Смекни!
smekni.com

Познавательные процессы 3 (стр. 2 из 3)

- Синестезия – возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы);

- Контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего раздражителя.

Чувствительность анализатора нестабильна в зависимости от различных условий.

« Адаптация – процесс приспособительного изменения чувствительности сенсорных систем человека к условиям среды . Выделяют 3 вида адаптации:

1.) Полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя (бабушка в поисках своих очков, поднятых вверх на волосы; кольцо на пальце, которое человек после некоторого времени не замечает).

2.) Притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя (притупление ощущения к неприятным запахам у людей, работающих на птицеферме).

3.) Повышение чувствительности под влиянием слабых раздражителей (слабое прикосновение к коже перестает ощущаться через несколько секунд).» [3]

II. Общая характеристика восприятия. Индивидуальные различия восприятий.

Восприятие (от лат. – perseptio ) – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.

Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

« Выделяют 4 уровня перцептивного действия:

1.) Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса.

2.) Различие или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона.

3.) Идентификация – отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти или отождествления двух одновременно воспринимаемых объектов.

4.) Опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимающихся ранее и извлечение соответствующего эталона из памяти.» [4]

Общие закономерности восприятия:

1. Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственно-предметная ситуация воспринимается как устойчивое целое. Это свойство в процессе восприятия проявляется в двух аспектах:

а) Объединение разных элементов в целое;

б) Независимости образованного целого в качестве составляющих его элементов.

2. Константность – относительное постоянство восприятия образа. При восприятии прямоугольного предмета с разных точек зрения на сетчатке могут отображаться и квадрат, и ромб, и прямая линия, однако, во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую им форму.

3. Предметность – адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. Наиболее ярко предметность восприятия проявляется во взаимообособлении фигуры и фона, когда необходимо решить, что считать фигурой, а что фоном.

4. Структурность – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

5. Осмысленность – понимание связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Осмысленность восприятия проявляется в узнавании.

6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия.

« Апперцепция – зависимость восприятия от самого воспринимающего субъекта, его опыта, знаний, особенностей личности, содержания психической жизни.» [5] Различают личностную (устойчивую) апперцепцию, которая определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (образования, убеждения). Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установки).

Классификация восприятия:

I ) По ведущему анализатору:

а) зрительные;

б) слуховые;

в) осязательные;

г) кинестезические;

д) обонятельные;

е) вкусовые.

II ) По цели:

а) преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель и связана с волевыми усилиями (слушание доклада, просмотр выставки);

б) непреднамеренное восприятие – восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи (шум машины).

III ) По степени организации:

а) организованное восприятие – организованное планомерное восприятие предметов, явлений окружающей среды;

б ) неорганизованное восприятие – непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

IV ) По направленности:

а) внешненаправленное восприятие – восприятие предметов и явлений внешнего мира;

б) внутренненаправленное восприятие– восприятия собственных мыслей и чувств.

V ) По форме отражения:

а) восприятие пространства, предметов, явлений окружающего мира;

б) восприятие человека человеком;

в) восприятие времени;

г) восприятие движения.

Восприятие величины, формы и объемности предметов:

Основой восприятия величины предметов являются размеры объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза.

Для восприятия формы предметов большое значение имеют движение глаз. Существенным является и взаимодействие предмета с фоном. В основе восприятия объемности предметов лежит бинокулярное зрение (видение с помощью обоих глаз). Существенное значение при восприятии пространства имеют линейные и воздушные перспективы. При линейной перспективе удаляющиеся линии как бы сходятся у горизонта (сходящиеся у горизонта ж/д рельсы, при этом расстояние между ними постоянно). По законам линейной перспективы размер предметов по мере их удаления уменьшается. Воздушная перспектива предполагает различное восприятие объектов действительности в зависимости от того или иного состояния воздуха и характера источника освещения.

«Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов, называют глазомером. Различают:

1 . Статический глазомер – определение размеров недвижимых предметов с учетом их удаленности;

2 . Динамический глазомер – способность определять расстояние между движущимися объектами.» [6]

Способность видеть самые мелкие предметы – острота зрения (=1), при этом человек различает объекты с угловым размером в 1 минуту. Восприятие глубины достигается с помощью бинокулярного зрения, а также зависит от величины изображения предмета на сетчатке, силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. Изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов – аккомодация. В восприятии удаленности предметов важную роль играет механизм конвергенции – содружественное движение глаз, обеспечивающее ясные изображения предмета на сетчатке.

Восприятие человека человеком:

Важным является осанка человека, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, манеры. Ведущими признаками являются социальный статус, нравственные качества и т.д. Установлено, что при рассматривании лица, наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу, а при рассматривании в профиль – ушам.

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости, темпа, ритма и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит смена возбуждения и торможения. При оценке продолжительности событий и временных интервалов учитывают особенности субъективного восприятия времени. Точному восприятию времени поддаются лишь короткие временные интервалы. Воспроизведение последовательности явлений опирается на объективно существующую смену одних явлений другими.

Восприятие темпа – отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы, совершающегося во времени процесса.

Восприятие ритма – отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств.

Восприятие движения – отражение во времени положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Восприятие движения осуществляется в результате взаимодействия зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового анализаторов.

« Нарушение восприятия:

1.) Псевдогаллюцинации, при которых образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее («голоса озвучат внутри головы», видения воспринимаются «умственным взором»). Сочетание псевдогаллюцинации с синдромом отчужденности, «сделанности», называется синдромом Кандинского.

2.) Иллюзии – ошибочное восприятие реальных вещей или явлений. Аффективные иллюзии чаще обусловлены страхом, тревожным подавленным настроением. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально проходящих разговоров окружающих. Парайдолические иллюзии вызваны снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью.» [7]

Индивидуальные различия восприятия:

Выделяют два типа людей по типу восприятия. Для людей аналитического типа восприятие характерно внимание к частностям, деталям, отдельным признакам предмета или явления. Люди синтетического восприятия проявляют больше внимания к целому, к основному в предмете или явлении. На восприятие влияют чувства, переживаемые человеком. Люди с повышенной эмоциональностью приносят в оценку объективных фактов налет субъективизма. Таких людей относят к субъективному типу восприятия в отличие от объективного, для которого характерно большая точность и в отношениях и в оценках.