Философия состояния 1B формирует чуткое отношение к агрессивным программам, порожденным сознанием и адресованным к телу человека, проявляя здоровую способность к нейтрализации этих программ, тем самым повышая и чью-либо, и собственную жизненную устойчивость. В силу этого состояние 1B позволяет быть успешным во всех видах деятельности, которая ориентирована на взаимодействие с живым, развивает интуицию в этой области и дает возможность испытывать от этой деятельности чувство внутреннего удовлетворения.
Пространство ритма B, порожденное эмоциональным центром и соответствующее состоянию 2B, имеет несколько иную практическую философию, ибо оно является животворной средой для процессов эмоционально-чувственных, связанных с общением на уровне сопереживания, сочувствия, сострадания и имеющих отношение к душевной жизни человека.
Здесь, в этом пространстве, проявлены глубочайший интерес и понимание всех тонкостей и оттенков, существующих в сфере человеческих взаимоотношений. Качественная наполненность этой среды позволяет человеку быть чутким и терпеливым по отношению к другим людям, уважать их чувства, сглаживать конфликты, налаживать эмоциональные контакты и испытывать удовлетворение от взаимодействия с людьми на эмоциональном уровне. Общение здесь – не формальность, а непрерывный живой процесс, имеющий свои законы зарождения, развития и трансформации, и среда несет в себе возможность понимания этих законов и интуитивного следования им.
Душевное тепло, мягкость, готовность к общению и отзывчивость, умение прощать – все эти внутренние движения становятся возможными в пространстве, создаваемом состоянием 2B, они совершаются лишь ради того, чтобы мир отношений был живым, здоровым, и чтобы чувства, наполняя собою формы, способствовали развитию человеческих отношений и продолжению их во времени.
Здесь естественно заботиться о культуре чувств, о создании здоровой психологической атмосферы, здесь можно размышлять о тонкостях душевной жизни, об их влиянии на жизнь в целом и заниматься проблемами врачевания человеческой души. Во всяком случае, если деятельность человека связана с общением и его проблемами, то состояние 2B может оказать неоценимую помощь, принося необходимое знание и практические навыки для обеспечения нужного качества общения.
Философия пространства 2B приносит реальное ощущение того, что человеческие отношения суть процесс, который требует к себе внимания и специфической деятельности для его поддержания и развития. И такие внутренние движения души, как раскаяние, прощение, сострадание, благодарность, приятие и согласие, осуществляются естественно, с пониманием их великой животворной и врачующей силы.
В этом пространстве проявляется особенная чувствительность к тому, что разрушает отношения, и приобретается умение обходить подобные ситуации, нейтрализуя эмоциональную агрессивность и снимая психологическое напряжение, погашая тем самым конфликты и устраняя конфронтацию.
Живая река здоровых человеческих отношений, здоровых эмоций и чувств – так очень кратко можно охарактеризовать среду, наполненную ритмом B от эмоционального источника.
Пространство ритма B, порождаемое интеллекту-альным центром и соответствующее состоянию 3B, более всего располагает к процессу размышления, выделяя из всего объема человеческой реальности мир мыслей, идей и рассуждений. Процесс мышления воспринимается как непрерывное действие, в котором мысль обретает существование во времени и в пространстве, и может быть представлен как процесс порождения мыслеформ, живущих сколь угодно долго.
Это пространство предполагает особое чувство такта к мыслительному процессу, порождает искусство рассуждать, анализировать, объяснять, умело оперировать логикой, доказывать, эффективно работать с памятью, оставаясь при этом внимательным к собеседнику и воспринимая его прежде всего как существо мыслящее.
Здесь интеллектуальная деятельность видится как основная форма деятельности человека, и проявляется возможность освоения различных способов думания: аналитического, логического, диалектического для решения задач, сформулированных в пространстве бесконечно-конечных процессов. При этом может достигаться высокий уровень абстрагирования, реально переживается личное участие в мыслительной деятельности и часто происходит отождествление с ней.
Проявляется особый интерес к философии, и становится реальным переживание красоты мысли в силу специфической способности ощущать все тонкости внутренних движений, сопутствующих процессу мышления. Мир воспринимается прежде всего мыслящим, а разум – основной творческой силой индивидуума. Совершенно естественными воспринимаются интеллектуальные путешествия во времени и допускаются ментальные взаимодействия с прошлым и будущим.
