Обыкновенные предметы распределялись по трем классам: низший, средний, высший. Дополнительные — по двум.
Дополнительными предметами были греческий, немецкий, французский языки. Ломоносов обозначил объем знаний по каждому из них: в низшем классе изучалась грамматика французского и немецкого языков. В высшем классе учащиеся занимались стилистикой и переводами, а также обучались греческому языку. Совершенствоваться в знании его предполагалось в университете под руководством профессора по собственному желанию. Ломоносов придавал большое значение естественному образованию молодежи, хотя естественные науки в тот период были развиты слабо. Они включались в философию, которая состояла из элементов физики, психологии, математики.
По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться на основе учета некоторых педагогических условий: обучения на родном языке, последовательности изучения наук, их постепенного усложнения, светскости образования, единства и преемственности планов средней и высшей школы.
Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и студентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы по преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и древних языков, химии.
Ломоносов предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей.
Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежитии, правил поведения способствует воспитанию «нравов».
В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора, инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка.
В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил учителю. Он боролся за то, чтобы не допускать к обучению детей тех иностранцев, которые кроме своего «природного языка» ничего не знают. Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив основы педагогической этики. Он считал, что педагог, прежде всего, должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит к ним ненависть, второе — презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащимся».
В работе учителя над методикой преподавания Ломоносов рекомендовал тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения.
Занимаясь проблемой организации руководства школой, деятельности учителей и учеников в ней, Ломоносов пришел к выводу, что во главе школы должен стоять только педагог. Инспектор и ректор обязаны помогать учителям, «осматривать прилежание учеников и учителей», следить за осуществлением учебного процесса, постоянно посещать классы, общежитие. Руководителям школ следовало уважительно обращаться к учителям, не допускать к ним грубого отношения. Как педагог, Ломоносов понимал значение и высоко ценил «дружбу и единение» в коллективе, которые способствовали получению хороших результатов в процессе обучения и воспитания.
Ломоносов первым из ученых обратился к проблеме терминологии в науке. Он явился основателем научного языка русской педагогики. Имея прекрасную лингвистическую подготовку, обладая энциклопедическими знаниями, владея иностранными языками, ученый создал своеобразный стиль научного изложения.
Ломоносов довольно часто применял в педагогических работах терминологию греко-латинского происхождения. Педагогические термины ученого отличались точностью, обобщенностью, логичностью. Он стремился к тому, чтобы язык науки был доступным для широких слоев населения. Ломоносов ввел в научное употребление такие понятия и термины, как воспитание (воспитатель, воспитывающиеся), гимназия (гимназический дом, гимназисты), занятия, знания, класс, каждый год (имея в виду учебный год), лекции, обучать (обучение, обучающиеся), познание, учение, урок и др. Он модернизировал многие понятия церковно-книжного происхождения. Часть терминов была заимствована из уставов западноевропейских учебных заведений: академия, куратор, аудитор и т. п. Разнообразными педагогическими понятиями Ломоносов обозначал разделы науки, методы обучения и воспитания, этические качества личности преподавателей, молодых людей.
Заключение
Таким образом, XVIII век — век Просвещения — оказал благотворное влияние на развитие педагогической науки и просвещения в России. Этот период характеризуется появлением целого ряда школьных проектов, в которых нашли отражение, как прогрессивные идеи, так и положения, поддерживаемые официальными кругами. Преобразованиями Петра I было положено начало светскому образованию. Однако в целом основная масса населения оставалась неграмотной. Сохранился сословный характер образования. Немногие представители простого народа могли достичь вершин в науке.
Одним из таких людей был Ломоносов, с именем которого непосредственно связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII в. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности.
Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.
Список литературы
Белявский М.Т. «Ломоносов и основание московского университета». - М.: Издательство МГУ, 1955г.
Бобровникова В. К. «Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова». - М., 1961г.
Вавилов С.И. «Михаил Васильевич Ломоносов». - М.: Издательство Академии наук СССР, 1961г.
Ишлинский М.Л., Павлова А.Р. «М.В. Ломоносов – великий русский ученый». - М.: Педагогика, 1986г.
Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». (Сост. Буторина Т.С.) - М.: 1991г.
Перевалова Л. А. «Педагогические взгляды М. В. Ломоносова». - М.: 1964г.
Уткина Н.Ф. «Михаил Васильевич Ломоносов». - М.: Мысль, 1986г.
Проблема коллективного воспитания детей в творчестве выдающихся советских педагогов
(Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский)
Педагог, даты жизни | Определение коллектива | Обоснование цели коллективного воспитания | Принципы организации коллектива детей | Особенности методики коллективного воспитания | Условия успешного воспитания в коллективе |
Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) | В. подрастающ. поколе-ния играет б. роль в деле строит-ва соц-зма. В. коммун. морали, раз-витие кол-визма | Самоупр-е – неотъемл. часть трудовой поли-технич. школы | Привитие уч-ся навы-ков общественника-кол-виста. Эстетич. В., производит. труд. Ме-тодика органически связ. с теми целями, кот. стоят перед шко-лой. | Акт. участие в пионер-ской орг-ции. Общая деят-ть на благо социа-листич. Родины. Энту-зиазм. Идейно-насыщ., красочная работа соотв. возрасту. Взаимосвязь семьи и школы | |
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) | Возвращение детям де-тства, развитие само-управления. Творч-во и самост-ть. | Трудовое В., соед-е обуч-я с трудом, с общ.-полезной работой | Внешкольная работа | ||
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) | Часть советского общ-ва. Объед-е людей для достиж. общ. целей в общ. труде, отличающ. опред. сист. полномо-чий и ответ-ти, опред. соотнош. и вз/зав-тью отд. своих частей. | Только создав единый К., можно разбудить в сознании могуществен. силу обществен. мне-ния как регулирующ. и дисциплинирующ. вос-питат-го фактора. Через К. кажд. член входит в общ-во. | Осн. принцип В.: диа-лектическое единство лич-ти и общ-ва. В. в кол-ве, ч/кол-в; уваж-е и треб-я к лич-ти; прин-цип парал. действ. | Соединил обуч-е и В. с производительным сво-бодным творч. трудом. Важн. роль игре. | К. всегда должен жить напряж. жизнью, стрем-лением к опред. цели. Состав и атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье. |
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) | Выделение категории «незаметных детей в кол-ве» как самой труд-ной | Гармония пед. возд-й и целост-ть актов, из кот. склад-ся повседневная жизнь. | Разработал экспери-мент, хар-ся единством 3-х главных особ-тей: цельности, коллект-го творч-ва и длит-ти. Б. акцент на вним-е к отд. ребенку. | Любовь к реб., защита от окр. зла, понимание, гуманизм. Всесторонне развитие. |
[1] Риторика – наука о красноречии