Третий этап – обработка полученных данных. Ответы испытуемых по тесту «Удовлетворенность браком» сверяются с ключом. При совпадении с ключом ответ получает оценку в 2 балла, при несовпадении с ключом – 0 баллов, промежуточный ответ оценивается в 1 балл. Баллы по тесту суммируются и соотносятся с нормативами теста. Возможный диапазон тестового балла – от 0 до 48 баллов. Степень удовлетворенности – неудовлетворенности определяется по 7 категориям оценки брака: абсолютно неблагополучный, неблагополучный, скорее неблагополучный, переходный, скорее благополучный, благополучный и абсолютно благополучный. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком. В результате проделанной работы мы оценили уровень удовлетворенности испытуемыми браком. (Текст, инструкцию, ключ, нормы см. в Приложении № 1).
Ответы испытуемых по опроснику мировоззрения так же сверяются с ключом, где ответ «а» в каждой паре соотносится со вторым типом мировоззрения (желание мира в душе и счастья), а ответ «б» - с первым (приоритет истины), и путем простого большинства определяется преобладающий тип мировоззрения.
Четвертый этап – сопоставление определенного типа мировоззрения супругов с удовлетворенностью (неудовлетворенностью) браком.
2.3. Результаты исследования.
Результаты исследования представлены в таблице 1 в приложении и в таблицах 2 и 3 ниже.
Для оценки значимости различий удовлетворенности браком супругов с разными типами мировоззрения мы использовали t-критерий Стьюдента, который является параметрическим критерием сравнения двух выборок по уровню исследуемого признака. Критерий Стьюдента предполагает, что значения исследуемого признака в выборках подчиняются нормальному закону распределения.
Для вычисления критерия Стьюдента необходимо определить следующие величины:
Mx – среднее значение признака по первой выборке;
My – среднее значение признака по второй выборке;
Sx – стандартное отклонение признака по первой выборке;
Sy – стандартное отклонение признака по второй выборке;
n1 – число наблюдений в первой выборке;
n2 – число наблюдений во второй выборке.
Затем вычисление критерия Стьюдента выполняют по следующей формуле:
ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ: | ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПОИСК ИСТИНЫ | ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА МИР В ДУШЕ И СЧАСТЬЕ |
Объем подвыборок: | 6 человек | 23 человека |
Среднее арифметическое по удовлетворенности браком в подвыборке: | 37,17 | 36,35 |
Дисперсия показателей по удовлетворенности браком в подвыборке: | 1.4 | 30.1 |
Как видно из таблицы, среднее арифметическое по удовлетворенности браком в подвыборках с первым и вторым типом мировоззрения у мужчин различается меньше, чем на один балл.
Оценим статистическую значимости представленных различий с помощью t-критерия Стьюдента.
После подсчета t-критерия Стьюдента мы получили следующие значения t-критерия: tкp = 2.05 для числа степеней свободы, равного 27, tэмп = 0.7 при средних значениях среднее Х = 36.35 и среднее Y = 37.17 (X – выборка испытуемых с мировоззрением второго типа, а выборка Y – с мировоззрением первого типа).
Таким образом, мы видим, что tэмп< tэмп, то есть выборки статистически не отличаются друг от друга, т.е. подтверждается гипотеза H0.
ВЫВОД: В результате анализа полученных данных методами математической статистики, мы обнаружили отсутствие значимых различий между типом мировоззрения и степенью удовлетворенности браком у мужчин.
Таблица 2.
Степень удовлетворенности браком и мировоззрение у женщин.
ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ: | ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПОИСК ИСТИНЫ | ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА МИР В ДУШЕ И СЧАСТЬЕ |
Объем подвыборок: | 3 человека | 25 человек |
Среднее арифметическое по удовлетворенности браком в подвыборке: | 33.3 | 35.4 |
Дисперсия показателей по удовлетворенности браком в подвыборке: | 9.3 | 47.5 |
Как видно из таблицы, по среднему арифметическому по удовлетворенности браком в подвыборках женщины, ориентированные на мир в душе и счастье, на два балла больше удовлетворены браком, чем те, которые ориентированы на поиск истины.
