Смекни!
smekni.com

Психологические принципы духовно-нравственного познания (стр. 2 из 6)

Надежность и достоверность результатов исследованияобусловлены опорой на теоретические исследования религиозно-духовного психологического знания в трудах отечественных ученых; использованием современных фундаментальных методолого-теоретических принципов общей психологии и истории психологии; широтой фактологического базиса и используемой источниковой базы исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. В святоотеческой восточно-христианской традиции принципы символизма и модуляции как связи духовного и психического планов являются способами духовно-нравственного познания, теоретико-методологической основой ее историко-психологического исследования, а также способами перевода богословской терминологии духовно-нравственного познания на адекватный концептуально-терминологический аппарат психологической науки.

2. В восточно-христианской традиции категория «нравственное» понимается как символическое проявление духовного в психической жизни человека, что делает возможным его отражение и психологическое осмысление.

3. Для поздневизантийской восточно-христианской антропологической и психологической мысли характерны монистический взгляд на человека как нераздельное единство телесного, душевного (психического) и духовного, и выявление функций каждой из подструктур в развитии и духовном совершенствовании личности.

Апробация работы. Результаты исследования изложены в 5 статьях, из них 1 — в реферируемом издании, неоднократно обсуждались на заседаниях лаборатории истории психологии и исторической психологии ИП РАН, доложены на: II Международной научной конференции по истории психологии в Беларуси «Состояние и перспективы развития» (2003, Минск); конференции « Источниковедение истории отечественной психологии (К 90-летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной)» (2003, Москва); Международной конференции «Богословское и философское осмысление исихастской традиции» (2005, Киев); Международной конференции «Православие и мир: экклезиология — антропология — культура» (2006, Киев); Международной конференции по истории психологии « IV Московские встречи» (2006, Москва).

Результаты исследования составляют содержание раздела читаемого автором на факультете психологии Российского Православного университета им. Иоанна Богослова курса истории психологии и исторической психологии.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения с выводами, библиографического списка используемой литературы, содержащего 183 источника, примечаний.

Основное содержание диссертации

Во введенииобосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, указываются формы апробации результатов исследования.

В первой главе «Исторические особенности развития представления о человеке в культуре поздневизантийского периода»рассматривается культурно-исторический контекст реконструируемой святоотеческой психологической мысли Византии середины XIV в. Задачей главы является выделение и рассмотрение основных направлений антропологической и психологической мысли поздневизантийской культуры, а также определение социально-культурных предпосылок их формирования.

Период с XIII по XV век в истории Византии получил название предвозрождения (Д. С. Лихачев, Г. М. Прохоров). Именно с ренессансом античных ценностей и традиций культурная элита Византии связывала надежды (хотя и исторически не оправдавшиеся) на выход из внешнеполитического и экономического кризиса Империи.

В работе раскрываются тенденции развития поздневизантийского общества, культурный фон которого характеризуется следующими основными чертами: а) стремлением к сохранению в окружающем мире прежней репутации могущественности византийского государства (М. А. Поляковская, 1991); б) эллинизацией всех общественных форм деятельности (культуры, науки, религии), а также активным возрождения античных интеллектуальных и культурных ценностей, связанных, прежде всего, с развитием гуманитарных и естественных наук (И. П. Медведев, 1991, 1997); в) всплеском интеллектуальной активности ученых кругов (И. П. Медведев, 1991, 1997); г) растущим интересом к языческим мистическим оккультным практикам, алхимии и герметике как основе естественнонаучного знания (С. Н. Гукова, 1991а); д) развитием сферы высшего образования, ориентированного на обучение аристократической элиты гуманитарным дисциплинам (С. Н. Гукова, 1991б); е) ростом религиозных настроений, углубленностью в духовные вопросы, связанные, прежде всего, с поиском надежных оснований мироустройства в период общественно-политического кризиса (К.Керн, 2005; П. Пиголь, 1999; М. А. Поляковская, 1991). Первые пять аспектов культивировались преимущественно представителями гуманистического движения, а последний — восточно-христианским монашеством.

