Реактивное образование
Третий структурный компонент личности, по Юнгу, — Анима, или Анимус. Анима, Анимус — это женская сторона личности у мужчины и мужская сторона личности у женщины. Анима и Анимус не только заставляют каждый пол обнаруживать в своем поведении некоторые черты противоположного пола, но также побуждают с сочувствием и пониманием относиться к представителям другого пола.
Вам, наверное, встречался мужчина, который напрочь вытеснил из себя всю женоподобную слабость, демонстрирующий на людях свою твердолобость и маскулистость: такой рычащий самурай. Это явление очень распространено у хозяйственников высокого ранга — тех, кто не слезает с экранов телевизоров — и у мужчин, испытывающих проблемы со смыслом жизни. Анализируя ситуацию, Юнг обнаружил, что мужчины, отказавшиеся от своей Анимы, очень боятся, что они «внутри себя становятся бабой».
Включение в чрезмерную борьбу с вытесненным стремлением называется реактивным образованием. Реактивное образование предполагает, что человек может пытаться усилить вытеснение, ведя себя диаметрально противоположным содержанию вытесненного материала образом.
Прочитав в армии весь «джентльменский набор» русской классической литературы из полковой библиотеки, я могу вам порекомендовать по этому поводу «Отца Сергия» Льва Николаевича Толстого. Вот доведенный до абсурда пример реактивного образования со всеми вытекающими отсюда последствиями: полжизни соблюдать «обет безбрачия» (издеваться над собой), чтобы под старость лет так сорваться и опозорить свои седины. После таких рассказов становится понятно, за что Льва Николаевича отлучили от церкви.
Отождествление, или идентификация
Не правда ли денег хочется много и сразу? Вот это и называется инфантилизмом! Настала пора вернуться к разговору о вещах (и не только о вещах), который был затеян в начале.
Используя защитную идентификацию, человек принимает личностные черты, особенности поведения, заимствует элементы логики и мышления, а также некоторые аксессуары того лица, которому, как кажется со стороны, везет в удовлетворении своих потребностей. «Алло, Мусий Карпович, это Гриша! Ах, вы на совещании у генерального. Бога ради извините! Я вам потом перезвоню». В связи с отсутствием реальной деятельности индивидуум, неудовлетворенный своим реальным положением, довольствуется срисовыванием внешних характеристик.
Я давно пропагандирую среди своих знакомых (моих бывших учеников) мысль, что если сразу «не повезло с должностью» — это удача повернулась к тебе лицом! Должность отвлекает нас от реальной деятельности. После того как человек занимает должность, на него обрушивается столько сиюминутных, почему-то очень обязательных (а попросту говоря, совершенно бессмысленных и маразматических) административных проблем, что для решения творческих задач времени просто не остается. Вспомните, как Франкл отпихивался от денег — не то что от должности! Пока ты сидишь в кресле начальника и тебя распирает от ложной гордости (в силу того что включился известный защитный механизм), другие продолжают делать или, по крайней мере, искать свое дело. Пока ты крутишься, командуешь, рисуешься, звонишь «Мусию Карповичу, который у генерального», люди ставят самые что ни на есть смысложизненные цели и достигают их.
Власть и престиж укрепляют шаткое представление индивидуума о собственной значительности. При этом решение вопроса о собственном предназначении временно откладывается. Вместо того чтобы залить фундамент для нового здания, человек с должностью подпирает ветхое строение своей самооценки досочками и сам не понимает, насколько жестоко он обманывается. С какими целями вы идете в должность? Подумайте хорошенько, все ли вы уже сделали из того, что хотели сделать? Наличие должности снимает негативное побудительное состояние, которое толкает человека вперед к его Эвересту. Руководить другими индивид имеет моральное право лишь в том случае, когда он уже решил свои психологические проблемы, когда он уже состоялся как профессионал: когда ему, что с должностью, что без должности, одинаково комфортно, и когда его личные карьерные планы гораздо шире служебной субординации.
Тот, кто захочет прожить эту жизнь максимально продуктивно, рано или поздно начнет смещать акцент с ценностей материальных и ценностей статусных в сторону ценностей творчества, так как именно творчество продуцирует самые долгоиграющие смысложизненные задачи. Что же касается счастья, то счастье — это вообще категория прошлого. И как доказал в свое время Уотсон, только два обстоятельства определяет нашу удовлетворенность прошлым (нашу «счастливость») — это сложившаяся личная жизнь и завершенность трудового процесса.
Рационализация
Рационализация — это оправдание своего поведения, причина которого маскируется как для других, так и для себя. Помимо рационализации, есть еще интеллектуализация — тоже защитный механизм. Интеллектуализацией называется тщательное анализирование, которое приводит к росту чувства субъективного контроля над ситуацией. Скажем, юноша поступает в престижное учебное заведение и проваливается на экзамене. Согласитесь, достаточно сильный удар по самооценке, поэтому на помощь такому юноше обязательно придет рационализация или интеллектуализация. «А не больно-то и хотелось» — это рационализация. «Нет худа без добра, лучше сначала сходить в армию, потому что после института все равно заберут, и тогда будет тяжелее» — это интеллектуализация. Вам какой вариант больше нравится?
Защитные механизмы — это когда человек смотрит на звездную карьеру и бубнит себе под нос: «Ну, правильно, у него же родители». Когда же молодой человек отказывается от банальной карьеры банковского клерка, уезжает за тысячу километров и начинает «гнуть свою линию» — это называется жизненная позиция. (Однако же пора и остановиться. На протестной психологии далеко не уедешь.) Мы рассмотрели далеко не все известные защитные механизмы, но рассмотрели их достаточно лично. Знание о самом себе — неприятная вещь, но эта неприятная вещь создает основу для нового качества жизни. «Высшая цель развития интеллекта, — писал Новалис, — дать человеку идеальное знание своего «Я» и власть над ним». Мужайтесь. Удача тянется к сильным!