Большинство из нас знает по собственному опыту, как ненадежна такая ориентация: ведь собственность имеет свойство внезапно исчезать; обладание материальные благами зависит от множества внешних факторов.
Если мое ощущение безопасности неразрывно связано с моей репутацией или обладанием некоторыми вещами, мне суждено постоянно трястись от страха, что это будет утеряно, похищено или обесценено. В компании людей, чьи достаток, известность, общественный статус или богатство уступают моим собственным, я чувствую себя "на коне". Тем не менее, мое чувство собственной значимости все время колеблется. У меня нет ощущения стабильности, прочности моего положения. Мне приходится заботиться о сохранности имущества и поддержании репутации. Все мы слышали о случаях самоубийства в связи с банкротством, падением курса акций или политическими переменами.
Вот еще один распространенный жизненный интерес, тесно связанный с предыдущим. Решающая роль здесь принадлежит кино и телевидению, усилившим в людях потребность в развлечениях, наглядно демонстрирующим, что можно иметь и делать в свое удовольствие.
Но, хотя блеск такого образа жизни бросается в глаза, а преимущества видны неворуженным глазом, его влияние на внутренний мир человека, его продуктивность и связи с другими людьми далеко не столь очевидны.
Невинные развлечения в умеренных дозах дают разрядку телу и душе, укрепляют семью и прочие отношения. Но сами по себе развлечения не приносят глубокого, прочного удовлетворения. Они быстро приедаются; наступает пресыщение; чтобы испытать наслаждение, людям с установкой на развлечения требуется что-то новое, более яркое и сильнодействующее. Человек впадает в нарциссизм, привыкает смотреть на жизнь с точки зрения удовольствий.
И пошло-поехало! Нескончаемая вереница праздников, кинопремьер, высиживание по много часов перед телевизором или видео. В этой обстановке сплошных каникул человек выбирает путь наименьшего сопротивления и, убивая время, убивает дни, месяцы и годы своей жизни. его способности дремлют; ум и душа погружаются в летаргический сон; сердце пустеет. Где в это время находятся безопасность, целеустремленность, мудрость и энергия? Ясно – в нижней точке континуума!
Малколм Маггеридж пишет в "Скрижалях ХХ века":
"Оглядываясь на свою жизнь (есть такая привычка), я более всего поражаюсь тому, что вещи, некогда казавшиеся вожделенными и значительными, впоследствии представляются пустыми и абсурдными. Например -- успех во всех видах, слава, псевдосокровища вроде денег, обладания женщинами и суматошных метаний по белому свету, уподобившись Сатане, превознося и хватаясь за все, что может предложить Ярмарка Тщеславия. Задним числом все эти способы ублажить свое "Я" и изведать наслаждение кажутся мне шарлатанством чистейшей воды -- Паскаль называл это 'лизать землю'".
Это особенно свойственно молодежи, хотя и не только. Быть принятым в группу, стать "своим" -- кажется исключительно важным. Кривое, постоянно меняющееся
"социальное зеркало" становится источником всех четырех факторов жизнеобеспечения; это влечет за собой высокую степень зависимости от настроений, чувств и поступков других людей.
При этом в центре ваших жизненных интересов может находиться всего один друг -- это во многом напоминает брак и приводит к огромной эмоциональной зависимости. Кривая "любви-ненависти" круто взмывает вверх. Результат -- тесное взаимодействие с отрицательным знаком.
А что вы скажете о враге в качестве центра жизненных интересов? Большинство удивится: "Придет же такое в голову!"-- и уж во всяком случае, вряд ли кто-то сознательно выберет подобную цель и подобный стиль жизни. И тем не менее, ориентация на врага -- чрезвычайно распространенное явление, особенно если конфликтующие в силу обстоятельств вынуждены часто сталкиваться. Если вам кажется, что человек, играющий большую роль в вашей жизни, несправедливо к вам относится, возникает соблазн преисполниться обиды и возмущения, зациклиться на этом человеке, отвести ему центральное место в вашей мини-вселенной. Валить все неудачи на предполагаемого врага -- гораздо легче, чем взять на себя ответственность.
* * *
Одному моему знакомому, преподавателю университета, не давали покоя гнусные черты характера администратора, с которым у него сложились плохие отношения. Он постоянно думал об этом человеке; со временем это перешло в манию, которая до такой степени завладела моим знакомым, что отравила его отношения с родными, коллегами и членами церковной общины. Наконец он пришел к выводу, что ему ничего не остается, как сменить место работы.
-- Если бы не этот администратор, ты предпочел бы по-прежнему работать в университете?-- спросил я его.
-- Конечно. Но пока он здесь, остаться -- значит окончательно испортить себе жизнь. Нет, нужно уходить.
