Смекни!
smekni.com

Психология человека 3 (стр. 2 из 5)

Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явле ния, внутреннее - на собственные мысли, чувства и пере живания.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Направленность внимания определяет ся как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.

Внимание - необходимое условие качественного выпол нения любой деятельности. Оно выполняет функцию кон троля и особенно необходимо при всяком обучении, ког да человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Физиологическую основу внимания составляют ориен тировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. Благодаря ориентировочно-исследовательскому рефлек су воздействие нового объекта на нервную систему чело века становится более сильным и многообразным. В тех участках коры больших полушарий мозга, которые под вергаются воздействию новых раздражителей, создается до статочно сильный и устойчивый очаг возбуждения (доми нирующий) . Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет по нять такую степень сосредоточенности человека на каком- либо предмете или явлении, когда посторонние раздражители не в силах вызвать отвлечение внимания, они ос таются незамеченными.

Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внима тельностью. Внимательный человек - это человек наблюда тельный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Внимание имеет свое внешнее выражение - особен ность позы, поворот головы, выражение и движение глаз (см. рисунок). Внимание может быть непроизвольным (непреднаме ренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «про извольный» образован от слова «изволение», означающее волю, желание. Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего же лания, ни от нашей воли или намерений. Оно происхо дит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Внимание человека может привлекать все, что для него интересно и важно.

Воображение

Воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение - основная характеристика памяти, преобразование - основная характеристика воображения.

Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее, все новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим.

Все представления воображения строятся из материа ла, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями.

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие че ловека от животных предков. При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожи данных сочетаниях и связях. Воображение преобразует дей ствительность и создает на этой основе новые образы. Во ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления.

Воображение - познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность челове ческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В ре зультате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом преобразованном, измененном виде и содержании. Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сфор мировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Мышление

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять - это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. Посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств. Мысля, человек познает общие свойства опосредованно, т.е. через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять.

Поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляет собой мыслительную деятельность. И наиболее существенной особенностью процессов мышления является то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта. Опосредованный характер мышления дает нам возможность значительно расширить познание действительности. Область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприятие, но, выходя за его пределы, мы познаем в итоге мышления далекое прошлое земли, развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем новые законы и пр. В результате всех этих рассуждений мы можем сказать теперь, что мышление - это опосредственное познание (или отражение) действительности.

Но мышление не только опосредованное, но и обобщенное познание (отражение) окружающего мира .

Обобщенное отражение (познание) действительности - важнейший признак мышления. Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Обобщения отражают общие и потому наиболее существенные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность предмета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей.

Итак, мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. В системе языка за каждым словом исторически закреплено определенное значение. Значение слова - это всегда обобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму.

Речь является не только формой, но и орудием мышления. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тщательного продумывания ее. В этих случаях мы замечаем, что кое-что из того, что нам казалось уже ясным, понятным, нуждается в уточнении, в более глубоком и основательном обдумывании. Подбор слов и выражений, необходимых для сообщения, побуждает нас вдумываться в детали мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания. Рассказ о чем-либо другому человеку часто является лучшим способом уяснить себе собственную мысль, до конца продумать ее содержание. Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи. Мышление и речь, мысль и слово - не тождественны друг другу. Одну и ту же мысль можно выразить на разных языках. Одно и то же слово может выражать разные понятия и одно понятие может быть выражено разными словами.

Как и все психические процессы, мышление представляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление - это обобщенное при помощи слова отражение действительности, ведущую роль в этой деятельности играет вторая сигнальная система. Физиологические механизмы собственно речи - это второсигнальная деятельность коры, которая является сложной координированной работой многих групп нервных клеток коры головного мозга.

Итак, познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.