Наряду с секуляризованным гуманистическим движением, ориентированным на ценности античной культуры, в Византии этого периода сложилось оригинальное направление, нацеленное на обновление средневекового мировоззрения и интенсификацию духовной жизни (Г.М.Прохоров, 2000), представленное монашеством. В качестве его основы выступала древняя молитвенно-аскетическая практика безмолвничества и действенное утверждение ортодоксального пути организации и развития духовной жизни личности и общества. Следствием этого явилось понимание духовно-душевно-телесного бытия человека как непосредственно обусловленного участием Бога в человеческой судьбе. Два названных движения представляли собой ведущие идеологические силы, влиявшие на общественную жизнь и духовные искания византийских мыслителей в период острого политико-экономического кризиса. В этой связи в работе раскрываются основные направления общественного дискурса, отражающие расхождения между гуманистами и восточно-христианскими мыслителями по ряду принципиальных положений.

Во-первых, это вопросы вероучения, явившиеся ключевыми и определявшие богословско-догматическую основу проблемы связи человеческой экзистенции и высшего духовного начала.

Во-вторых, это различия в понимании способов познания: опытно-созерцательного – в восточно-христианской традиции безмолвничества и философско-интеллектуального – в гуманизме. Расхождение касалось, прежде всего, проблемы непосредственного восприятия духовной действительности. Гуманистическая позиция с ее схоластической аргументацией, приводящей в конечном итоге к агностицизму в вопросах познания истины, вызывала в среде монашествующих резкие возражения. Их личный опыт свидетельствовал о возможности таинственного постижении высшей истины.

В-третьих, существенно различались антропологические концепции участников дискурса. В богословско-методологических спорах открывались фундаментальные мировоззренческие положения, затрагивающие вопросы природы человека, его места в мире, познавательных возможностей, проблемы понимания нравственного идеала и реальных духовных ценностей, лежащих в основе развития личности и общества (И.П.Медведев, 1997).

В диссертационном исследовании дается сравнительный анализ позиций представителей гуманистического и восточно-христианского движений по ряду ключевых дискутируемых проблем.

Цель познания раскрывается в гуманистическом понимании как высшая степень «интеллектуального наслаждения», а умственный труд – как высшая его форма; в святоотеческой же традиции как соединение с духовной истиной, предполагающее максимальные нравственные усилия субъекта познания.

Характер включенности человека в познание в гуманистическом учении ограничивается актуализацией лишь его интеллектуальной сферы (радикальный интеллектуализм), в святоотеческой традиции трактуется как целостная и максимальная задействованность всех его духовно-психологических и телесных сил, возможностей и потенциалов (Г. М. Прохоров, И. Мейендорф).

Система этических ценностей гуманизма концентрируется вокруг деятельности разума, интеллектуального познания как основных источников личностного совершенствования; святоотеческая же традиция рассматривает их в контексте целостной нравственной жизни личности, регулируемой высшими духовными смыслами.

Соответственно, идеал человека в гуманизме определяется признанием цивилизирующей силы разума, а в святоотеческой традиции представлен как духовно-зрелая, нравственно совершенная личность.

Свобода воли в гуманистическом направлении трактуется как антично-стоическое противостояние судьбе силой разума. В святоотеческой традиции свобода воли раскрывается через приобщение к безусловной и абсолютно свободной духовной действительности.

Таким образом, семантическое поле описания человека в гуманистическом направлении включает понятия: «разум», «интеллектуальное совершенствование», «гражданственность»; в духовном же направлении оно представлено понятиями: «дух», «духовное совершенствование», «нравственность», «нравственное совершенствование».

В истории психологии гуманизм как культурное и идеологическое течение рассмотрен достаточно полно. Именно с ним связана характеристика периода Возрождения как этапа в развитии науки. Не имеющие прямого отношения к научному знанию, духовно-ориентированные течения эпохи средневековья практически не изучены. В силу же своей специфической духовной направленности данные течения представляют особый интерес для психологического исследования, в связи с освоением психологией духовной проблематики (В. А. Кольцова, 2004). При этом представляется важным выделение методологических принципов и подходов к историко-психологическому анализу духовно-ориентированных направлений в познании.