Вопрос этики процесса мышления становится небезразличным в силу чувствительности к разрушающим воздействиям, оказываемым на существующие в этом пространстве интеллектуальные процессы. И может быть легко обнаруживаемой связь между высказыванием собеседника и его персональной практической философией, что позволяет опознавать внутреннюю интеллектуальную организацию собеседника, эффективно взаимодействовать с ней, оказывая животворное влияние на его мыслительные процессы.
Таким образом, состояние 3B может оказать неоценимую помощь лицам, занимающимися различными формами интеллектуального труда, связанного с осмыслением, обобщением и поиском решений в различных областях исследовательской деятельности.
Пространство ритма B, порожденное гармоничным единством трех источников: витального, эмоционального и интеллектуального, соответствует состоянию 4B. Оно встречается в среде человеческой реальности достаточно редко, ибо требует от человека специфической подготовленности, определенного навыка и несет в себе непривычный для нашей культуры контекст восприятия Мира, который современному человеку в процессе обучения и социализации практически не преподается, хотя бы на мировоззренческом уровне.
Философия этого состояния предполагает целостное восприятие реальности и дает возможность ощущения себя как гармоничного целого. Здесь более глубоко осознаются отношения с природой и сохраняется резонанс с живым и здоровым ее проявлением. Мир чувств обретает глубину, появляется возможность отойти от мелкого в области эмоций, а суетность воспринимается, как рябь на поверхности океана.
Гармонизируются три формы активности: физическая, эмоцио-нальная, интеллектуальная, и в силу этого практически любая деятельность становится доступной, но может быть выполнена на качественно ином уровне, когда человек, как гармоничное целое, наделяет этим свойством любой продукт своего творчества. Пространство состояния 4B производит гармонизацию живого целого, восстанавливает внутреннее равновесие и единство с живой, здоровой природой. Вслед за этим приходят внутренний покой и мудрый взгляд на все, что происходит вокруг, гармония проявляется и в отношениях, и в деятельности сознания. Основным же предметом человеческого интереса становится жизнь в самом глубоком ее понимании. Она видится как результат творческого взаимодействия субъекта с реальностью и воспринимается как событие, позволяющее человеку осознать присутствие в себе творческого начала и принять жизнь, как шанс осуществить возможность своей проявленности по образу и подобию Творца.
В этом пространстве возможно переживание субъектом своей бытийности, тотальности и познание радости от глубоких и гармоничных отношений с реальностью. Жизнь становится более содержательной в силу того, что переживание своего Бытия, как некоторой данности, порождает внутренний процесс обнаружения в себе более глубокого смысла жизни, и процесс творческого взаимодействия с реальностью наполняется этой глубиной. Мир может выступать собеседником в диалоге, и рождается ощущение своего присутствия в реальности, чувство собственной единичности, неповторимости, а также осознавание своего пребывания наедине с Миром.
Эта философия в максимально возможном для субъекта объеме животворит его внутреннюю реальность, приносит желание жить, наполняя глубоким переживанием самого факта жизни, как удивительной бытийной ценности. Внешний мир воспринимается живым, отзывающимся на всякую обращенность к нему, и каждый поступок осознается как акт реального взаимодействия с Миром, как текст, обращенный к реальности, в силу чего становятся возможными исследование персональных отношений с Миром и размышления по поводу их этики.
Это пространство является прекрасной средой для формирования внутренней культуры, имеющей бытийную наполненность. Деятельность же облагораживается новой осмысленностью и несет в себе жизнеутверждающее начало, являясь несомненно полезной для человеческого сообщества.
Это состояние может быть рекомендовано как основное в силу того, что оно гармонизирует внутреннюю реальность индивидуума, восстанавливает его целостность, оказывая терапевтическое воздействие и способствуя пробуждению здоровой жизненной позиции и здоровых взаимоотношений с реальностью, предоставляя одновременно с этим возможности для всех видов творческой активности человека.
Список литературы
Метод качественных структур: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции 17 ноября 1996 г. г. Санкт-Петербург. С-Пб., 1997., с. 97.
Калинаускас И.Н. Жить надо! С-Пб.: Медуза, 1994.