-- Зачем тебе понадобилось делать из этого типа пуп земли?
Знакомый был шокирован и, разумеется, не согласился с такой постановкой вопроса. Но я постарался объяснить ему, что он сам допустил, чтобы недостойный субъект неузнаваемо исказил карту его жизни, подорвал веру, испортил отношения с близкими.
В конце концов мой знакомый был вынужден признать: он действительно отвел этому человеку непомерно большое место в своей жизни, но я неправ, утверждая, будто это – сознательный выбор. Вся ответственность лежит на администраторе.
Сам он ни при чем.
Однако постепенно в ходе разговора мой друг начал понимать, что, вина лежит на нем самом: он не справился с ситуацией и, следовательно, проявил безответственность.
То же можно сказать о большинстве распавшихся браков. После развода люди еще долго остаются в плену обиды и чувствуют потребность в самооправдании. В отрицательном смысле они все еще женаты: каждый выискивает недостатки у бывшего партнера, чтобы подкрепить свои обвинения.
Многие дети-первенцы проносят через всю жизнь открытую или тайную ненависть к родителям, предъявляя им счет за прошлые обиды, пренебрежение и предпочтение им младших -- "любимчиков". Эта ненависть становится средоточием их взрослой жизни.
Человек с ориентацией на друга или врага не чувствует себя в безопасности. Его чувство собственной значимости зависит от настроений и поступков других людей; он руководствуется в первую очередь возможной реакцией окружающих; мудрость ограничена социальной "призмой", параноидальной зацикленностью на "образе врага". Энергия -- практически на нуле, а сам человек -- марионетка.
Наверное, всякий истинно верующий согласится, если я скажу, что регулярное или даже очень частое посещение церкви не равнозначно высокой степени религиозности. Встречаются люди, столь ревностно блюдущие культ и доктрины, что становятся нечувствительными к насущным нуждам окружающих людей и тем самым вступают в противоречие с этими доктринами. А есть другие, которые реже посещают церковь или не посещают вовсе, но чьи дела и отношение к людям отражают глубокую, искреннюю веру, потому что опираются на основные принципы христианской этики. Иначе говоря, они соблюдают дух, а не букву церковных заповедей.
При ориентации на церковь у человека может развиться преувеличенное представление о необходимости поддерживать видимость -- это ведет к двурушничеству, подрывает чувство безопасности и самоуважения. Цель жизни задается не своей, а общинной совестью; является склонность навешивать ярлыки: "активист", "пассивный", "либерал", "ортодокс" или "консерватор". А поскольку церковь обладает всеми признаками формальной организации, со своей программой, практикой и служителями, сама по себе она не может дать человеку неотчуждаемое чувство собственной значимости. Оно дается лишь следованием принципам, а не институтом церкви.
Вера не может служить постоянным внутренним руководством. Люди с религиозной ориентацией бывают склонны жить изолированно от других; считают себя обязанными чувствовать и поступать одним образом по субботам и воскресеньям и совершенно другим – в прочие дни недели. Возникающая при этом раздвоенность подрывает целостность характера и представляет угрозу чувству безопасности; отсюда -- склонность к навешиванию ярлыков и самооправданию.
Вера как конечная цель (а не средство достижения конечной цели) не способствует увеличению мудрости и энергии. Да, церковь провозглашает себя способной дать человеку источник силы, но не претендует на то, что она и есть -- сила. Религия -- просто один из каналов обретения благодати.
Возможно, в наше время это -- наиболее распространенный центр жизненных интересов. Крайняя и наиболее явная форма такой ориентации -- эгоизм, грубо попирающий высшие ценности человеческого общества. Тем не менее, если присмотреться к типичным подходам к развитию и самореализации многих людей, можно убедиться, что их основа -- ощущение себя центром вселенной. В этом замкнутом центре не может возникнуть чувство подлинной безопасности, правильного внутреннего руководства, мудрости и силы. Как Мертвое море в Израиле, он только впитывает – и никакой отдачи. Возникает стагнация.
С другой стороны, если, проявляя заботу о своем "я", вы имеете в виду дальнюю перспективу -- развить способности, чтобы эффективнее служить людям, производить больше материальных или нематериальных благ, -- это создает условия для роста и укрепления четырех факторов жизнеобеспечения.
* * *
Таковы наиболее типичные центры жизненных интересов, опираясь на которые, люди строят свою жизнь. Зачастую бывает легче определить ориентацию другого человека, чем свою собственную. Возможно, вам знаком некто, ставящий на первое место деньги. А энергия другого вашего знакомого в основном уходит на то, чтобы доказать свою правоту в нескончаемом конфликте. Если приглядеться повнимательнее, можно увидеть за поведением человека центр его жизненных интересов.