Смекни!
smekni.com

Я-центризм. Как помочь другим оценить Вас или методы самосохранения (стр. 1 из 2)

Цицерон

Итак, Вы определили свой тип личности и знаете, на каких дорогах лежит Ваше счастье. Вы вышли в широкий мир. Он не враждебен Вам, он, собственно для Вас и создан, но в нем живут такие же создания, сотворенные, как и Вы, для себя. Познавая и оберегая свою внутреннюю сущность Я-центрист должен помнить. Ты не цветок, которым приятно любоваться, а товар, который нужно продать. Такая постановка вопроса отнюдь не дань товарно-денежным отношениям, пронизавшим все поры современного общества. Так было всегда. И древний охотник оценивался прямо пропорционально своей добыче, и дикарь, раскрашивая лицо, украшая голову перьями, придавал себе товарный вид.

Все знают, как трудно найти покупателей на товар необычный и с каким трудом он завоевывает рынок, но, с другой стороны, товар стандартный и общепризнанный в силу своей большой распространенности падает в цене. Задача Я-центриста - безболезненно найти место в существующей системе, сохранив при этом себя. Для этого существует множество способов, которые отнюдь не следует рассматривать как лицемерие, а лишь как методы приспособления к существующей картине мира. Рассмотрим основные из них.

Игры голых королей

В известной сказке Андерсена обманщики уверяют короля, что соткут дивной красоты ткань, увидеть которую могут лишь те, кто соответствует своей должности. Неизвестно подкинули ли ловкачи королю столь богатую идею, или он их просто напросто нанял. Но факт остается фактом, идея сама по себе была, безусловно, гениальна и прекрасно сработала. Ибо придворный, соответствующий своей должности, должен, безусловно, верить в то, что говорит король и считать еретиком всякого, кто в этом сомневается. Таким образом король, не прибегая к сложным психологическим тестам, произвел при помощи мнимых ткачей оперативную проверку всего персонала дворца на профпригодность. Демонстрация "наряда" короля широким массам также дала положительный результат, ибо в авторитарной системе, каковой является монархия, именно должность красит человека, а не наоборот, поэтому все наперебой восхищались нарядом голого короля. И, конечно, в этих условиях только малый ребенок мог отнестись к ситуации без учета социальной установки, а именно - сказать то, что он увидел: "А король-то голый". Вот тут-то и произошел сбой. Слова ребенка были подхвачены толпой. Это говорит о том, что ситуация в стране была очевидно революционной.

Итак, если признание наряда короля верхом портновского и ткаческого искусства выступает признаком принадлежности к системе, не уподобляйтесь малому ребенку и не сообщайте всем о своем открытии. Это все и без Вас знают. А их молчание свидетельствует лишь о том, что система стоит крепко. Другой вопрос, если Вы решились ломать систему. Но здесь нужно четко рассчитать момент. Иначе Ваш голос окажется гласом в пустыне. Недаром великий сказочник вложил слова о голом короле в уста ребенка. Ведь он в любом случае ничем не рисковал.

Диагностика волчьей стаи

С волками жить по-волчьи выть. Это высказывание обычно понимают так. Живя с волками, следуй законам волчьей стаи, и соотносят с высказываниями типа: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят", или в село, где живут одноногие, иди на одной ноге. Это не совсем так. Просто для того, чтобы разговаривать с волками, нужно выучить волчий язык. Другого языка они просто не понимают. Иначе можно уподобиться человеку, который попав в другую страну, удивляется, почему все люди не говорят по-человечески. А для того, кто изучил волчий язык досконально, шансы сохранить свое я в условиях волчьей стаи намного возрастают.

Итак, Я-центрист должен досконально выучить язык той системы, в которой он вынужден или считает нужным находиться. Это вовсе не означает, что нужно забыть свой.

Метод Хаджи Насредина

Однажды, попав во дворец эмира, Хаджа Насредин выдал себя за звездочета и в соответствии со своим званием обратился к эмиру: "Созвездие Льва входит в созвездие Девы, - провозгласил он, - а Луна в ущербе, а посему звезды велят тебе, эмир, сделать то-то и то-то". Придворный звездочет эмира попробовал было разоблачить Насредина. "Созвездие Льва не может войти в созвездие Девы", - закричал он. Но Насредин смело парировал: "Очевидно, ты недостаточно внимательно читал учены книги, уважаемый. Луна в ущербе, созвездие Льва входит в созвездие Девы и велит тебе, эмир, сделать то-то и то-то, и упаси тебя Бог не внять моему совету". И придворный звездочет замолчал, хотя и подозревал Хаджу Насредина в невежестве, но подозрение не есть уверенность, а в своем невежестве придворный звездочет был уверен абсолютно точно. Сейчас таких звездочетов пруд пруди на самых высоких должностях и в самых высоких званиях. Поэтому, если Вам что-нибудь нужно во дворце, смело действуйте методом Хаджи Насредина.

