Диалог образов жизни: взрослые не претендуют на "воспитание" в смысле переделки ребёнка под те или иные "нормативы", а стремятся к пониманию детских проблем и их решению вместе с детьми по мере возникновения этих проблем. С другой стороны, не скрывают и своих трудностей, наоборот, стараются их объяснить, уж насколько это ребёнку доступно, и зовут ребёнка на помощь в их решении, насколько ему это по силам. Если построить взаимоотношения с детством на основе диалога образов жизни, сами собой снимаются вопросы типа как быть, чтобы дети нас уважали, как не потерять в их глазах всякого авторитета, как "приучить к порядку, к дисциплине", и т.п.. Речь о том, чтобы понять трудности детства и объяснить детству свои трудности - о достижении взаимопонимания. То есть в рамках диалога образов жизни постоянно происходит созидание, творчество антиэкстремальной коалиции.
10. Принцип самосоревновательности
Профилактика недо- и переоценки своих возможностей. Не завистливо меряться, что другие могут по сравнению со мной, а добиваться, чтобы сегодня я мог больше, чем вчера, а завтра больше, чем сегодня - соревноваться с самим собой. На практике часто безответственно поощряется завистливая суета вокруг сравнения своих возможностей не со своими же вчера и завтра, а с чужими: "Бери пример с такого-то!" Не надо никого и никому ставить в пример. У тех, кому ставят в пример, это вызовет недооценку себя, робость, боязнь ответственности (или, наоборот, озлобление, неприятие "образца"); а у тех, кого ставят в пример, - переоценку себя, самонадеянную безответственность. Возможности индивидуальны, и нечего меряться, надо своими индивидуальными темпами наращивать свой индивидуальный потенциал, и мы должны друг другу в этом тактично помогать, а не мешать, указывая пальцем на "пример для подражания".
Установка на соревнование с самим собой обеспечивает адекватную самооценку, а тем самым - устойчивый смысл жизни. И чрезмерные похвалы, и несправедливую критику мы примем одинаково равнодушно. Или, во всяком случае, не увидим повода ни для оглушительных фанфар, ни для похоронного звона по самим себе.
11. Принцип уединенного труда души
Формирование увлечений, иерархии интересов личности - приоритетных и второстепенных. Совместно-разделённая деятельность, участие в кружках перерастает в саморазвитие, самотворчество, самосозидание. Человек учится общаться с самим собой - в процессе того или иного творчества. Можно сказать, что формирование способности к уединённому труду души - цель всего психолого-педагогического процесса. Если уединённый труд души стал главной потребностью личности, её непрерывное пожизненное саморазвитие можно считать обеспеченным. В конце концов, саморазвитие становится сознательным. Личность вполне сознательно определяет свой рост, его направления и может сознательно выбирать себе учителей - тех, кто посодействовал бы росту в желательных для самой личности направлениях. В том числе идёт сознательное формирование и пересмотр мировоззрения, а значит, и смысла жизни. Человек становится сам себе педагогом. Сначала в каких-то частных видах деятельности (увлечениях), но всё более всеобъемлюще, с постепенным охватом процесса роста, саморазвития во всех его аспектах. Не стихийное реагирование на более/менее случайные, хаотичные "вызовы жизни", а сознательное определение жизненного пути, сознательное следование по этому пути, по сознательно выбранному маршруту. Уединённый труд души делает личность штурманом собственной жизни. И этот штурман уже сам решает, с кем ему по пути, а с кем нет.
12. Принцип взаимного доброжелательного сравнения возможностей
Все - лучше. Никто не хуже. Каждый может, умеет, знает нечто, чего не может, не умеет, не знает больше никто. Взаимодополняемость - вместо завистливого стремления друг друга превзойти.
13. Принцип взаимного обучения
Одно из самых нелепых противоречий современной образовательной ситуации: ребята ничего так не хотят, как учиться; нет более заветного желания, чем научиться чему-то; нет более частой просьбы, чем просьба научить; но всё это - вне школы. В лучшем случае, в сфере дополнительного образования (в центрах детского и юношеского творчества, на лагерных сменах различного профиля). А современная школа очень значительной части ребят внушает отвращение, там они учиться ничему ни у кого не хотят. Между тем - очень охотно учатся друг у друга, и это едва ли не основное содержание ребячьего общения.
Здоровые ребята быстро обнаруживают, что у инвалидов они могут научиться весьма многому. И это становится лучшим лекарством от снисходительного шефского отношения - хотя, на первых порах, пока лучше друг друга узнают, и шефство - очень хорошо. Просто, начав с шефства, с некоторой опеки, надо увидеть возможности чему-то у "подопечного" научиться - и зауважать его за это. Кстати, и "опекать" ведь тоже надо уметь, и это очень непростое умение, и лучше самого инвалида этому никто не научит...
14. Принцип индивидуального личностного акме
Каждый восходит на свою вершину, своими темпами, опираясь на свои возможности. В уединённом труде души формируется, пестуется талант - уникальное мастерство в той или иной области творчества. Нужно освободиться от предрассудка, что талант - Божий или Природный дар. На самом деле каждый сам себе делает этот роскошный подарок - в уединённом труде души, в совместно-разделённой деятельности, в общении с окружающими, в постоянной готовности у них учиться. Собственно, каждый всю жизнь находится на вершине, которую наращивает личными усилиями при поддержке друзей. Наращивает, чувствуя свою нужность друзьям - постоянно ощущая, таким образом, базовый смысл жизни. Ибо в чём он, базовый смысл жизни, как не в ощущении собственной нужности?
Список литературы
Выготский Л.С.. Развитие высших психических функций. Глава первая. (Про обходные пути там в конце.)
Ганжин В.Т., Суворов А.В.. Этика общения слепоглухих со зрячеслышащими. "Психологический журнал", 1998, #6. Стр. 28 - 38.
Мещеряков А.И.. Слепоглухонемые дети. М., "Педагогика", 1974.
Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук.
Суворов А.В.. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. М., "Логос", 1996.
Суворов А.В.. Совместная педагогика. Курс лекций. М., издательство Университета Российской академии образования, 2001.