Смекни!
smekni.com

Мировоззрение супругов и удовлетворенность браком (стр. 3 из 11)

Таким образом, в массовом сознании россиян прослеживается преобладание традиционных духовных семейных ценностей над материальными. Для граждан России важнее понимание, супружеская верность, дети, сексуальная гармония, чем единство политических и религиозных взглядов.

Исследуя различные подходы к интерпретации понятия «удовлетворенность браком», мы обнаружили, что в психологической науке нет единой концепции понятийного аппарата семейной психологии, а так же, мы подошли к тому, что существуют некоторые факторы, влияющие на удовлетворенность супругами браком. Отечественными и зарубежными исследователями было проведено ряд попыток обобщения и классификации факторов, влияющих на качество семейных взаимоотношений [Сысенко В.А.,1981; Харчев А.Г., 1965; Шевандрин Н. И., 1995 и др.] Проблеме удовлетворенности браком посвящены и две известные нам дипломные работы, исследующие само понятие и анализирующие факторы, влияющие на степень удовлетворенности супругами браком. [Болотова, Сафарян].

Выводы:

Во-первых, изучению проблем семейных взаимоотношений в нашей стране и за рубежом уделялось достаточно большое внимание.

Во вторых, в психологической науке существуют различные точки зрения на определение основных понятий семейной психологии.

В третьих, отечественными и зарубежными исследователями было проведено ряд попыток обобщения и классификации факторов, влияющих на качество семейных взаимоотношений.

Но, несмотря на то, что в современной науке накоплен обширный материал по различным факторам, влияющим на успешность брачного союза, осталась за кадром проблема влияния мировоззрения супругов на удовлетворенность браком. Мы рассмотрим интеллект как фактор, влияющий на удовлетворенность браком в эмпирическом исследовании.

1.2. Мировоззрение как возможный фактор удовлетворенности браком.

Определение понятия мировоззрения личности

Первично являясь философским понятием, мировоззрение определяется БЭС и философскими словарями как «система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» [БЭС, ]. Мировоззрение - основа поведения человека, его духовно-практического отношения к действительности.

Однако, мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.

Структура мировоззрения.

Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

Получения одних мировоззренческих знаний недостаточно. Одно дело, что человек знает о мире и о человеке в нем, другое - чем он руководствуется в реальных жизненных поступках, что является детерминантами его поведения, какие знания превратились в убеждения, определяет образ его жизни. Здесь возникает еще одна важная проблема, связанная с выяснением координации сознательных и подсознательных уровней мотивационной сферы поведения личности.

В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Проблема ценностных ориентаций многими исследователями признается как основополагающая в процессе формирования мировоззрения личности и ее изучению посвящены работы Здравомыслова А.Г., Шкаратан О.И., Ядова В.А. (система аттитюдов), Бобневой М.И., Непомнящей Н.И. и других авторов. Понятие «ценностные ориентации» имеет неодинаковое значение в различных областях науки. Тем не менее, Ананьев Б.Г. подчеркивал связующий, обобщающий характер изучения ЦО и в социологии, и в социальной психологии, и в психологии [Губиев М.Ю., 2002]. Последняя рассматривает ЦО тесно связанными с познавательными и волевыми процессами, образующими содержательную сторону направленности личности, основу ее отношения к действительности и способствующими целеполаганию поведения.

Представляют интерес исследования ценностных ориентаций во взаимосвязи с особенностями личности и их влияние на успешность деятельности. Губиев М.Ю. отмечает, что работ, посвященных изучению зависимости эффективности деятельности коллектива от структуры мировоззрения его членов практически не существует. Это направление не менее важно для формирования успешных производственных коллективов в контексте изучения регулирующей и направляющей функции ценностных ориентаций в мировоззрении личности. В свете нашего исследования под коллективом можно понимать малую группу – семью, однако изучение зависимости эффективности брака от мировоззрения супругов тоже не проводилось.

Маргинальным проявлением ЦО является наличие идеалов. Они входят в структуру мировоззрения как решающие жизненные цели. Они могут быть как научно обоснованными, так и иллюзорными, как достижимыми, так и нереальными. Как правило, они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражающую действительность, но и ориентирующую на ее изменение. Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию мировоззрение шире идеологии, которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. Мировоззрение же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма, через которую видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы.

Немного по-другому изложена структура мировоззрения на сайте Брифинг [Briefing, 2003], на западный манер логично, схематично внятно и доходчиво. В данном трактовании мировоззрение - набор предположений и взглядов, которые могут быть достоверными, частично достоверными и ложными, которые мы осознанно или неосознанно можем находить последовательными и непоследовательными, который выступает своего рода фильтром, через который мы осмысливаем свою жизнь и наш мир. Мировоззрение формируется нашим восприятием реальности и в свою очередь влияет на формирование ценностей, которые определяют наше отношение к действительности (установки), что предопределяет наше поведение. Таким образом, буквально на пальцах объясняется зависимость поведения от восприятия через мировоззрение, что наглядно представлено в следующей схеме:

Восприятие реальности формирует мировоззрение формирует ценности формирует установки формирует поведение

Каждый человек формирует свое собственное мировоззрение и живет в соответствии с ним, пытаясь найти ответы на универсальные жизненные вопросы, движимые желанием удовлетворить свои потребности, каждая из которых принадлежит одной из 3х основных групп: ЛЮБОВЬ, ЗНАЧИМОСТЬ, ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ.

Мировоззрение и личность.

Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости личности. Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.

Формируясь в процессе деятельности и общения, личность развивает способность самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности.

Психосоциальное ядро личности – “Я” – определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

Индивид, как субъект мировоззрения всегда в собственном переживании соотносит себя с “представлением о человеке вообще” и с “образом мира”, который формируется у него в результате усвоения культурного опыта и приобретения индивидуального опыта бытия в мире. Мир при этом выступает как бытие, ориентированное на утверждение субъективности, как "мир для человека" [Ильченко В.Р., 1993].