Смекни!
smekni.com

Гештальт-тренинг как метод повышения использования эффективных копинг-стратегий (стр. 4 из 5)

Где d – разность между результатами в каждой паре;

∑ d – сумма этих частных разностей;

2

(∑ d ) – сумма квадратов частных разностей.

С помощью статистических методов для зависимых выборок можно проверить гипотезу о достоверности разности между первоначальным уровнем и уровнем после воздействия отдельно для каждой из групп.

4. Диагностические методики:

1) Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой) [25];

2) Методика «Юношеская копинг-шкала ( ACS ).

3) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптированный вариант Н. В. Гришиной).

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норманн, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой).

Адаптированный вариант включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стратегий.

Методика включает следующие копинги:

1) Копинг, ориентированный на решение задачи: представляет собой комплекс навыков для эффективного управления ежедневными проблемными ситуациями, личность обнаруживает эффективные стратегии преодоления проблемных ситуаций, встречающихся в повседневной жизни;

2) Копинг, ориентированный на избегание: эта стратегия направлена на совладание со стрессом, способствующая его редукции, но обеспечивающая функционирование и развитие индивида на более низком функциональном уровне;

3) Копинг, ориентированный на эмоции.

Также методика включает субшкалы отвлечения и социального отвлечения. Состоит из 48 типов поведения и реакций в стрессовой ситуации. Каждому копингу соответствует по 16 реакций на стрессовые ситуации. Субшкале отвлечения соответствует 8 реакций на стрессовые ситуации, а субшкале социального отвлечения – 5.

Испытуемому предлагается оценить, как часто он использует предложенные типы поведения по пятибалльной шкале [16].

Методика «Юношеская копинг-шкала( ACS )».

Используется для определения копинг-стратегий при различных тревогах и проблемах.

Методика включает 12 шкал и состоит из 80 типов поведения и реакций в стрессовых ситуациях, которые испытуемый должен оценить по пятибалльной шкале. К продуктивным копинг-стратегиям относятся следующие шкалы: «решение проблемы», «работа, достижения», «духовность», «позитивный фокус», «профессиональная помощь». К социальным копинг-стратегиям относятся: «социальная поддержка», «друзья», «принадлежность», «общественные действия». Непродуктивные копинг-стратегии: «беспокойство», «чудо», «несовладание», «разрядка», «игнорирование», «самообвинение», «уход в себя», «отвлечение», «активный отдых».

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптированный вариант Н. В. Гришиной).

Используется для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях. Методика включает следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

3.2 Анализ динамики диагностических показателей и феноменологический анализ по результатам первого тренинга.

В результате проведённого гештальт-тренинга были получены следующие результаты у членов тренинговой группы.

1. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норманн, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой).

Показатели копинга, направленного на решение задачи, возросли у 100% группы. Показатели копинга, направленного на эмоции, возросли у 60%, снизились у 20% и остались прежними у 20%. В среднем показатели этого копинга возросли на 5,5%. По копингу, направленному на избегание, показатели уменьшились у 60% испытуемых.

Рис.1

2. Методика «Юношеская копинг-шкала (ACS )».

В результате тренинга возросли следующие показатели: стратегии, направленные на решение проблемы –у 80% испытуемых, социальная поддержка –у 80% испытуемых, стратегии, ориентированные на достижение результата –у 40%, обращения к профессионалам -40% испытуемых.

Рис. 2

Показатели стратегии, ориентированной на позитивный фокус, уменьшились у 80% испытуемых, стратегии, ориентированной на общие действия –у 40% испытуемых, показатели стратегии игнорирования –у 80%, стратегии ухода в себя –у 80% испытуемых.

Рис.3

Также уменьшились стратегии, ориентированные на чудо –у 80% испытуемых, разрядку –у 60%. В среднем уменьшились показатели стратегии отвлечения –на 2% и духовности –на 2%.

Рис.4

Феноменологический анализ тренинга.

В ходе анализа откликов членов группы во время прохождения и после участия в гештальт-тренинге были получены следующие результаты:

1) члены группы стали более открыты:

Маша И.: «Можно открыто говорить, и никто не осудит».

2) повышение осознания себя:

Галя Ш.: « Я узнала о себе что-то новое»

Лена Л.: « Я вообще узнала о тренингах больше, об этой стороне психологической работы»

3) повышение доверия, сплоченности в группе:

Анна Ф.: «Чувствуется понимание и поддержка в группе».

3.3 Анализ динамики диагностических показателей и феноменологический анализ по результатам второго тренинга.

В результате проведённого гештальт-тренинга были получены следующие результаты у членов тренинговой группы.

1. Результаты методики « Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норманн, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой.

Произошли следующие изменения. Показатели по копингу, ориентированному на решение задач, увеличились у 70% членов группы. В среднем увеличение произошло на 3%. Снижение по копингу эмоций произошло также у 70%, а по копингу избегания- у 90% членов группы. Лишь у 10% он остался неизменным. Средний показатель уменьшился на 2%. Изменения по субшкалам идут следующим образом. По субшкале отвлечения 60% показателей снизились, 20% увеличились и 20% остались прежними. В среднем снижение произошло на 2%. Субшкала социального отвлечения снизилась лишь у половины членов тренинговой группы (50%), увеличение произошло у 30% испытуемых. Эта же тенденция наблюдается по отстроченной диагностике. Средний показатель не изменился.

Рис.5

2. Результаты методики «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томас в адаптации Н.В. Гришиной.

До тренинга ведущим типом поведения в конфликтной ситуации было соперничество. После гештальт-тренинга изменения в сторону уменьшения произошли у 80% испытуемых. Хотя по шкале сотрудничества изменения произошли у 80% испытуемых, этот тип поведения не стал ведущим. Преобладающим типом поведения стало компромиссное поведение, его показатель вырос у 70%. У 20% этот показатель снизился, у 10%- остался прежним. Средний показатель изменился на 1%. Это же значение сохранилось при отсроченной диагностике. По шкале избегания проценты распределились следующим образом: увеличение только у 10%, остались неизменными 20%, а вот 70% показателей увеличились. Средние показатели отсроченной диагностики и диагностики после тренинга остались равны (общее снижение произошло на 3%). Аналогичным образом распределились результаты по шкале приспособления.

Рис.6

3. Результаты методики«Юношеская копинг-шкала» (ACS)».

Преобладающими копингами поведения в стрессовых ситуациях до тренинга в группе являлись: копинг, направленный на достижение результата, надежда на чудо, отвлечение. После тренинговой программы произошли следующие изменения.

Рис.7

Копинг, ориентированный на работу, достижение не изменил своих ведущих позиций. Увеличение произошло у 90% испытуемых. Средний показатель изменился на 3%. Вырос показатель продуктивного копинга, направленного на решение проблемы у 70%, тенденция роста была отмечена отсроченной диагностикой.

Рис.8

Высокие показатели копинга надежды на чудо снизились у 70% членов группы и продолжал снижаться, о чем свидетельствуют данные отсроченной диагностики. Показатель копинга позитивного фокуса вырос у 60% , а вот снизился у 30% испытуемых, у 10% остался прежним. Это позволило сохранить среднее значение неизменным. Произошло снижение по копингу разрядки у 60% членов группы. По средним показателям трех этапов диагностики наметилась тенденция снижения.