Другое печальное открытие, которое было сделано в то же время, заключалось в том, что экономика, увы, безразлична к экологическим проблемам. У экономики (скажем так – у лишь один кумир – прибыль, успех. А какой «экологической ценой» достигнут этот успех, экономике безразлично. Более того, если вы при получении прибыли будете заботиться о том, чтобы уменьшить ущерб окружающей среде, вы уменьшите свою прибыль, так как должны затрать дополнительные средства, например на очистку сточных вод или выбросов вредных газов в атмосферу.
Лучшие умы искали и ищут разрешения этого противоречия. Как заставить экономику заботиться об охране окружающей среды? Как сделать охрану природы прибыльной?
В 1987 году премьер-министр Норвегии Х.Г.Брутланд впервые в послании группы экспертов ООН упомянула о концепции «устойчивого развития» (“sustainable development”) как о пути развития общества, которое бы удовлетворяло запросы сегодняшнего дня без ущерба для нужд будущих поколений. На Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро эта концепция была реализована в виде стратегии развития, направленной на улучшение качества жизни людей при сохранении потенциала окружающей среды и максимально бережном использовании природных ресурсов.
Однако до сих пор ведутся споры, как конкретно реализовать эту стратегию развития. Если богатые страны (так называемый «золотой миллиард») могут выделять средства на охрану окружающей среды, до подавляющая часть стран, а это 4 миллиарда человек, заботятся прежде всего об экономическом росте, не имея средств на экологические цели. Да и богатые страны иногда демонстрируют махровый эгоизм в вопросах охраны окружающей среды. Достаточно сказать о недавнем решении президента Буша не подписывать Протокол о сокращении выбросов в атмосферу углекислого газа, который является основным «виновником» потепления климата на Земле. Напомню, что такое потепление может иметь катастрофические последствия для людей: расширится площадь пустынь в Африке и Азии, поднимется уровень Мирового океана, причем будут затоплены густонаселенные территории по всем континентам.
Правда, на фоне печальных событий иногда бывают и обнадеживающие изменения в экономике. Одно из них – резкое вздорожание энергоносителей, прежде всего нефти и газа. Выяснилось, что при высоких ценах на нефть и газ предпринимателям становится выгодно их экономить. Но эта экономия автоматически означает снижение поступления и тепла, и углекислого газа и других примесей, небезопасных для окружающей среды.
Одновременно стали расти цены и на другие сырьевые материалы, например сталь, алюминий. Их тоже стали расходовать экономно. И все же главное состоит в другом: люди стали понимать важность охраны окружающей среды, уменьшения нагрузки на нее в виде загрязнений, нерационального использования ресурсов.
Очень важно, чтобы это понимание стало всеобщим. И здесь мы вплотную подошли к теме экологического образования и воспитания.
Выше была приведена мысль Н.Н.Моисеева об экологическом императиве. Как это положение может и должно реализовываться в воспитании и образовании?
Еще раз перечитаем эпиграф: великий поэт Ф.И.Тютчев задолго до ученых раскрыл сущность экологии: «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Именно как к живому существу, имеющему свои законы развития, свою эстетику следует относиться к природе. Человек – не царь природы, а ее равноправный член.
Еще одна цитата, принадлежащая известному ученому Роберту Риклефсу из его книги “Основы общей экологии” (1976): «Если мы хотим достичь какого-либо согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия. Этим условиям, отражающим основные законы, которым подчиняются все остальные организмы и перед которыми вынужден будет склоняться человек, а также тем границам, которые человек не должен переступать, посвящена моя книга».
Если кратко сформулировать задачи экологического образования, то это именно изучение тех основных законов (по Тютчеву, это – «язык природы»), которым подчиняются организмы в своем «ойкосе» (доме).
А основная задача экологического воспитания – научить человека склоняться перед этими законами, поняв их. Помните знаменитую фразу тургеневского Базарова «Природа не храм, а мастерская». Это неточно. Сейчас бы мы сказали: «Природа и храм, и мастерская, но главное то, что она – наш Дом».
Разумеется, в нашей статье мы не собираемся излагать законы экологии. Их довольно много. И сейчас существует большое множество разных учебников по экологии (По нашему мнению, даже чрезмерное – некоторые учебники или пособия просто списаны с других, не всегда, впрочем, удачно).
Важно, чтобы экологические проблемы постепенно проникли и в другие дисциплины. Приведем примеры.
