2. Принцип взаимной надежности
Если его не соблюдать, то у инвалидов легко вызвать смысложизненный кризис: "Обещал и не сделал, обещал, лишь бы отделаться, значит, я никому не нужен, не хочу жить". Обещать нужно только тогда, когда уверен "на сто один процент", что сможешь сдержать слово. Надёжность состоит в умении уклоняться от обещаний, в выполнимости которых нет полной уверенности. Разумеется, это должно соблюдаться вообще в отношениях между взрослыми и детьми. Ситуации детства и инвалидности похожи по критериям большей или меньшей беспомощности и зависимости. Если не выполнять обещаний, данных ребёнку, мы, как ближайшее следствие, причиняем ему психическую травму (пусть и "микроскопическую", - но кто оценит силу детского разочарования и, следовательно, тяжесть травмы?). Ну, а в более отдалённой перспективе мы воспитываем у ребёнка такую же ненадёжность. На самом деле, конечно, принцип взаимной надёжности, как и принцип взаимной человечности, - общеэтический.
3. Принцип взаимной интеграции
Если человечность иногда признаётся привилегией здоровых, а со стороны инвалидов она как бы не обязательна, то интеграция, наоборот, нередко считается привилегией инвалидов. Это их дело, их проблема, их задача - интегрироваться в большом мире, в мире здоровых. Смогут - герои, "преодолели", возводим на пьедестал. Не смогли - пускай себе прозябают в своих инвалидных резервациях того или иного типа (в семье, спецшколе, спецпредприятии, интернате для взрослых инвалидов).
Взаимная интеграция - это прежде всего взаимопонимание. Инвалиды ориентируются в большом мире, чтобы суметь в нём как-то выжить, а здоровым надо сориентироваться в проблемах инвалидов, чтобы помочь им интегрироваться в свой мир, да и постараться этот мир как-то приспособить к их "ограниченным возможностям". У здоровых и инвалидов должен быть общий мир, в котором и тем и другим удобно жить, и взаимная интеграция заключается в том, чтобы взаимно вникать в проблемы, трудности друг друга, и вместе пытаться их решить.
4. Принцип совместно-разделенной дозированной деятельности
Это ориентация на собственную детскую активность, на её стимулирование, провоцирование, если она отсутствует. Всеобщий закон не только всякого возможного обучения, но и, по мнению Ф.Т. Михайлова, всякого возможного взаимодействия между людьми. Нагляднее всего его суть обнаруживается при обучении слепоглухонемых детей, на примере которого, собственно, принцип и получил своё название.
Как пишет А.И. Мещеряков, обучение по этому принципу происходит в три этапа. Первый этап - совместное действие. Взрослый берёт руки ребёнка в свои и пытается выполнить действие детскими руками. Надо, чтобы ребёнок попытался хоть какую-то часть действия выполнить сам. Эту попытку ни в коем случае нельзя пропустить, иначе детская активность будет подавлена, и снова вызвать её окажется очень непросто. С момента, когда ребёнок хоть какую-то часть действия выполняет сам, действие становится совместно-разделённым. Это и есть второй этап. Третий - этап разделённого действия: ребёнок уже всё может делать сам, но ещё не вполне в себе уверен и нуждается в контроле и корректировке со стороны учителя.
Строжайшей дозировке подлежит активность учителя. А.И. Мещеряков поясняет это рядом дробей, в котором активность учителя поначалу равна единице и, постепенно уменьшаясь, сводится к нулю, а детская активность возрастает соответственно от нуля до единицы.
Попробуйте увидеть эту схему на примере любой человеческой деятельности - и вы убедитесь в её всеобщности. На этой сколь угодно многократно "затемнённой" схеме на самом деле основано любое разделение труда.
5. Принцип преобладания индивидуальных форм работы над массовыми действами
Либо наша заслуга в развитии ребёнка минимальна, и он развивается, уж как получится, почти или даже совсем независимо от нас; либо - индивидуальный подход, который, безусловно, должен быть приоритетным. Если уж массовое действо, то участие инвалидов, хотя бы эпизодическое, должно быть специально запланировано и подготовлено. Иначе их присутствие окажется, что называется, "для мебели", а это - источник тяжелейших переживаний, провоцирующих смысложизненный кризис, вызывающий соблазн самоизоляции, а то и самоубийства.
Оптимально - общая работа тех и других ребят; работа, содержание которой одинаково посильно всем и может заинтересовать всех. Следовательно - КРУЖОК по интересам, как его далее ни переименовывать: в мастер-класс, в творческую мастерскую... Там каждый раскрывает свои возможности в решении тех или иных задач, и появляется почва для подлинного взаимоуважения, поскольку всем известно, кто чего стоит, кто на что способен, кто что может. И здоровые убеждаются, что кое в чём инвалиды вполне могут их "переплюнуть".
