Смекни!
smekni.com

Семь навыков преуспевающих людей возрождение этики характера (стр. 13 из 47)

Управление (или менеджмент) относится к нижнему уровню и решает вопрос: КАК лучше выполнить те или иные задачи? В то время как руководство имеет дело с верхним уровнем — определяет, ЧТО именно нужно сделать. Повторим вслед за Питером Дракером и Уорреном Беннисом: «Менеджмент — искусство карабкаться по лестнице успеха; руководство — умение определить, к той ли стене приставлена лестница».

Коренное различие между этими двумя видами деятельности можно понять, если представить себе группу рабочих, прорубающих просеку в джунглях с помощью мачете. Они — исполнители, они решают проблему. Прокладывают дорогу сквозь заросли.

У них за спиной — организаторы работ (менеджеры): затачивают мачете, составляют планы и пособия, внедряют усовершенствованные технологии и разрабатывают программы восстановления мускульной силы.

Руководитель (лидер) — тот, кто, вскарабкавшись на самое высокое дерево, обозревает местность и кричит: «НЕ ТЕ ДЖУНГЛИ!»

И как, чаще всего, реагируют сверхзанятые, сверхстарательные исполнители и менеджеры? — «Заткнись! Мы взяли замечательный темп и успешно продвигаемся вперед!»

Мы — отдельные личности, группы и целые отрасли — так заняты рубкой, что даже не замечаем, что находимся не в тех джунглях. А сверхдинамичный мир вокруг делает эффективное руководство более необходимым, чем когда бы то ни было — во всех сферах независимой и взаимозависимой жизни.

Мы все больше нуждаемся в правильном представлении о месте назначения и компасе (наборе принципов, выборе направлений), и все меньше — в дорожной карте. Зачастую мы даже не знаем, что за территория ожидает нас там, за лесом, и что понадобится для нового перехода: многое решится на месте. Но ВНУТРЕННИЙ КОМПАС всегда укажет верное направление.

Успешная деятельность — пусть даже она сводится к элементарному выживанию — зависит не только от затраченных усилий, а и от того, на те ли «джунгли» они потрачены. Грандиозные перемены, происходящие в наши дни практически в каждой отрасли и профессии, ставят руководство на первое место, а менеджмент — на второе.

В бизнесе рынок так быстро меняется, что многие виды продукции и услуг, на которые всего лишь несколько лет назад был огромный спрос, сегодня безнадежно устарели. Сильное проактивное руководство обязано постоянно учитывать изменившиеся привычки и мотивы потребителей — и переориентировать ресурсы в правильном направлении.

Такие явления, как забастовки авиадиспетчеров, космический взлет стоимости медицинских услуг, рост количества и качества импортных автомобилей, в значительной мере влияют на экономическую ситуацию. Если какая-нибудь отрасль или какое-нибудь предприятие не учитывает сложившуюся обстановку — в том числе процессы, происходящие в производственном коллективе — и не стимулирует руководство проявлять творческий подход, никакой, самый искусный менеджмент не спасет эту отрасль или предприятие от банкротства.

Кто-то назвал эффективный менеджмент без эффективного руководства «попытками симметрично расставить стулья на палубе 'Титаника'«.

Никакие тактические успехи в организации производства не компенсируют провала в стратегии. Но руководить – непростое занятие, потому что на нашем пути — ловушки, расставленные установкой на менеджмент.

* * *

Многие родители часто попадаются в ловушку менеджмента: чрезмерно увлекаются контролем, отметками, соблюдением всевозможных правил — вместо того, чтобы указывать направление, ставить задачи и дарить своим детям чувство семьи.

В частной жизни нам особенно недостает умения осуществлять разумное руководство. Мы склонны ставить задачи и пытаться их решать еще до осознания своих ценностей.

Переделка сценария. Стать автором своего первого творения

Как уже было замечено, в основе принципа проактивности лежит уникальный человеческий дар — самосознание, или способность к самоанализу. Существуют еще две уникальные способности, позволяющие человеку стать хозяином своей судьбы: воображение и нравственное чувство, или совесть.

При помощи воображения мы можем представить себе несуществующий мир наших потенциальных возможностей, а совесть обеспечивает нам внутренний контакт с универсальными законами (принципами), благодаря чему мы оказываемся в состоянии приносить пользу и в полной мере реализовать наши таланты. В сочетании с самосознанием, эти свойства позволяют нам написать собственный сценарий.

Но поскольку мы уже живем по готовым, чужим сценариям, этот процесс во многом сводится к переделке. Признав несостоятельность прежних сценариев, мы можем начать проактивно переделывать себя.

* * *

На мой взгляд, один из самых типичных и вдохновляющих примеров такой деятельности содержится в мемуарах Анвара Садата, бывшего президента Египта. Садат был воспитан в духе ненависти к Израилю. Он мог сказать по национальному телевидению: «Я никогда в жизни не пожму руки израильтянину, пока они оккупируют хотя бы один квадратный дюйм арабской земли». И толпы людей по всей стране скандировали: «Ни-ког-да! Ни-ког-да!» Садат аккумулировал энергию, объединял волю и будил чувства своего народа. Но такая позиция, игнорировавшая взрывоопасный характер обстановки в мире, где все взаимосвязано, противоречила здравому смыслу, и Садат это понял.