Оценим статистическую значимости представленных различий с помощью t-критерия Стьюдента.
После подсчета t-критерия Стьюдента мы получили следующие значения t-критерия: tкp = 2.06 для числа степеней свободы, равного 26, tэмп = 1.41 при средних значениях среднее Х = 35.4 и среднее Y = 33.3 (X – выборка испытуемых с мировоззрением второго типа, а выборка Y – с мировоззрением первого типа).
Таким образом, мы видим, что tэмп< tэмп, то есть выборки статистически не отличаются друг от друга, т.е. подтверждается гипотеза H0.
ВЫВОД: В результате анализа полученных данных методами математической статистики, мы обнаружили отсутствие значимых различий между типом мировоззрения и степенью удовлетворенности браком у женщин.
ВЫВОД: гипотеза о различии степени удовлетворенности браком в зависимости от мировоззрения в трактовке Ирвина Ялома не подтвердилась эмпирическим исследованием ни для мужчин, ни для женщин.
2.4. Обсуждение результатов.
Прежде всего хотелось бы отметить, что с точки зрения удовлетворенности браком наша выборка оказалась весьма «удовлетворенной» - 45 человек из 60 значительно и практически полностью удовлетворены своими супружескими отношениями и 12 скорее удовлетворены, чем нет. Несмотря на то, что выборка количеством в 60 человек достаточна для проведения дипломного исследования, вероятно, ее необходимо расширить для уточнения результатов.
С точки зрения мировоззрения выборка оказалась довольно однобокой: из 60 испытуемых лишь 9 оказались носителями первого типа мировоззрения (искателей истины), да и то мы не можем говорить о полном превалировании у них этого типа мировоззрения, так как разница по шкалам не превышала 1-2 баллов. Здесь напрашиваются два вывода:
а) Несмотря на то, что выборка количеством в 60 человек достаточна для проведения дипломного исследования, вероятно, ее необходимо расширить для уточнения результатов. Опросник мировоззрения так же необходимо апробировать и валидизировать, и выявить более четкую градацию типов, оставив больший простор для неопределенного типа.
б) Люди с первым типом мировоззрения вряд ли склонны вступать в брак вообще.
Вероятно, необходимо исследовать на предмет мировоззрения в данной трактовке взрослых людей, не состоящих в браке, либо разведенных, для того, чтобы проверить данное предположение – но это тема последующих исследовательских работ.
Интересно качественно проанализировать выборы типа «б» (определяющие первый тип мировоззрения) у носителей второго типа мировоззрения, у тех, для кого важнее мир в душе и счастье. количество баллов по этой НЕ доминирующей шкале варьировалось от 0 до 8, хотя в среднем этот балл составил 4.58, что составляет 25% от общего количества выборов. Какие же элементы мировоззрения «поиска истины» разделяют те, чей жизненный приоритет – мир в душе и счастье? Превалируют здесь ответы «б» на вопросы 5, 6, 7, 11, 13.
а) Описывая прожитые события, я говорю «так было».
б) Описывая прожитые события, я говорю «так сделал я».
а) Брак священен.
б) Лучше разрушить брак, чем позволить ему разрушить себя.
а) Нельзя вступить в брак, а потом вдруг сказать: «нет, я пока не уверен».
б) Я должен стать «Я», прежде чем становиться «МЫ».
а) Жизненные цели заложены в культуре. Выбор жизненных планов – процесс неосознаваемый и это все – исторические случайности.
б) Каждый свободен в выборе жизненного плана.
а) Мне необходимо признание окружающих.
б) Мне важно признать себя.
Как видно из процитированных выборов, для обретения «мира в душе» и «счастья» человеку необходимо прежде всего оставаться самим собой (6, 7, 13). В нашей выборке представителям этого типа мировоззрения присуще такое качество, как ответственность за принятые решения (5, 11). В общем, это подводит нас к мысли о том, насколько важна и возможна самоактуализация в браке, что мы обсудим немного позже.
Вопросы 6, 7 и 8 непосредственно касаются проблемы брака. (6, 7 – см. выше):
а) Брак – слияние двух душ в единое целое.
б) Брак порабощает дух.