Миллионными тиражами издаются в России и труды классиков психологии - З.Фрейда, К.Юнга, А.Фрейд, Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Роджерса, Абрахам Маслоу, Курта Левина и др.
Знакомство с классической литературой (см. выше раздел историей психологии) свидетельствует о главном: психология не однородна по своей сути и по своему содержанию. Нет ничего, что свидетельствовало бы о согласии между психологами относительно понимания не только сущности и предмета психологии, но и какой-либо системы и единых принципов для понимания человека. Историки психологии отмечают, что ”психология представляет собой не единую дисциплину, но собрание нескольких различных ветвей”(Koch1993.P.902), или к примеру, “американская психология разделена на враждующие фракции”(Leahey1992.P308)(33). Почти правилом стала сокрушительная критика новой школы в адрес предшественников.
Какое воспитательное или психологическое воздействие может оказать такое правило на вступающих в профессию? 100-летняя история психологии культивирует у вступающего на этот профессиональный путь, право на свое ни с чем не согласующееся мнение, право на свою индивидуальную, позицию, и что опаснее всего, на его, личное, именно данного психолога право на свою теорию личности. При этом безусловным правом является неприятие христианской теории личности, практически приведшей к совершенству тысячи людей и развивающей человека уже более двух тысяч лет. Несмотря на влиятельность и популярность структурной психологии (Вунд, Титченер, Эббинхаус, Кюльпе), функциональной психологии (Джеймс, Холл, Энджелл, Вудвортс), бихевиоризма (Уотсон, Толмен, Скиннер, Роттер, Бандура), гештальт-психологии (Вертхаймер, Коффка, Левин), психоанализа (Фрейд, Юнг, Адлер, Эриксон), гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс), когнитивной психологии (Миллер, Нейссер) - они не представляют никакой фундаментальной традиции, они не объеденены никаким фундаментальным научным принципом. Лишь одно их объединяет: некая вне- или антихристианская тональность, которая в определенном смысле может рассматриваться и как фундаментальная традиция, и как объединяющий фундаментальный научный принцип.
На это нельзя не обратить внимание. Эти процессы нельзя игнорировать и их необходимо учитывать, особенно потому, что наша страна переживает в настоящее время серьезный психологический бум. В чем он проявляется? Во-первых, во внедрении различных психологических служб в разнообразные ведомства и организации. Ставки психологов введены в штатное расписание общеобразовательных школ (и даже! и детских садов), предприятий, управленческих организаций. Психологи есть в правительстве, в Госдуме, банках, в командах политиков, милиции, в театрах.
Во-вторых, вызывает сомнение массированный характер внедрения психологии в российское образование. У старшего поколения данная процедура вызывает аналогию с внедрением “науки” марксизма-ленинизма в школы и особенно в вузы. Независимо от специализации высшего и среднего профессионального образования – все инженеры, актеры, транспортники, физики, химики, математики – все должны теперь, как некогда марксизм-ленинизм, изучать психологию. С 2000 года она стала обязательной для изучения дисциплиной. Поражает число новых психологических учебных заведений. Темп роста учебных заведений психологического профиля можно сравнить с темпом роста раковых клеток в пораженном организме. Если в 60-е годы в СССР психологов готовили всего 3 философских факультета (Московского, Ленинградского и Тбилисского университетов), то сейчас только в Москве 56, а в России без стран СНГ существуют 200 учебных заведений, выпускающих психологов. Для сравнения в России всего 47 медицинских вузов! Но 200 - это число только лицензированных учебных заведений. А сколько существует полуофициальных курсов, кафедр повышения квалификации, центров переподготовки специалистов и т.п.? Несомненно, психология становится самой массовой профессией. Специалисты констатируют наличие профессионального “демографического” взрыва. Уже в настоящее время существует и действует целая армия психологов.
Возникает вопрос о причинах этих процессов. Для христиан мистические основания происходящего ясны и очевидны. “По плодам их узнаете их” (Мф.7,16) - учит нас Евангелие. Но попытаемся ответить на этот вопрос в мирской, светской системе измерения и понимания.
Д.И.Менделеев не уставал повторять: ”Роль наук - служебная, они доставляют средство для достижения блага”11.
Как же служит человеку научная психология? Каковы же ее плоды, которые так хорошо обеспечивают финансирование изданий, исследований, финансирование психологического образования? Каковы же плоды, за счет которых питается в буквальном смысле слова современная психология. Это, прежде всего, знание о том, как, воздействуя на психику человека добиться его подчинения. За знание того, как управлять и как манипулировать человеком для достижения своих целей, будь то цели политические, финансовые и т.п. Это чрезвычайно важно для рынка и для государства с рыночной экономикой, двигателем которой является реклама. Как известно, доллар, вложенный в рекламу, приносит больше прибыли, чем доллар вложенный в развитие производства.