В природных водах происходят постоянно различные химические реакции, которые зависят от природного состава воды, а также от поступающих веществ. Большинство природных вод содержит значительное количество карбонатов и бикарбонатов (мы знакомы с ними на собственной кухне, используя питьевую соду – бикарбонат натрия или кальцинированную соду при стирке – карбонат натрия). Эти соли в значительной мере определяют способность природных вод нейтрализовывать кислоты из атмосферы (кислые осадки). Такие реакции демонстрируют на уроках химии. Было бы хорошо, если учитель при этом рассказал о важном экологическом значении этой реакции.
На уроках физики говорят об устойчивых и неустойчивых состояниях разных механических систем. Простейшая из них – маятник.
Основные участники любой динамической системы – это воздействие, выводящее систему из положения равновесия, и реакция системы на это воздействие.
Для обоих положений маятника А и Б при отклонении груза из положения равновесия возникает сила, как результат отклонения от равновесия. Однако в случае А эта сила стремиться вернуть маятник в прежнее положение, а в случае Б – «усилить» отклонение.
Соответственно система А является устойчивой, а система Б – неустойчивой. В случае А маятник будет качаться, причем бесконечно долго, если при этом он не будет испытывать трения, или как говорят в физике, если нет диссипации энергии. Если маятник находится в какой-либо вязкой среде (воде или воздухе) или в системе действует трение, то амплитуда колебаний маятника постепенно будет уменьшаться, пока маятник не остановится.
В случае Б маятник неизбежно упадет, если мы не поставим подпорки, которые ограничат его падение.
Оказывается, в природе, – точнее, в биосфере также действует механизм устойчивости. Разумеется, он гораздо сложнее того, что действует в случае маятника. Экосистему можно сравнить со сложным биохимическим реактором, в котором происходит преобразование множества химических соединений. В естественном (устойчивом) состоянии у экосистемы практически нет отходов. Она перерабатывает все питательные вещества, переводя их в органическое живое вещество (эту работу выполняют растения). Это вещество служит питанием для других организмов, те в свою очередь – для других. Образуется цепь питания (трофическая цепь). В конце этой цепи умершие организмы разлагаются бактериями вновь до исходного (минерального) состояния. И цикл повторяется вновь, и так без конца. Устойчивыми являются экосистемы, находящиеся в естественном, ненарушенном состоянии.
Экосистему можно вывести из этого динамического (безотходного) равновесия. Причины могут быть естественные (выбросы вулканов, пожары от молний и т.п. стихийные события) и антропогенные, т.е. связанные с деятельностью человека. В последние столетия (особенно с началом промышленной революции в начале XIX века) антропогенное воздействие становится основным.
У природы существует механизм компенсации этих воздействий. В биосфере действует принцип Ле Шателье-Брауна – внешнее воздействие, выводящее систему из состояния равновесия, вызывает в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия. Примером действия принципа Ле Шателье-Брауна является организм человека, когда в него проникают болезнетворные бактерии. Организм начинает вырабатывать антитела, т.е. такие биоструктуры, которые убивают чуждые организму и вредные бактерии.
В экосистеме также «мобилизуются» защитные силы, которые стремятся ослабить вредные воздействия. А они очень разнообразны. Это и химические загрязнения, тепловое, шумовое воздействие, это изменение природного режима рек из-за строительства плотин, распашка естественных лугов, сведение лесов, осушение болот... Но беда не только в этом.
Сами антропогенные воздействия становятся масштабными, глобальными. В антарктических льдах находят пестициды. Биосфера подошла к пределу устойчивости, когда она с трудом справляется с антропогенными воздействиями. А кое-где она уже и не справляется с ними. Посмотрите, как сохнут и гибнут деревья в городах, как обеднели живностью наши леса и реки. Сколько больных рыб. Да и сам человек – а ведь он часть биосферы – тоже стал слабеть и чаще болеть.
Вот как проявляется неустойчивость в биосфере! Она непосредственно затрагивает благополучие человека.
Примером неустойчивых экосистем является поле, засеянное культурными растениями. Чтобы поддерживать такую искусственную экосистему в относительно устойчивом состоянии, приходится прикладывать массу усилий: пахать, сеять, вносить удобрения и пестициды и т.д. Такая экосистема не безотходна: мы много в нее вкладываем и много отнимаем (урожай, солому и пр.).
Это мы говорили о физике. Но и другие предметы (география, биология) непосредственно связаны с экологией.
Даже литература может принять участие в экологическом образовании и воспитании. Вспомним «Записки охотника» Тургенева, повести Бунина. Есть ли более глубокое и точное описание природы в ее естественном состоянии! Увы, часто дети могут познакомиться с ненарушенной природой только по книгам. Прекрасные, по сути экологические произведения писали Пришвин, Бианки. Многие книги Хейердала, Кусто, других путешественников – наших современников – читаются на одном дыхании. Впрочем, влияние литературы на экологическое воспитание глубже и шире.