И он взялся перекраивать сценарий своей жизни. Это началось в молодые годы, когда он сидел в одиночной камере #54 Центральной Каирской тюрьмы — за участие в заговоре против короля Фаруха. Садат научился абстрагироваться от себя и, взглянув со стороны, подвергать варианты сценариев максимально объективной проверке. Он нашел способ занимать свой ум и при помощи медитации пересматривать свои планы, устремления и молитвы.

Впоследствии ему было почти жаль покидать одиночную камеру, потому что именно там он понял: источник личного успеха – сама личность. Обладать стоит не имуществом, а мастерством. И еще нужно уметь побеждать себя.

Пока у власти находилась администрация Насера, Садат занимал скромный пост. У всех создалось впечатление, будто его дух сломлен. Но они ошибались. Просто они применяли к нему свои критерии, свои домашние заготовки, и не понимали самого Садата. Он ждал своего часа.

И когда этот час настал — он был избран президентом Египта, то есть, взвалил на себя ответственность за судьбы страны, — Садат переменил свое отношение к Израилю. Он посетил Кнессет в Иерусалиме и таким образом положил начало одному из наиболее замечательных бескровных революционных движений в истории человечества. Эта дерзкая инициатива в конце концов привела к подписанию Соглашения о мире в Кемп-Дэвиде.

Садату удалось воспользоваться своей способностью к самоанализу, воображением и моралью и с их помощью взять на себя руководство, изменить свое понимание ситуации. Он действовал в центре своего круга влияния. За ломкой стереотипа последовали кардинальные перемены в отношении к проблеме и образе действий, оказавшие огромное влияние на судьбы миллионов людей в гораздо большем круге значимости.

Прибегая к самоанализу и развивая самосознание, люди обнаруживают у себя множество стереотипов, чужих сценариев и вредных привычек, вступающих в противоречие с настоящими жизненными ценностями. Смысл Навыка 2 в том, что

нам вовсе не обязательно продолжать жить по этим сценариям! Можно ВЗЯТЬ НА

СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРОЯВИТЬ ИНИЦИАТИВУ И ПРИ ПОМОЩИ ВООБРАЖЕНИЯ СОЗДАТЬ НОВУЮ, в большей степени соответствующую нашим ценностям МОДЕЛЬ ЖИЗНИ.

Представим себе, например, что мое отношение к детям характеризуется высокой степенью реактивности. Всякий раз, когда они «плохо себя ведут», я ощущаю спазм в желудке и прихожу в состояние повышенной боеготовности. Меня перестают интересовать отдаленные перспективы развития и взаимопонимания: на передний план выдвигаются сиюминутные проблемы. Я стараюсь выиграть сражение, а не войну.

Я извлекаю из хранилища «экипировку»: мое физическое превосходство, выгодное положение и родительский авторитет – и начинаю кричать, оскорблять, грозить наказанием. А одержав победу, стою, торжествуя, среди руин испорченных отношений, а мои внешне покорные дети подавляют эмоции, которые все равно когда-нибудь прорвутся — в более уродливой форме.

И вот я сижу на своих воображаемых похоронах, и кто-нибудь из моих детей должен выступить с прощальным словом. Я был бы счастлив убедиться, что его жизнь стала олицетворением торжества правильного воспитания, прошла в атмосфере любви, а не баталий и латания дыр. Мне хотелось бы, чтобы у него сохранились теплые, приятные воспоминания о ярких, насыщенных часах, днях и годах, проведенных в семье; и чтобы он запомнил меня любящим отцом, с которым он мог делиться радостями и огорчениями переходного периода. Чтобы он помнил, как обращался ко мне со своими проблемами, а я внимательно выслушивал его, ободрял и оказывал поддержку. И чтобы знал: я не был совершенным отцом, но старался им стать. А главное — любил его больше, чем кто-либо другой.

Дело в том, что я бесконечно дорожу своими детьми. Люблю их, стремлюсь помогать, придаю своей роли отца колоссальное значение.

Но мне не всегда удается помнить о высших ценностях. Меня захлестывает рутина, засасывают дрязги; самое дорогое оказывается погребенным под мусором сиюминутных интересов и внешних приличий. Я становлюсь реактивным. В итоге практика моего повседневного общения с детьми имеет весьма отдаленное сходство с чувствами, которые я к ним испытываю.

Самоанализ, воображение и совесть помогают мне соприкоснуться с системой непреходящих ценностей. Мне становится ясно: сценарий, по которому я живу, не гармонирует с этими ценностями; моя жизнь — не сознательное воплощение моей проактивной модели поведения, а результат первого творения, передоверенного мною другим людям — так сказать, пущенного на самотек. Но мне под силу исправиться. Можно стереть негативные воспоминания и включить воображение. Ориентироваться не на ограниченное прошлое, а на свой, далеко не исчерпанный потенциал. Стать автором первого творения.