При понимании тревожности как свойства темперамента («психодинамическая» тревожность, по терминологии В.С.Мерлина ) в качестве основных факторов возникновения тревожности признаются природные предпосылки – свойства нервной систем и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов (Н.Н.Данилова, 1992; В.С.Мерлин, 1986). Так дети, по своей природе имеющие меланхолический или холерический тип темперамента чаще других могут иметь высокий уровень тревожности. Т.Д Марцинковская в качестве причин тревожности обусловленных психодинамическими свойствами называет индивидуальные особенности детей и их личностные качества. Так дети, имеющие повышенную чувствительность (сензитивность) очень остро реагируют на происходящие вокруг них события, он чувствителен не только к обидам, нанесенным ему, Но и проявляет не меньшую чувствительность по отношению к окружающим его людям.
Исследуя влияние природных предпосылок на возникновение тревожности (Мусина И.А., 1994; Рейковский Я., 1979, Спилбергер Ч.Д. и другие) считают, что состояние тревоги продуцируют влияние двух факторов: безусловных, таких как вегетативное, или « психовегетативное», реагирование и так же обусловленных какими либо факторами в жизни человека.[2]
Так Е.Савина на первое место среди причин вызывающих детскую тревожность ставит неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, непринятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в ласке, в любви и защите. В этом случае у ребенка возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви, ребенок думает, что если он что-то сделает плохо, его не будут любить.[9]
Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная защита, мелочный контроль, большое количество ограниченных запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что-то не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.
Не менее губительное влияние оказывает чрезмерная похвала, если одобрять ребенка во всем без разбора, не указывая на сделанные им ошибки, то у ребенка сформируется неадекватная самооценка, уже в дошкольном возрасте завышенная самооценка может сопровождаться страхом несоответствать ей, не получать привычной похвалы, когда задание выполнено не слишком хорошо. Привыкнув к постоянной похвале, ребенку будет трудно существовать без нее.
Воспитание по типу гиперопека, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности. (Т. В. Лаврентьева 1996)
Существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог. (Захаров А.И.1997г.)
Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Причиной тревожности у детей может быть конфликтная атмосфера в семье (если супруги ссорятся между собой), и неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни.[10]
Почти у всех детей вызывает резкое повышение тревожности развод родителей. Особенно травматично протекает этот период для тревожного ребенка, если взрослые не могут договориться между собой, и непоследовательны в своем поведении. Например, если папа обещает завтра пойти с дочерью в парк, но потом пропадает на неделю, решая свои проблемы, или если мама, когда подходит время встречи с папой, начинает убеждать девочку, что ей нужно сегодня подготовиться к занятиям или сделать еще что-нибудь полезное (вместо полноценного досуга с отцом).
Неминуемо тревожность (и другие проблемные черты) возникнет у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны. Отец считает, что за совершенный ребенком проступок его надо наказать домашним арестом на неделю, мама в принципе согласна, но считает меру слишком суровой и втайне от папы ее смягчает (если ребенок ведет себя хорошо, то она позволяет ему ходить в гости к другу), а бабушка игнорирует полученные ребенком запреты вовсе и отпускает его куда угодно, когда родители отсутствуют. Причем в следующий раз позиции взрослых могут меняться на противоположные. Если ребенок попадает в такие ситуации систематически, то он, либо становится тревожным (не понимает, какую реакцию семьи на свой поступок встретит на этот раз), либо начинает манипулировать взрослыми, учитывая их слабости и отношения между собой.
Если в силу тех или иных причин в семье обстановка сложится так, что за короткий промежуток в жизни ребенка происходит много перемен, к которым ему приходится адаптироваться. Так, если сложить вместе переезд в другой город, замену бабушки няней, выход мамы на работу и начало обучения в первом классе, то нужно ли говорить, что результатом такой "суммы" может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребенка.[10]
К пяти-шести годам дети благодаря играм, начинают осознавать, что существует определенная социальная система отношений. Появление собственных мотивов, целей, стремлений имеет для него большое значение, помогает формированию его самосознание, развитию интеллекта, созданию более полного и правильного образа мира и своего места в нем. Однако именно эти качества могут стать и причиной тревоги личности дошкольника. Если семейное воспитание складывается из одних запретов, то у одних детей (например, с выраженной экстрпунитивностью) это принимает форму постоянной агрессии и желание противоречить взрослому, у других форму постоянной тревоги, вызванной сознанием своей вины. Когда в сознании ребенка сосуществуют одновременно два мотива (например, желание сделать по своему и желание получить похвалу взрослого), постоянное одергивание со стороны взрослого не дает возможности ребенку реализовать оба этих мотива, что приводит к возникновению тревоги и неуверенности у большинства детей независимо от их индивидуальности.
Одним из условий бесконфликтного развития личности является положительное отношение к себе, наличие точных знаний о себе. В этом случае самооценка совпадает с оценкой окружающих. Родителям надо помнить, что постоянные замечания, одергивания, недооценка его стараний, могут вызвать у детей неуверенность в себе, повышенную тревожность, чувство вины, что в общей массе может привести уже в дошкольном возрасте к комплексу неполноценности.
Родители и воспитатели в дошкольных учреждениях должны знать и понимать, что в дошкольном детстве помимо самооценки начинает формироваться уровень притязаний. У тревожных, закомплексованных детей занижается не только самооценка, но и уровень притязаний во всех видах деятельности. Страх не быть оцененными по достоинству сковывает таких детей, они бояться показать свои знания и умения, даже если могут сделать что-то хорошо. Боязнь сделать что-то не так – это не боязнь наказания. Это страх потерять любовь близкого человека, который приводит к развитию постоянной тревоги, формированию комплекса неполноценности и комплекса потери матери. Часто родители сами провоцируют этот страх, стремясь добиться послушания, таким образом, взращивают тревогу, боязнь новых людей, сравнение с которыми он опасается не выдержать. При этом всякое новое дело, требующее определенных усилий, может вызывать у ребенка слезы, бессонницу и даже температуру и рвоту.
Марцинковская выделяет еще тревоги и страхи мальчиков, при воспитании которых родители (чаще отцы) устанавливают холодный, отстраненный тип общения. Требуя от мальчиков сдержанности чувств, ассоциируя это с мужским стилем поведения, когда поцелуи и нежность исключаются вообще. Высказывания типа «Не плачь, ты не девочка», «Будь настоящим мужчиной, умей дать сдачи» и т.д. мало подходят для детей дошкольного возраста. Как уже подчеркивалось раньше, для детей важно ощущать привязанность родителей, их тепло, особенно матери, что создает у них уверенность в своей защищенности, развитие смелости, умения рисковать и настаивать на своем, то есть тех качеств, которые обычно и хотят воспитать в мальчике. Холодность и отсутствие нежности плохо влияют на всех детей, но особенно плохо, когда таким путем родители своего мягкого и чувствительного мальчика пытаются сделать жестким и агрессивным. В этом случае тревога мальчика усугубляется тем, что он не только не соответствует требованиям взрослых, но и идеалу мужчины вообще, что приводит к формированию комплекса «Я плохой». Неспособность выполнить требования сопровождается у них усилением тревожности. Страхи множатся, и ребенок все более утверждается, что он трус. Как не парадоксально, именно нежность и ласка матери не только его еще большей «нюней», но придадут ему некоторую уверенность и вызовут желание заслужить эти проявления одобрения и в дальнейшем.[8]