Смекни!
smekni.com

Просвещение, школа и педагогика в конце XIX - начале ХХ века и в период первой революции в России (1905-1907) (стр. 3 из 4)

Крепостническим он был потому, что вводил отработки, являющиеся, по определению Ленина, хозяйственной сущностью крепостного строя. Бюрократический характер плана был обусловлен сохранением казенной системы управления и руководства школой. Буржуазный характер «утопии» В. И. Ленин видел в том, что средняя школа остается по плану Южакова классовой школой, поскольку состоятельным людям, которые могут платить за обучение, предоставлялись классические гимназии, а сельскохозяйственные гимназии — фермы с отработками учащихся предназначались только детям несостоятельных крестьян, бедному люду.

Больше того, подчеркивал В. И. Ленин, «г. Южаков еще усилил против нынешнего классовый характер средней школы: по его «плану» состоятельные люди будут оплачивать лишь 28,7% стоимости своего учения, а несостоятельные — всю стоимость своего учения, да еще отработки в придачу!».

Наконец, социалистическими моментами в плане Южакова были организация труда многих рабочих по общему плану и соединение обучения учащихся с производительным трудом. Выявив антинародный характер народнической утопии, В. И. Ленин развил ряд положений основоположников марксизма о воспитании и наметил пути дальнейшей борьбы пролетариата за демократизацию школы и образования.

Разоблачение В. И. Лениным и партийной прессой реакционной политики самодержавия в области народного просвещения. На страницах ленинской «Искры» и других революционных центральных и местных газет (на Кавказе, в Прибалтике, Белоруссии и на Украине), в листовках и прокламациях местных комитетов РСДРП, в статьях и выступлениях В. И. Ленина систематически обличалась политика самодержавия, направленная на то, чтобы затормозить распространение знаний в народе, заглушить его стремление к образованию. Указывалось на абсолютное недоверие правительственных чиновников к общественным начинаниям, разоблачались их действия по подавлению национальной культуры.

«Искра» вскрывала вредный для народного просвещения союз самодержавия с православной церковью, разоблачала стремление церкви захватить в свои руки школы.

В. И. Ленин и революционные социал-демократы вели активную борьбу за учащуюся молодежь. На страницах «Икры», в прессе, прокламациях и листовках местных комитетов РСДРП обличался затхлый полицейски-бюрократический режим в средних учебных заведениях. Большевики указывали, что в учебных заведениях развращают сознание учащихся религиозно-монархической идеологией, великодержавным шовинизмом, господствует система полицейского сыска и преследования малейшего проявления критического отношения молодежи к окружающему.

Партия вскрывала фальшь правительственных попыток реформировать школу. «Искра» предупреждала, что бюрократическая возня с проектами реформы средней школы никого не должна вводить в заблуждение. В ответ на опубликованный рескрипт царя, в котором предлагалось новому министру Ванновскому иметь «сердечное попечение» об учащихся, «Искра» заявляла, «что политика сердечного попечения ничего, кроме нового срама, не принесет русскому правительству».

Революционные социал-демократы боролись против реформистских стремлений либеральной буржуазии в вопросах народного образования. В. И. Ленин высказал в 90-е годы XIX века мнение революционных социал-демократов по вопросу о введении всеобщего начального обучения. Критически анализируя одну из статей народнического журнала «Отечественные записки», он по поводу слов автора статьи: «образование должно даваться всем и каждому» — заметил: «Всем и каждому»... — именно этого хотят марксисты. Но они думают, что это недостижимо на почве данных общественно-экономических отношений, потому что даже и при даровом и обязательном обучении для «образования» нужны будут деньги, каковые имеются только у «выходцев» (т. е. кулаков.— М. Ш.). Они думают, что и тут, следовательно, выхода нет вне «суровой борьбы общественных классов».

Революционные социал-демократы не были, разумеется, принципиальными противниками реформ, но они не придавали реформам самодовлеющего значения, а подчиняли их революционной борьбе за свободу, за социализм.

Партия активно привлекала к революционному движению лучших представителей демократической интеллигенции, с особым вниманием она относилась к работе среди народного учительства. 80000 народных учителей, находившихся в самых глухих уголках России, представляли значительную силу, которая могла сыграть большую роль в воспитании молодого поколения, в деле вовлечения крестьян в революционную борьбу. О том большом значении, которое В. И. Ленин придавал работе народных учителей, говорит тот факт, что в первом же номере «Искры» была помещена обширная статья, посвященная народным учителям, в которой они призывались активно участвовать в борьбе рабочих против самодержавия.