В работающие на базе спецшкол кружки нужно привлекать здоровых ребят - хотя бы детей сотрудников этих учреждений, а ещё лучше, если каждая такая спецшкола станет домом творчества для ребят в своём микрорайоне. Воспитанники спецшкол должны посещать, при малейшей возможности, ближайшие центры детского и юношеского творчества. Совместные походы, экскурсии... Всё это лучше небольшими группами, в которых всем видно каждого, и каждому - всех. Чем тяжелее инвалидность, тем такие группы должны быть малочисленнее. Слепоглухой, например, вряд ли выдержит группу, состоящую более чем из трёх человек. Если народу больше, то каждый для слепоглухого начинает существовать лишь в тот момент, когда возьмёт его за руку - или когда о том или ином человеке что-то скажет тот, кто общается со слепоглухим непосредственно в данный момент. Пригласить слепоглухого в сборище и затем не обращать на него внимания - это пытка из самых изуверских.
6. Принцип постоянного поиска точного сочетания заботы и самостоятельности
Аспект совместно-разделённой дозированной деятельности, выделенный в отдельный принцип в силу своей важности. Наглядный пример: как помочь слепому выйти из автобуса? Часто горе-помощники хватаются за руку с белой тростью, лишая слепого возможности сориентироваться, нащупать землю. А инвалиду-опорнику мешают опереться на трость. Вместо помощи - многократное возрастание риска травмы. Свободную от трости руку слепого надо положить на поручень, на край двери и дальше предоставить выходить самостоятельно. Вообще давать инвалиду сделать самому то, что он может сам, а за этими пределами быть "на подхвате". Легко догадаться, что это оптимально для взаимоотношений вообще с детьми, независимо от инвалидности. Не бросать на произвол судьбы, но и не путаться под ногами (под руками), не суетиться, пытаясь "услужить". Велик риск не "услужить", а "удружить" - какой-нибудь неприятностью. И не всегда мелкой. Словом, лезвие бритвы между "недопомочь - перепомочь". Оптимальная мера помощи никогда не может быть одной и той же. Она всегда определяется единичной ситуацией.
7. Принцип постоянного поиска обходных путей решения проблем
Термин "обходные пути" предложен Л.С. Выготским. Речь идёт о решении проблем в обход инвалидности, и тем самым – о снятии в какой-то мере последствий инвалидности. Примеры, приводимые самим Выготским: рельефно-точечная письменность Луи Брайля - у слепых, решающая проблему грамотности в обход слепоты; пальцевый (дактильный) алфавит - у глухих, решающий проблему общения в обход глухоты.
Я разработал для себя "альтернативную систему жизнеобеспечения", которая позволила мне (слепоглухому с детства) добиться практически полноценной самостоятельности в обход, казалось бы, неизбежной при слепоглухоте беспомощности. Не надо бояться обращаться за помощью к незнакомым людям. Помощь эта должна быть для людей пустяковой: перевести через дорогу, посадить в транспорт, ну и так далее. Точно так же с помощью незнакомых людей можно решать и другие бытовые проблемы. Например, проблему закупки продуктов.
Умение обращаться за помощью к встречному-поперечному - то есть умение доверяться - делает инвалида в максимально возможной степени независимым от ближайшего окружения. Возникает широкая антиэкстремальная коалиция, сильно разгружающая родственников, повышающая уверенность инвалида в себе. Альтернативная система жизнеобеспечения помогает обойти беспомощность, зависимость, избежать изоляции от мира в узком кругу семьи.
8. Принцип самоопределения личности
Это прежде всего принцип ответственности за себя. Не "что хочу, то и ворочу", ни с кем и ни с чем не считаясь, а сориентироваться и занять свою позицию, определиться в отношениях с окружающими людьми и с самим собой (определить уровень собственных притязаний: на что претендуешь, на что нет). Определяться не только в каждой данной ситуации, но и принципиально, на длительную перспективу, вплоть до пожизненной; в этом случае самоопределение личности означает прежде всего определение личностью смысла жизни.
9. Принцип полной разновозрастности
Диалог образов жизни между субъектами разного возраста. Наладить такой диалог не просто. Он позволяет избежать крайностей: с одной стороны, когда дети "садятся на голову" взрослым и предъявляют к ним непомерные требования, ни с чем не желая считаться; с другой стороны, когда взрослые предъявляют непомерные требования к детям, тоже ни с чем не желая считаться. Диалог образов жизни - это взаимная адаптация к самому факту существования друг друга. Взаимная терпимость в определённых пределах, а вне этих пределов терпимость просто невозможна, то есть пределы взаимной терпимости настолько широкие, насколько вообще это допустимо.