Смекни!
smekni.com

Сиротство (стр. 2 из 2)

Проблема "информационной безопасности" - это, конечно же, проблема вовсе не тех или иных способов сообщения и распространения информации. Так можно дойти и до абсурда, до озабоченности тем, не опасна ли кроманьонцам членораздельная речь. Не просветит ли их некий Искуситель в том, чего им, милым и бедненьким несмышлёнышам, знать не положено. Ведь в чём, по Библии, первородный грех? В том, что по наущению Сатаны Ева, а уже по её наущению (научению!) и Адам, вкусили от Древа Познания Добра и Зла. И, вдруг осознав свою наготу, спрятались от Господа своего. Таким образом, проблема "информационной безопасности" стояла уже в райских кущах. Насчёт греховности членораздельной речи сомнений не возникло, видимо, потому, что иначе Господь - сам Воплощённое Слово - не мог бы рассчитывать на членораздельный ответ, когда вопросил: "Где ты, Адам?" А потом проблема "информационной безопасности" могла вставать в связи с изобретением письменности, потом - печатного станка... И т.д.... Нет, милые, не обманывайте себя. Легче, конечно, суетиться вокруг каждого, всё более мощного, средства общения, чем навести порядок - в самом общении. А ведь я почему-то игнорирую на дисках "Библиотека в кармане" каталог "Секс-учёба"; в каталоге "Песни" у меня не хватает терпения даже из чистого любопытства дочитать до конца сборник непристойных частушек... Доступно, и никто не запрещает, никто не суетится по поводу моей невинности, но - просто противно. (Не говорю уж о пропуске массы вполне почтенных вещей, вроде спорта, просто меня никогда не интересовавших.) И в то же время знаю подростков, которые из всего Пушкина выучили наизусть только... нарочито матершинные "Стихи не для дам". И остались равнодушными к "Евгению Онегину", при чтении которого меня бросает в восторженную дрожь и холод хотя бы от этих строчек: "Гм, гм! Читатель благородный, Здорова ль Ваша вся родня?" Или: "Приятно дерзкой эпиграммой Взбесить оплошного врага... Приятней, если он, друзья, Завоет сдуру: "Это я!"" Этот юмор меня веселит буквально до колик. А непристойные анекдоты - просто скучны, вызывают тоску... Хотя, дабы показать, что и я не совсем "дистиллированный", иногда вставляю в свою речь выражения, которых от кого-кого, но от меня не ждут - как от слепоглухого, а не как от культурного человека. Вставляю, дабы знали, что я знаю - несмотря на слепоглухоту. Только мне это неинтересно. Именно как слепоглухой я с удовольствием обложу вас в три этажа, чтобы сверху вниз не смотрели, не жалели, что я чего-то не знаю (из того, без чего прекрасно можно обойтись). А как культурный человек я предпочту язык Пушкина - только из "Евгения Онегина", а не из "Стихов не для дам". Он, знаете ли, выразительнее... Могу сообщить специально интересующимся, что немало знаю слепоглухих, равно как и зрячеслышащих, которым известен только словесный кал. И они не знают практически ни одного нормального русского слова. Так что слепоглухота ничуть не больше обеспечивает "информационную безопасность", чем стопроцентные зрение и слух. Со слухом и зрением или без оных, а каждый что ищет, то и обрящет. За чем обратится, то и получит. И к кому обратится - найдёт. Не потому я принял близко к сердцу, как своё личное мировоззрение, философию Э.В.Ильенкова, что мне не из чего было выбирать, и якобы только эти книги мне были доступны. Наоборот, их пришлось перепечатывать по Брайлю (шрифтом слепых) для меня специально, кустарным способом, на брайлевской пишущей машинке; они и по-зрячему-то были малодоступны, а по Брайлю типографским способом не было издано почти ничего. Нет, именно у Ильенкова я нашёл то, что настойчиво искал, но не нашёл ни у кого больше, - чёткий ответ на вопрос, что такое талант и можно ли стать, а не родиться талантливым, зависит ли тут что-то от меня лично. Ильенков ответил (в своих книгах прежде всего, а не в наших с ним беседах), что талантливым стать можно, что вообще человеком, личностью никто не рождается, а именно становится, потому что... и дальше - развёрнутое философское обоснование на тысячи страниц. С восторгом мною принятое, ибо это было именно то, чего я искал, за чем обращался не только к Ильенкову - буквально, было время, к каждому встречному. Но именно "каждый встречный" разочаровывал меня ответом, что талант - "Дар Божий" (вариант - "дар природы"), что повезло - родился талантливым, а нет - так от тебя уж тут ничего не зависит... Моё детское: "Я так не играю, хочу и буду талантливым!" - опрокинуло всю сложнейшую фортификационную конструкцию "информационной безопасности", воздвигнутую всепланетной потной Ленью и душной Корыстью, которой только и выгодна сказочка про нашу врождённую одарённость или бездарность, которой не лень высчитывать, что "одарённых" не то 20, не то даже 6 процентов от общего числа населяющих планету людей... И я встретил восторженным смехом и аплодисментами издёвку молодого Маркса над такого рода "статистикой": "Я познал голову человека, если я знаю, сколько на ней волос". (А как быть, если ни одного - как на тщательно протёртом бильярдном шаре?