В качестве конкретного примера “плода” научной психологии является открытие Гинбергена и Лоренца (оба лауреаты Нобелевской премии) “ключевых стимулов” восприятия, запускающих ту или иную программу инстинктивного поведения. Правда, Лоренц работал с гусятами. Плоды его трудов современные психологи используют в работе с людьми. Принцип “ключевых стимулов” был взят на вооружение психологами, работающими в области влияния на восприятие, влияния на поведение человека. В результате в качестве “ключевых стимулов” в рекламе используют:
= образы детей;
= сексуально привлекательных женщин и мужчин;
=ложные социальные доказательства (“так делают все”);
= поклонение авторитетам.
Откуда берутся именно эти ключевые стимулы? Верны ли, точны ли они? Очень точны. Откройте труд Вл. Соловьева “Оправдание добра”. Он начинает его с перечисления основных и самых простых нравственных чувств, вызывающих человека на поступок, т.е. не на лежание на диване, а именно на нравственное действие и активность. Эти “ключевые стимулы” нравственного действия - жалость, стыд и благоговение (перед красотой, возвышенным, Богом). Именно эти стимулы и начинают беспощадно эксплуатироваться в рекламе - торговой или политической, любой. И вместо “оправдания добра”, мы в реальности нашей жизни, получаем пcихологическое “оправдание” и “обслуживание зла”.
Для любой психологической теории характерно:
1. создать типологию личностей и выявить тип личности пациента.
2. создать теорию развития личности с определением стадий развития.
3. выявить главную стадию, формирующую тип личности.
Генри Мюррей (1893-1988) называет свою систему персонологией. Личность проходит ряд стадий, каждая - это отличный от другого способ получения удовольствия и далее каждый из них - комплекс, т.е. форма воздействия бессознательного на развитие личности. Стадии - комплексы:
1.клаустральный комплекс (безопасное существование в утробе матери);
2.оральный комплекс (чувственные наслаждения от сосания);
3.анальный комплекс (удовольствия от дефакции);
4.уретральный комплекс (чувственные наслаждения от мочеиспускания);
5. генитальный комплекс (генитальные удовольствия).
И, конечно же, неотъемлемая часть литературы бесконечное множество схем, тестов, практик, тренингов, психодиагностик,которые определят, кто вы, к какому типу личности вы относитесь, что вам ждать от жизни в ближайшем будущем и все это венчают книги по “Практической психологии образования”.
Пользуется ли спросом подобная литература? Да. Спрос огромный. Почему? Потому, что во все времена у людей огромный спрос на получение ответов на вопросы : ”Как жить?”, ”Что такое Я?”, ”Как правильно поступать?”, ”Что ждет меня в будущем?”. Поп-психология дает ответы на эти вопросы. И здесь обнаруживается ее прямая генетическая связь не столько с философией, на которую она претендует, сколько с астрологией, физиогномикой, гаданием, хиромантией, сонниками и тому подобными феноменами. Но если все перечисленное - не научно, то психология - и это ее отличие - дает научные ответы на вечные и главные вопросы человеческой жизни. Один из основных научных приемов ответов на эти вопросы - типология личности. Каждый уважающий себя психолог предлагает свою типологию личности. Например, Фрейд делит всех людей всего лишь на две группы - оральную и анальную. Т.е. в зависимости от того, как вы сосали материнскую грудь, и как вас приучали к ночному горшку определяет то, как вы будете вести себя в той или иной ситуации. Психология делит всех людей на типы. И главное для нас - найти свою клеточку в этих кроссвордах и обязательно будет дан ответ, что было, что будет и чем дело кончится. Здесь пролегает линия принципиального отличия психологии от христианской аскетики. Христианская аскетика классифицирует проявления греховности и добродетели, а не личности. Христианская аскетика, таким образом, не программирует, не блокирует, не зомбирует личность, а освобождает человека для совершенствования. А куда ведет эта психологическая типология? Вверх к совершенству? к спасению? Скорее вниз, к гибели, в сторону от Истины.
Принципиально новым явлением для российского общества стало активное внедрение психологических служб во все сферы жизни.
Но этот опыт далеко не нов, например, для США. Недавно в России пока еще на английском языке (ее переводом вплотную занимаются сейчас православные специалисты), появилась книга американского православного священника отца Иоанна Брэка “Священный дар жизни”. Что же пишет в ней американский священник? “Современная психологическая наука порождает явления, которые можно считать и благими и пагубными. С одной стороны, она дает нам ценную возможность проникнуть в специфическое поведение, которое традиционно приписывалось действию “свободной воли”. Но теперь мы признаем, что алкоголизм - скорее болезнь, чем продукт слабоволия; что хроническая раздражительность часто бывает выражением подавленного негодования у подвергшихся оскорблениям в детском возрасте; что некоторые формы преступности и многие случаи самоубийства связаны с нарушением функций головного мозга. Новые изыскания в психологии привели к разработке лекарственной терапии, значительно облегчившей жизнь людей, страдавших оттого, что в роду у них были случаи слабоумия.