Эффект Шахерезады

Как известно, царь Шахрияр, убедившись в неверности своей жены, перепутал индукцию с дедукцией и сделал вывод о том, что все женщины обманщицы, а потому решил брать себе жену только не одну ночь, а наутро отрубать ей голову. Спасла страну от полного опустошения хитроумная Шахерезада. Она рассказывала царю сказки ровно 1001 ночь, чего, по слухам, вполне хватило, чтобы он ликвидировал свои пробелы по части логики. Как достигла успеха Шахерезада? Если бы царь что-нибудь понимал в искусстве рассказа, то вряд ли бы придумал для себя столь кровавое развлечение. Но Шахерезада недаром была дочерью царедворца, она рассчитывала не на литературные красоты, а на элементарное любопытство. Жестокому царю просто было интересно, что будет дальше.

Итак, эффект Шахерезады состоит в следующем: старайтесь по возможности преодолеть соблазн раскрывать людям свою душу. Возможно, это подчас приятно, но чаще всего должна быть тайна, тем более, что человек и есть самая большая тайна на земле.

Способ Дон-Жуана

Нигде не сказано, что легендарный соблазнитель Дон-Жуан отличался из ряда вон выходящей красотой, выдающимся умом или сексуальными достижениями. Его объяснения прекрасным дамам вряд ли выдавались из ряда обычного подбалконного красноречия. Дон-Жуан был настойчив и добивался успеха, но успехов в этих делах добивались и другие. Однако, в отличие от остальных, по достижении цели Дон-Жуан исчезал и переключался на другой объект. Таким образом, его методы всегда сохраняли прелесть новизны. Отсюда следует, что можно достигнуть успеха и малыми средствами, если их умело дозировать. Поэтому, если в какой-либо области Ваши таланты невелики, а познания ограничены, то старайтесь не применять их дважды в одной и той же аудитории.

Побег от Снежной королевы

Осколок от зеркала Снежной королевы, попавший в глаз человека, заставляет видеть все в превратном свете. В сказке все просто. Стоит лишь вынуть осколок из глаза, и все становится на свои места. В жизни немного сложнее. Окружающий мир только и манит тем, чтобы замутить Ваш взор, каждый осколок своих зеркал - наставления старших, советы друзей, мнения соседей, мощные средства массовой информации. Не давайте замутить свою душу. Слушайте свой внутренний голос, каким бы абсурдным он не казался. Другой вопрос, стоит ли сообщать о своих мыслях всем.

Секрет Ивана Дурака

В сказке Иван Дурак достигает успеха, хотя как будто к нему не стремится. Вопреки прозвищу, Иван отнюдь не глуп. Дураком его называют сверхпрактичные братья за то, что он добрый, честный и порядочный. Он всегда поступает благородно: помогает слабым, делится с бедными, выполняет свои обещания, что и возносит его на самый верх социальной лестницы. А ведь именно сказка призвана была воспитывать и помогать людям жить. И мораль сказки про Ивана Дурака означает следующее. Не ущемляй интересов ближних своих и по возможности помогай им, потому что они могут быть тебе полезны. В мире нет ничего лишнего, и нарушение границ чужой личности вносит в мир дисгармонию, от которой страдают все, в том числе и сам нарушитель.

И только очень недалекие люди могли считать поведение сказочного Ивана глупым, за что и остались в дураках.

На первый взгляд может показаться, что перечисленные методы противоречат друг другу. Но прочитайте внимательно, и Вы убедитесь, что никакого противоречия здесь нет. Просто в разных ситуациях для достижения своей цели и сохранения себя нужно действовать по-разному. Психология Я-центризма тем и отличается от остальных, что Я-центрист сохраняет свое Я в любой ситуации.

Универсальные психологические советы на все случаи жизни так же ненадежны, как и универсальная микстура от всех болезней.

В деньгах ли счастье или кто по чем?

Пастух королю

отвечает с поклоном

-Цены я не знаю

Коронам и тронам.

А сколько ты стоишь, -

Спроси свою знать,

Которой случалось

Тебя продавать!

Английская баллада.

На протяжении длительного времени в философии ставился вопрос "Иметь или быть". То есть что важнее для человека - приобретение материальных ценностей славы, престижа, власти либо быть мудрым, справедливым, добрым, совершенным. Во все времена утверждение, что деньги - это ключи от рая азартно оспаривалось тезисом "Не в деньгах счастье". Полемика, однако, не учитывает недостаточной определенности предмета спроса. Счастье разумеется не в деньгах, а в том, что можно иметь благодаря этому. Человек может быть счастлив только а случае полной реализации своей личности и если для такой реализации нужно что-то иметь, то это лишь средство достижения цели. Следует также учесть, что деньги стали мерилом всеобщего благополучия сравнительно недавно, да и в новые времена власть их часто соперничала с местом в иерархической системе.

В феодальные времена место человека определялось его местом на сословной лестнице, а деньги, хотя и имели значение, но косвенное и время, когда ни за какие деньги нельзя было превратить купца в лорда, это уже потом дворянские грамоты стали товаром как и всякий другой. Торговля, однако, и тогда шла вовсю. Так, во время третьего крестового похода, когда король английский Ричард Львиное Сердце и король французский Филипп-Август осаждали город Аккру, а в перерывах грызлись между собой, Ричарду удалось с успехом перекупить христово воинство, пообещав каждому, кто пожелает сражаться в его рядах, вместо трех золотых бизантов, которые платил Филипп - четыре. В первый день к нему перешли рядовые воины, на второй обслуга боевых машин, а на третий - племянник Филиппа-Августа граф Шампанский.