. Оно есть ни незнание, ни знание: мнение тем­нее знания и яснее незнания. Мнение — это чувственное познание, низший вид знания.

Познание, направленное на бытие (идеи), т. е. на мир умопостигаемый, дает подлинное знание. Это интел.-лектуальное знание, высший вид знания, существует в; двух видах. Во-первых, рассудок. Рассудок относится к области идей, но при этом душа пользуется образами-* которые почитает изображающими. Например, геометр* занимается видимыми формами и рассуждает о них, но-мыслит не о них, а о тех, которые этим уподобляются: о четырехугольнике и его диагонали самих в себе, а не о тех, которые изображены. Таким же образом и про­чее. Пользуясь ими, люди стараются усмотреть те, koj-торые можно видеть не иначе, как мыслью.

Разум или ум — это постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. Здесь душа направлена на сую­щее без образов, под руководством одних идей самих по себе к безусловному началу, к сущности любого пред­мета, силой одной диалектики. Термином «диалектика» называется познание посредством понятий. Это умение' возводить единичное и частное к общей идее путем со­поставления мнений и отыскания противоречий в них дает знание. Этот процесс Платон называет рассужде­нием и описывает его как некий внутренний диалог с-незримым собеседником. «Мысля, она (душа) делаег не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая и от­вечая, утверждая и отрицая»40.

wПлатон... Т. 2. С. 289.

41


Поскольку идей в воспринимаемых объектах нет — мир идей и мир вещей разобщены — вещи не содержат идеи, они только копии идей, постольку ощущения, чув­ства не могут быть источником истинного знания. По­нятия не могут образовываться из впечатлений чувствен­ного опыта. По Платону, образы нужны как поводы, «ак внешние побудители, способствующие тому, что мышлением мы схватываем отличающуюся от них и по­хожую на них идею: зрительность позволяет максималь­но охватывать являющееся идеальное. Образы могут ■быть поводом лля схватывания идеи, потому что идеи — и наши души — существовали до нашего рождения. Од­нако процесс падения души с небес на землю сопровож­дается забыванием душой всего того, что она ранее ви­дела на небесах. В то же время она может вспомнить об утраченных идеях. Средством этого восстановления является припоминание: «...искать и познавать — это как раз и значит припоминать»4'1. Провес познания, по Пла­тону, есть припоминание — анамнезис. Процесс этот — чисто рационалистический, логический. В нем чувствен­ный опыт служит только толчком, поводом вспоминать об идеях, дремлющих в нашей душе: «Припоминать под­линно сущее, глядя на то, что есть здесь»42. Термин «припоминание» имеет у Платона и другой смысл — как процесс памяти. В его описании угадывается механизм ассоциаций. «Всякий раз, когда вид одной вещи вызы­вает у тебя мысль о другой, либо сходной с первой, ли* бо несходной,— это припоминание»43. Поскольку чувст­венные впечатления земной жизни не дают материала для истинного знания, надо изучать не внешний мир, а свою душу как вместилище идей, но под влиянием и с помощью внешних впечатлений. Платон высоко оцени­вает созерцание прекрасных вещей — красок, форм, зву­ков. Любовь к прекрасному выступает необходимым средством становления души. В то же время чувствен­ное познание отрывается от познания в идеях. Чувства мешают подлинному знанию: «...достигнуть чистого зна­ния чего бы то ни было мы не можем иначе, как отре­шившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой. Тогда у нас будет то, к чему мы стремимся

« Платон... Т. 1.С. 385. « Там же. Т. 2. С. 37. *3 Там же. С. 186.

42


с пылом влюбленных, а именно разум»44. Теория позна* ния Платона является рационалистической и идеалисти­ческой.

Составной частью учения Платона о душе является* учение о чувствах. Платон опровергает представление о том, что высшее благо заключается в удовольствии. «Первое же место способности удовольствия не принад­лежит, хотя бы это и утверждали все быки, лошади и: прочие животные на том основании, что сами они гонят­ся за удовольствиями»45,— писал Платон в диалоге «Фи-леб» в связи с обсуждением вопроса о моральном здо­ровье человека. И в другом месте; «...удовольствию не­принадлежит ни первое, ни даже второе место; оно да­леко и от третьего...»46. Но благо не заключается ис­ключительно и только в разумении, так что не кажется: достойной выбора жизнь, не причастная ни удоволь­ствию, ни печали.

Удовольствие, страдание и отсутствие того и друго­го рассматриваются как три состояния души и соответг ствующие им три рода жизни. Платон дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность,. зависть. В них, как и в жизни в целом, чаще всего удо­вольствия смешаны со страданием. Диалектика их свя­зей такова, что «удовольствия кажутся большими и бо­лее сильными по сравнению с печалью, а печали ПО' сравнению с удовольствиями усиливаются в противопо­ложном смысле»47.

Различаются низшие и высшие удовольствия (пер­вые связаны с физическими потребностями, вторые —с эстетическими и умственными занятиями); удовольствия, свойственные трем началам души; сильные (большие) и малые (в сильных отсутствует мера, а несильным свойственна соразмерность); душевные удовольствия-предваряют телесные.

По Платону, в государстве люди должны зани­мать место в соответствии со своими природными за­датками: «для того, кто по своим природным задаткам-годится в сапожники, будет правильным только сапож­ничать и не заниматься ничем иным, а кто годится в.

44Платон... С. 25.

« Там же. Т. 3 (I). С. 87.

46 Там же. С. 25.

47 Там же. С. 53; В. Вундт рассмотрел эту закономерность
чувств в законе психических контрастов.

4$


плотники — пусть будет плотничать. То же самое и в остальных случаях»48.

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). По словам Ге­геля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии, вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Ари­стотеля». Аристотель — автор трактата «О душе», пер­вого в мировой литературе систематического исследо­вания по проблеме души.

Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положение об отде-ленности идей от вещей: «...покажется, пожалуй, невоз­можным, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность; поэтому, как могут идеи, будучи сущ­ностями вещей, существовать отдельно от них?»49. По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и фор­мы. Вся природа — это совокупность форм, связанных с материей. Например, применительно к дому материей являются кирпичи, бревна, из которых он сделан, а формой — назначение дома — быть укрытием от дождя л жары. Впрочем, Аристотель допускает существование форм без материи — это нематериальный энергийный ум, верховный разум. Он — это форма форм. Системе Аристотеля свойственна двойственность: в учении о фор­ме он остается на позициях объективного идеализма, но в целом идеализм Аристотеля «отдаленнее, общее, чем .идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще = материализму»60.