Смекни!
smekni.com

Пушкин о полупросвещении и модернизация образования (стр. 2 из 2)

Вхождение в европейское сообщество университетов, как и вхождение во все сферы культуры, предполагает одно непреложное условие: входящий должен обладать индивидуальностью, то есть неповторимостью, уникальностью и чем богаче эта индивидуальность, тем богаче будет и сообщество.

Такая неповторимость еще более чем в естественных и точных науках, сказывается в образовании гуманитарном. Как можно подвести под общий знаменатель знания китайской культуры (истории, искусства, языка, философии, религии) в университетском образовании различных стран? Без экспертиз можно констатировать, что только в Китае достигается аутентичное постижение китайской культуры. Сколько бы ни было в Европе факультетов славистики и русистики, подлинное вхождение в русскую культуру совершается в русских университетах.

Опьянение от возможностей модернизации захватило реформаторов образования до такой степени, что уже объявляется излишней фигура профессора в студенческой аудитории. Оказывается, лекция становится отныне архаичной формой обучения. И уже всерьез обсуждается один из путей модернизации образования – максимализация самостоятельной работы студентов при минимуме аудиторных занятий, особенно лекций. И это говорится в стране, где хорошо известна, десятилетиями проверена эта модернизированная форма обучения, при которой студент два раза в год встречается с профессорами. Называется это обучение заочным, и не на пустом месте выросло присловье: "Заочное образование, как заочное питание".

Разумеется, модернизация образования – это чуткое отношение к техническим, информационным достижениям века. Даже в монастырском уединении монахи не чуждаются модернизации, используя и компьютеры, и интернет, и видеотехнику, и мобильную телефонную связь. Весь вопрос в том – как и для чего, используются эти новшества, и что чему подчинено. Как в жизни человека чаша весов может склоняться либо в сторону доминирования телесного над духовным, либо духовного над телесным, так и в образовании складывается иерархичность целей, задач, устремлений и эта иерархичность подобна соотношению души и тела в жизни человека.

Как известно, еще Кант задумался над несовпадением культуры и цивилизации, а философы XIX – XX столетий, как русские, так и западноевропейские (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, О. Шпенглер, Н.С. Трубецкой и др.) с тревогой обнаружили острые противоречия между культурой и цивилизацией, часть которых ныне становится очевидной даже для обыденного сознания. Можно быть вполне цивилизованным человеком, но не иметь и проблесков культуры. Можно быть обвешанным цивилизационными суперновинками (от мобильника до автомобиля, от видеоаппаратуры до головокружительных бытовых приборов), но не нести в душе ничего из того, что просветляло человека, делало его культурным. Это противоречие проявляется как в жизни каждого человека, так и в жизни народов, поколений и одна из сторон противоречия способна брать верх над другой.

В сущности, слово "модернизировать", при точном переводе, означает осовременивать, делать современным, а осовременивание вовсе не означает отвержение традиции. Беды в искусстве, и в литературе начинались тогда, когда модернизация превращалась в сбрасывание с парохода современности Пушкина, когда растаптывались культурные, в том числе национальные святыни, когда начиналось оригинальничанье под лозунгами индивидуального самовыражения. Модернизация не случайно с необходимостью и успехом протекала в производственной, технической сфере и обретала сомнительные формы в культуре. Поскольку образование – это не только вхождение в культуру, но и приобщение к предметно-практической деятельности, постольку модернизация не только противопоказана образованию, но необходима особенно в периоды радикальных преобразований науки, техники и информационных средств. В тоже время, поскольку образование все-таки формирует личность в культуре и, прежде всего, в родной национальной культуре, постольку образование обязано знать о ловушках однобокой модернизации, приводящих к модернизму.

Список литературы

1. Пушкин А.С. Александр Радищев (Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в шести томах, М., 1947. Т. 5, С. 274-276)

2. Пушкин А.С. Там же. С.275, 269.

3. Пушкин А.С. Там же. С. 269

4. Пушкин А.С. О народном воспитании (Полное собр. соч. в шести томах, М., 1948, т. 6, кн. 1, С. 53)

5. Пушкин А.С. Там же. С. 276