Вопросы воспитания и просвещения на II съезде РСДРП. Общественно-политическая обстановка, сложившаяся в России к началу XX века, настоятельно требовала точного определения как конечных целей рабочего движения, за осуществление которых должен был бороться пролетариат и его партия, так и ближайших целей и конкретных требований пролетариата на этапе буржуазно-демократической революции. Эти требования были приняты II съездом РСДРП, состоявшимся в 1903 году.

Программа РСДРП требовала, чтобы конституция будущей демократической республики, возникшей в результате низвержения царского самодержавия, обеспечила в области народного образования осуществление следующих мероприятий:

«8. Право населения получать образование на родном языке, обеспечиваемое созданием за счет государства и органов самоуправления необходимых для этого школ...

13. Отделение церкви от государства и школы от церкви.

14. Даровое и обязательное общее и профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лет; снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства».

Наряду с этим выдвигались требования:

«5. Воспрещения предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет) и ограничения рабочего времени подростков (16—18 лет) шестью часами.

7. Устройства при всех заводах, фабриках и других предприятиях, где работают женщины, яслей для грудных и малолетних детей...»

Кроме этих пунктов, к делу народного образования имели отношение и политические требования, предусматривавшие свободу совести, слова, печати, собраний, стачек, союзов, уничтожение сословий; полную равноправность всех граждан независимо от пола, религии, расы и национальности.

Разъясняя крестьянам программу РСДРП, В. И. Ленин писал в статье «К деревенской бедноте» (1903): «Дети должны получать даровое образование до 16 лет и потому не должны быть допускаемы на работу по найму до этого возраста».

Принятые II съездом программные требования в области народного образования стали знаменем объединения передовых сил общества на борьбу за полную демократизацию школы. Они воплотили то лучшее, что выдвигалось прогрессивными педагогами и деятелями в области народного просвещения в России и в других капиталистических странах. Являясь по своему характеру демократическими, программные требования РСДРП в то же время были требованиями пролетарской демократии. Это делало их принципиально новыми и нашло свое выражение в последовательной революционности этих требований, а также в том, что они были для пролетариата не самоцелью, а необходимой и неизбежной ступенью в борьбе за осуществление демократии высшего типа — социалистического общественного строя, при котором только возможно полное удовлетворение духовных запросов рабочих и всех трудящихся, всеобщее обучение детей, всестороннее их развитие.

По настоянию В. И. Ленина II съезд РСДРП обсуждал вопрос об отношении к учащейся молодежи. Ленинский проект резолюции по этому вопросу вызвал яростное сопротивление со стороны оппортунистической части съезда. Острая полемика возникла вокруг второго пункта ленинского проекта: «во 2-х, остерегаться тех ложных друзей молодежи, которые отвлекают ее от серьезного революционного воспитания пустой революционной и идеалистической фразеологией и филистерскими сетованиями о вреде и ненужности горячей и резкой полемики между революционными и оппозиционными направлениями, ибо эти ложные друзья на деле распространяют только беспринципность и легкомысленное отношение к революционной работе...»

Выступая на съезде, В. И. Ленин говорил, что в то время, когда «ложные друзья» обращаются к молодежи с уверениями, что ей не надо разбираться в политических течениях, революционеры призывают молодежь вырабатывать цельное материалистическое мировоззрение и связываться с социал-демократическими комитетами для совместной революционной деятельности.

Хотя второй пункт резолюции был все же отклонен съездом, ленинская резолюция сохранила значение руководящего документа в последующей борьбе большевиков за идейно-политическое воспитание учащейся молодежи.

Марксисты-ленинцы считали, что активное участие учащейся молодежи в революционном движении представляет собой подлинное служение родине. Они также доказывали, что в условиях самодержавия настоящей школой, способной сделать молодых людей сознательными и полезными гражданами, является их самоотверженная борьба с царским произволом и насилием, что непосредственное участие молодежи в борьбе с врагами трудящихся формирует у нее благородные нравственные качества, а подлинной наукой, изучение которой развивает у нее политическое сознание и создает научное мировоззрение, является марксизм.