Лучше всего это иллюстрирует история духовных исканий Льва Толстого. После нескольких неудачных попыток найти смысл жизни и затем строить свою жизнь в соответствии с ним Толстой понял ошибочность самого подхода. "Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо, прежде всего, чтобы сама жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже - разум, для того, чтобы понять ее. <...> Я понял, что если я хочу понять жизнь и смысл ее, мне надо жить не жизнью паразита, а настоящей жизнью и, приняв тот смысл, который придает ей настоящее человечество, слившись с этой жизнью, проверить его" [326, с. 147; 149]. Другим примером является драма Родиона Раскольникова, который построил образ себя, основанный на интеллектуально обоснованной идее превосходства. Однако этот образ не выдержал столкновения с реальной жизнью и привел не только к краху задуманного Раскольниковым предприятия, но и к смысловому краху.
Таким образом, можно утверждать, что жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. Вместе с тем жизненные ситуации (или психологические исследования) могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни - значит оценить свою жизнь целиком. Не все успешно справляются с этой задачей, причем это зависит не только от способностей к рефлексии, но и от более глубинных факторов.
Если моя жизнь объективно имеет недостойный, мелкий или, более того, аморальный смысл, то осознание этого ставит под угрозу мое самоуважение. Чтобы сохранить самоуважение, я внутренне бессознательно отрекаюсь от истинного смысла моей реальной жизни и заявляю, что моя жизнь лишена смысла. На деле за этим стоит то, что моя жизнь лишена достойного смысла, а не то, что она не имеет смысла вообще.
С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Как показывают исследования, существует много возможностей обрести смысл. То, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Чаще всего смысл жизни и мужчины и женщины видят в семье и детях, а также в профессиональных делах.
Как мы уже подчеркивали выше, потребности являются ключевым понятием мотивационной сферы личности. Для того чтобы определить уровень своих личных потребностей в достижении успеха, в заключение данной лекции, предлагается ответить "да" или "нет" на вопросы теста (№ 8).
Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.
Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
Мои близкие считали (считают) меня ленивым.
Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
Мои родители слишком строго контролировали меня.
Терпения во мне больше, чем способностей.
Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
Думаю, что я уверенный в себе человек.
Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
Я не усердный человек.
Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
Мои близкие обычно не одобряют моих планов.
Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.