С величиной самооценки связаны удовлетворённость или неудовлетворённость человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи и зависит от результата деятельности. Низкая самооценка может проявляться через такие качества, как робость, чрезмерная застенчивость и стеснительность, нежелание браться за работу:"Всё равно у меня ничего не получится!"Если такому человеку всё же удаётся достигнуть успеха, он объясняет это везением и случайностью, а если терпит неудачу, то списывает на свою несостоятельность. Такие люди подвержены внешним влияниям и становятся лакомой добычей для манипуляторов. Слишком высокая самооценка-тоже не благо. Она может проявляться как заносчивость, неуместная амбициознасть,"слепота" к собственным недостаткам. Свои успехи склонны объяснять собственными способностями и усилиями, а неудачи-случайным стечением обстоятельств или предвзятым отношением окружающих.Нередко бывает, что люди мыслящие так, начинают самоутверждаться за счёт других-подчёркивать своё превосходство над теми, кого они оценивают ниже себя. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний- это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой, и имеет большое значение для лиц, ориентированных на избегание неудачи, а не на достижение успехов.
Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляются как стремление наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязонности,верности, а внешне- в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Любовь к человеку -высшее духовное проявление данного мотива.
В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, проявляющийся в боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми людьми.
Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. Напротив, преобладание мотива отвергания ведёт к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Люди с преобладающим мотивом аффилиации достигают более высоких результатов в работе в тех случаях, когда они трудятся не в одиночку, а в составе группы, с членами которой у них установились дружеские взаимоотношения. Максимальное улучшение результатов деятельности в этих условиях наблюдается у тех, кто одновременно имеет сильно выраженные мотивы аффилиации и достижения успехов. А худшие результаты в случае, если рядом с другими людьми работает человек с высокоразвитым мотивом достижения и с выраженной боязнью быть отвергнутым людьми в случае неудачи. Лица ,у которых доминирует мотив аффилиации над боязнью быть отвергнутым, лучше относятся к людям. Им больше нравятся те, кто их окружает, они сами пользуются симпатией и уважением окружающих.Отношение таких людей строятся на основе взаимного доверия.
Преобладание мотива боязни быть отвергнутым, напротив, создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверия к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения. И всё же, невзирая на страх быть отвергнутыми, они так же, как и те, у кого силён мотив аффилиации, стремятся к общению, поэтому нет оснований говорить о них как о не имеющих выраженной потребности в общении.
Мотив власти кратко можно определить как устойчивое и отчётливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Люди с развитым мотивом власти более других склонны обращать на себя внимание других,выделяться,привлекать сторонников, сравнительно легко поддающихся влиянию, приобретать и накапливать престижные, пользующие модой вещи. У них, как правило, более высокий уровень социальной активности, проявляющийся в стремлении занимать руководящие посты, включаться в соревнования. Они малоконформны,неважно себя чувствуют в групповых видах деятельности, когда вынуждены строго следовать одинаковым для всех правилам поведения и подчиняться другим. С теоретической точки зрения явления, связанные с мотивацией власти, представляются гораздо более сложными для понимания, чем феномены, относящиеся к аффилиации и мотивации достижения успехов. В стремлении человека казаться более сильным и влиятельным, оказывать воздействие на людей и происходящие события могут быть включены многие различные мотивы помимо собственно мотива власти, поэтому чётко представить себе структуру и иерархию всевозможных мотивов, побуждающих к проявлению власти, не всегда представляется возможным.
Особый интерес в психологии мотивации вызывает так называемое просоциальное поведение и его мотивы. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия, направленные на благополучие других людей. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьёзной благотворительности, оказываемой человеком другим людям, при чём иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования.
Существуют несколько социальных норм нравственного порядка и исходя из них можно объяснить мотив альтруизма. Норма социальной ответственности побуждает к оказанию помощи в тех случаях, когда кто-либо нуждается в ней,например,в силу того, что он слишком стар, болен или беден и некому взять на себя заботу о нём.Другая норма- норма взаимности, состоящая в моральном обязательстве человека платить добром за добро.
Важную роль в оказании помощи играет способность человека к сопереживанию(эмпатии):чем больше он склонен к нему, тем с большой готовностью он оказывает помощь другим людям. Некоторые учёные считают, что способность к эмпатии лежит в основе всех других форм альтруистического поведения человека.
В связи с распространением в мире не только альтруизма, но и неблагородных человеческих деяний:воин,преступности ,выступает мотив агрессивности. У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к её торможению. Тенденция к агрессии -это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызение совести. Психологическая трудность устранения агрессивных действий заключается,в частности,в том,что человек,ведущий себя подобным образом,обычно легко находит множество разумных оправданий своему поведению,полностью или отчасти снимая с себя вину.
В заключении, прийдя к выводу, я соглашусь со словами А.Маслоу,что"Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает состояния полного удовлетворения,разве что на короткое время.Как только удовлетворяется одно желание,тут же его место занимает другое.Когда и оно удовлетворено,на передний план выступает третье и т. д. Отличительной чертой человека на протяжении всей его жизни является то,что он беспрерывно чего-то желает." День за днём, ставя перед собой цели,мотивы,интересы,задачи и т. д.,
происходит преобразование внутреннего мира и радикальное изменение отношений с окружающими людьми. В результате этого личность приобретает нечто новое, характерное и сохраняющееся в течение всей жизни. А также формируясь и развиваясь приобретая не только положительные качества, но и недостатки.
Список литературы:
А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.Психология,2000г
Р. С. Немов. Психология, том 1. 1999г
А.Г.Грецов, А.А.Азбель. Узнай себя. Психологические тесты для подростков,2007г
Абрахам Маслоу.Мотивация и личность,3-е издание,2006г
интеграция -позволяющая управлять своим поведением, считаться с окружающими
способность человека к сопереживанию(эмпатии)
Состояние расстройства,подавленности,возникающие в тех случаях, когда человек на пути к достижения цели сталкивается с препятствиями,барьерами,которые являются реально неопределимыми или воспринимаются как таковыми, называется фрустрацией.
диспозиции (мотивы)
Иерархизированность -это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности
человека потребность в общении (аффилиация)
ттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт