В крайних случаях привязок, когда у человека действительно осталось нечто, с чем он никак не может расстаться — может быть, дело, обида или какая-то вещь — такой человек, скорее всего, вообще не сумеет уйти из материального мира. Его волновой пакет, уже без материальной оболочки, будет некоторое время бездумно шататься вблизи места, к которому он привязан, в попытке каким-то образом освободиться или найти источник внешней энергетической подпитки.
Именно поэтому один из самых главных советов, которые относятся к умирающему, к его друзьям, близким и родственникам: пожалуйста, отпустите все, отпустите все обиды, отпустите все привязки, отпустите любые идеи, что кто-то кому-то что-то должен.
Тотальное отпускание традиционно осуществлялось через прощение. На Руси существовал традиционный ритуал, связанный со смертью, когда к умирающему приходили люди, и он, глядя им в глаза, искренне прощал им все, что они ему были должны, и сам просил у них прощения и получал его. Очень важным было присутствие священника, который в этом ритуале представлял всех тех людей — живых и ушедших — к которым умирающий адресовал просьбу-обращение о прощении. Смысл и важность этого ритуала заключается в том, чтобы поддержать человека в его раскаянии, в прощении, в его отрешении, расставании, очищении от материального мира.
Но этот ритуал имеет смысл только в том случае, если является действительно искреннем и настоящим, а не формальным актом, когда священник проделывает некий комплекс ритуальных мероприятий, а все участники просто произносят дежурные слова.
Можно ли врать перед лицом смерти? Дело в том, что если человек никогда в течение своей жизни не имел опыта настоящей искренности по отношению к себе, то вполне вероятно, что в момент, предшествующий смерти, он просто не успеет, не сумеет открыться себе и участвовать в этом ритуале честно. Таким образом, исключительно важна практика прощения и отпускания в течение жизни. Хотя бы для того, чтобы быть готовым к этому в нужный момент. Потому что человек не просто смертен, а внезапно смертен. И неизвестно, будет ли время разгрести все то, что не сделано в течение семестра.
Итак, человек перешел на некий новый уровень. Что же произойдет дальше? Какие у него появляются возможности?
Возможностей таких несколько. Первая заключается в том, что перейдя на какой-то уровень, человек просто создает вокруг себя новую оболочку, из которой вырастает другой волновой пакет, максимально резонансный к имеющемуся. Этот волновой пакет оказывается зародышем новой жизни, из него постепенно развивается новый человек. Это происходит самым обычным способом — через зачатие и рождение. Другой вопрос: в каком месте оказывается этот зародыш?
Он оказывается в месте с той энергией, которая максимально ему резонансна. Поэтому в целом ряде восточных культур считается очень важным зачинать ребенка в совершенно особом состоянии родителей, ритуально подходить к этому для того, чтобы “притянуть к себе” оптимальный волновой пакет.
Заметим, что с позиции и тибетских, и некоторых индуистских учений, если на момент перехода, то есть непосредственно в момент смерти или после смерти, у человека происходит некое осознание, то он приобретает способность самостоятельно выбирать, где именно ему родиться. То есть может некоторым образом простраивать план на дальнейшую жизнь. Подчеркну, что возможность выбора он приобретает только в том случае, если сумел отрешиться от чего-то в прошлом мире, с чем-то расстаться, что-то отпустить и подойти к некоторому определенному уровню осознания.
Верхний, максимально высокий энергетический уровень на картинке соответствует тотальному резонансу с энергией бога. Человеку, достигнувшему его, уже нет никакого смысла формировать вокруг себя материальную оболочку. Это полное, тотальное, абсолютное слияние с богом. При этом, продвинувшись к этому энергетическому уровню, человек может делать любые выборы. В частности, в буддизме существует понятие бодхисаттвы. Бодхисаттва — это человек, который мог бы полностью слиться с богом и не возвращаться в этот мир, но, находясь в промежуточном состоянии, вполне осознанно сделал выбор вернуться. Он добровольно решает нарастить вокруг себя новую оболочку (и при этом, естественно, потерять значительный пласт имеющейся у него информации), чтобы продолжать жить, сопереживать, поддерживать и помогать окружающим.
А что происходит с человеком, который попал на очень низкий энергетический уровень? Такое попадание в нашем восприятии символизирует своего рода ад. Можно много рассуждать, что представляет собой ад, какие формы он имеет. Ад может быть вполне реальной жизнью, но оставаться адом на уровне места, в которое человек попадает, и на уровне его ощущений. Ад может быть и каким-то совершенно другим пространством, никак не связанным с нашим материальным миром, в котором будет компенсироваться весь тот комплекс ощущений — агрессия, обида, зависть, злоба, ненависть, ярость, страх — который человек породил за свою жизнь.
Что происходит с таким человеком дальше? Разумеется, в следующий раз у него, по-прежнему, остается возможность подняться. Однако, этих возможностей у него несколько меньше, чем у человека, находящегося на более высоких уровнях. Человек, который начинает движение с какого-то среднего уровня, при следующем перерождении имеет выбор, куда ему двинуться: чуть выше или ниже, сделать скачок. А человек, находящийся на очень низком уровне, может идти только вверх или же снова оказаться на своем уровне, то есть в том же аду. Заметим, что ад не является наказанием, он скорее является просто еще одним потенциалом, поскольку на нижних уровнях больше всего потенциальной энергии. Возможность выбора у человека по-прежнему есть, и он сам решает, насколько готов эти возможности реализовывать, хочет ли он погружаться еще глубже, бултыхаться на том же самом уровне или хочет прыгать наверх.
Возникает естественный вопрос, почему в христианстве не признается наличие большого числа энергетических уровней, а признается наличие только двух? Другими словами, почему христианство не признает модель реинкарнации? Здесь есть несколько ответов. Во-первых, до 500-х годов нашей эры идея реинкарнации в христианстве существовала, и только позже было принято решение ее не признавать.
Во-вторых, для большинства людей восприятие многоуровневой модели достаточно сложно. Кроме того, людей, стоящих на примитивном культурном уровне, такая модель весьма слабо мотивирует заниматься развитием своей личности. Зная о наличии многих возможностей при переходе с одного уровня на другой, легко успокоиться и махнуть рукой: "А ладно, сейчас я буду жить, как придется, пусть это будет не жизнь, а полное безобразие, вообще непонятно что. Потом как-нибудь уж наверстаю все упущенное". Собственно, именно так и поступают глупые, нерадивые студенты в начале семестра.
И, наконец, третья и гораздо более важная философская идея. В математике существует понятие предела. Что произойдет с таким волновым пакетом в дальней перспективе, в пределе, при времени, стремящемся к бесконечности? Заметим, что какие-то базовые особенности структуры волнового пакета (души), какая-то часть информации будет сохраняться при каждом процессе перехода смерть — рождение. Постоянно переходя с уровня на уровень, двигаясь по шкале либо вверх, либо вниз, при времени, стремящемся к бесконечности, этот волновой пакет окажется в конечном итоге либо на верхнем уровне, либо на нижнем. Все будет зависеть от тех глобальных выборов, которые за все эти переходы, за все эти воплощения человек сделал.
Вполне вероятно, что наступит какой-то момент, когда большая часть людей окажется либо вверху, либо внизу, а средняя прослойка почти исчезнет. Здесь уместно провести аналогию с поляизацией, наступающей в обществе в той ситуации, когда температура общественной среды сильно повышается. Примером может служить Россия 90-х годов. До перестройки население страны не только в материальном, но и в духовном смысле представляло собой некую усредненную массу. Потом произошла большая встряска, течение энергии усилилось, общая температура повысилась, и множество людей стало задумываться над вопросами духовности, личностно расти. Тем более, что для этого появилось гораздо больше возможностей на уровне информации, литературы, тренингов. Другая часть людей окончательно скатилась вниз — на уровень бандитов, киллеров или людей, заинтересованных только в накоплении материальных благ для себя. Для этого также возможностей стало гораздо больше. Таким образом, происходит значительное расслоение.
Эта стадия предсказана ранними христиансскими мыслителями — вот будет рай и ад.
А что произойдет дальше, в пределе?
Если не учитывать наличие великой универсальной энергии бога, то все останется как есть. Но если мы еще раз вспомним, что даже если волновой пакет находится на самом нижнем уровне, в аду, в нем все равно есть часть, которая резонансна к универсальной энергии. И постепенно все волновые пакеты, все души, если так можно сказать, находящиеся в аду, начнут подниматься. Какие-то быстрей, какие-то медленнее. Начнут подниматься до тех пор, пока не поднимутся на самый верх. Вопрос в том, с какой скоростью это будет происходить?
Для того, чтобы они все-таки начали подниматься, а не окончательно залипли внизу, не окончательно слились с негативной энергией ада, существуют люди, цель которых и заключается в том, чтобы поднимать остальных. Я уже говорил, что в буддийской традиции таких людей называют бодхисатвами. Они отказываются уходить наверх сами до тех пор, пока не помогут людям снизу продвинуться выше. И хотя в России, в христианской или в мусульманской традициях нет слова “бодхисатва”, но люди, реально занимающиеся тем же делом, разумеется, есть. При этом, чаще всего, такие люди выполняют свою миссию безо всяких громких слов.