Смекни!
smekni.com

Умственная отсталость (стр. 3 из 3)

Лица с умственной отсталостью в степени имбецильности при совершении общественно опасных действий не могут сознательно регулировать свое поведение, такие их действия характеризуются импульсивностью, неосознаваемой подражательностью, внушаемостью и пассивной подчиняемостью другим лицам. Под влиянием более психически полноценных соучастников они могут участвовать в краже или поджоге, иногда могут совершить сексуальный деликт. При таком общественно опасном поведении какое-либо понимание противоправности отсутствует, грубо нарушена критическая оценка своего состояния, инкриминируемого деяния и самой судебно-психиатрической экспертной ситуации. Поэтому в отношении лиц с имбецильностыо принимается решение о невозможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими, т.е. о невменяемости.

Если судом рассматривается вопрос о их способности понимать значение своих действий и руководить ими, о недееспособности и учреждении опеки, то принимается решение о недееспособности.

Подростки с имбецильностью иногда становятся жертвами сексуальных посягательств, и в связи с этим они могут быть направлены на судебно-психиатрическую экспертизу для решения вопроса о возможности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Экспертиза этих лиц должна быть строго дифференцированной.

При известной неполноценности познавательной деятельности и объема знаний, косности и тугоподвижности мышления, малой дифференцированности эмоциональных реакций лица с дебильностью сохраняют способность к обучению и приобретению социального опыта, неплохо разбираются в практических вопросах, учитывают конкретную ситуацию и приспосабливаются к ней, заинтересованы в своем жизнеустройстве, целесообразно ведут себя в семье и производственных условиях. Эти лица, как об этом свидетельствуют биографические данные, обычно длительное время ведут себя в соответствии с требованиями морали и закона. Они четко дифференцируют плохое и хорошее, приличное и неприличное, можно и нельзя, за что благодарят, хвалят, за что наказывают. Поэтому, как правило, лица с дебильностью, за исключением случаев выраженной дебильности, признаются вменяемыми и дееспособными, а в тех случаях, когда они проходят экспертизу в качестве потерпевших, принимается решение об их способности по психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

При решении вопросов вменяемости, дееспособности, возможности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, степень умственной отсталости определяется путем тщательного клинического изучения всей личности подэкспертного. Важное значение в этих случаях имеет не только наличие или отсутствие определенного объема знаний, но и способность ориентироваться в конкретной ситуации, способность устанавливать определенные связи с окружающими, важна адаптация к новым условиям, возможность трудового приспособления. Одним из существенных условий является умение оперировать понятиями. Большую роль в этом смысле играет степень развития речи: чем более развита речь, чем более широко подэкспертный с дебильностью пользуется понятиями, тем выше обычно оценивается степень его интеллектуального развития. Важно учитывать и характер совершенного правонарушения, а также те условия, при которых оно было совершено. Лица с дебильностью нередко понимают определенные конкретные требования закона, не требующие какой-либо сложной интеллектуальной оценки. Требования закона, основанные на более сложных отношениях и заключениях, часто ими не осознаются, особенно в юношеском возрасте. Поэтому считать их вменяемыми в отношении некоторых правонарушений следует с большой осторожностью. Опасные действия могут быть следствием эмоционально-волевых нарушений, импульсивности, невозможности подавлять влечения, когда умственно отсталые лица часто не в состоянии осмыслить противоправное значение своих действий, не могут понять, какие требования к ним предъявляются законом, не могут контролировать свое поведение.

Среди потерпевших, направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу для решения вопроса об их способности по психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, примерно каждый третий - несовершеннолетний с дебильностью. Как правило, это девушки, которые стали жертвами сексуальных правонарушений. Значительно реже направляются на судебно-психиатрическую экспертизу свидетели с умственной отсталостью.

Для судебно-психиатрических экспертных оценок психического состояния потерпевших и свидетелей с умственной отсталостью в степени дебильности в первую очередь имеют значение те же принципы, что и для экспертизы на предмет определения вменяемости и дееспособности. Необходимо оценивать глубину интеллектуального недоразвития и выраженность эмоционально-волевых нарушений. Вместе с тем необходимо оценить возможность правильно воспринимать и воспроизводить обстоятельства уголовного дела, способность пользоваться своими процессуальными правами, понимать их значение. При исследованиях уголовных дел о преступлениях, совершенных против жизни и здоровья личности, включая сексуальные правонарушения, страдающий умственной отсталостью оказывается часто одновременно и единственным свидетелем, показания которого имеют принципиальное значение для исхода дела. Потерпевший может подвергаться во время расследования интенсивным воздействиям лиц, заинтересованных в благоприятном для себя решении. Поэтому экспертам важно оценить возможность потерпевшего (свидетеля) с умственной отсталостью целенаправленно и осознанно руководить своим поведением и высказываниями в достаточно сложных, и ответственных условиях судебно-следственной ситуации. Необходимо помнить, что в период следствия потерпевшие могут растеряться, давать путанные и противоречивые показания. Иногда наблюдаются и обратные явления, когда они упрямо настаивают на явно неправдоподобных и опровергаемых другими данными сведениях. Благодаря повышенной внушаемости (особенно в состоянии растерянности) они могут давать те или иные ответы в зависимости от формы поставленного вопроса и тона, в котором он был поставлен (при утвердительной форме на вопросы отвечают утвердительно, при отрицательной - отрицательно). Кроме того, показания могут быть неполноценными вследствие неумения охватить ситуацию в целом, плохой ориентировки во времени, невозможности воспроизвести ряд явлений в их последовательной связи, неумения устанавливать сходства и различия.

При вынесении подобного решения психиатрам-экспертам целесообразно указывать на беспомощное состояние такой жертвы преступления. Оценка основных критериев умственной отсталости должна сочетаться с анализом конкретных условий, в которых подэкспертные оказались жертвами преступных посягательств. Следует учитывать также и возможность этих лиц самостоятельно пользоваться своими процессуальными правами в сложной для них ситуации следствия, когда эта ситуация может не соответствовать их психическим возможностям.