До столь противоречащего "господствующему мнению" ильенковского ответа на вопрос о таланте всегда было нелегко добраться. Книги его всегда были малотиражными, и если переиздавались, то в основном за рубежом. И опять выручил Интернет. Со мной по электронной почте связались люди, влюблённые, как и я, в работы Ильенкова; создавшие по его работам сайт, сканировавшие почти все его печатные труды... Всем этим со мной щедро поделились - присылали по электронной почте, переписывали на дискеты. Я опять нашёл то, что искал, то, зачем многократно обращался. А найти это было нелегко - именно пока я искал, это в Интернете создавалось, и мы нашли друг друга сразу же, как искомое там появилось. Потому что меня тоже искали - как ученика философа, способного рассказать о нём живом...

Одно из основных понятий совместной педагогики - саморазвитие личности. Не организма, а личности. Саморазвитие это происходит именно так, как в терминах своей концепции Обращений описывает его Ф.Т.Михайлов. Ребёнок ещё не родился, а к нему уже Обращаются. Ему уже Адресуют некие послания. Содержащие заботу, тревогу за него, радостное ожидание его появления на свет. Или - страх "возни", страх не прокормить, желание избавиться, прервать беременность. Послания, гарантирующие то ли любовь, то ли сиротство, то ли даже смерть до рождения. А новое существо на всё это как-то реагирует... Саморазвитие ребёнка определяется - ускоряется, тормозится, прекращается - обращением к нему окружающих людей (или нелюдей), его собственным ответным обращением к ним (и через них к себе - этот момент Ф.Т.Михайлов подчёркивает особо: никакого "Я" нет и быть не может, пока нет акта и факта обращения к другим, и только через них - к себе). И у этих обращений друг к другу всегда, с самого начала, есть определённая логика. Зависящая от того, зачем именно обращаются. Ребёнок - за любовью, за вниманием... Хорошо, если он это получает. А если нет? Логика саморазвития - это вся история общения нового существа с эмбрионального ещё периода. Иными словами, это - вся история усилий, которых потребовало (или которые пресекло) обращение к ребёнку всех его окружающих. А от этого зависит характер будущих усилий, их всё более сознательная направленность, то, за чем именно, к кому именно обратится человек, что именно, где именно, у кого именно он будет искать. Какие возникнут вопросы, и к кому он с ними обратится. К сожалению, мои настойчивые поиски ответа на вопрос, что такое талант и можно ли стать талантливым, - случай не из частых. Прямо скажем, мало кто этим действительно озабочен. Что ж, мне повезло - В Интернете есть всё. А то, за чем именно человек обращается в Интернет, как и в библиотеку, как и к телевидению, - зависит от всей истории и предыстории его саморазвития. Зависит от качества - богатства или убожества - его повседневного общения. И как бы ни были чисты руки учителя информатики, юный развратник будет искать и найдёт, в Интернете или вне Интернета, порно-грязь, а юный насильник - арсенал средств насилия. Переориентировать поиск, переадресовать Обращение - можно, но чем позже, тем труднее. В конце концов бывает и поздно. Но ни телевизор, ни библиотека, ни Интернет тут ни при чём. Ими, правда, можно воспользоваться для пропаганды разврата и насилия, но услышит эту пропаганду только уже склонный к тому и к другому. Но ведь пропагандируется и нравственный иммунитет... И он формируется у тех, с кем - независимо от средств Обращения к ним - обращаются нравственно. Пусть не все поголовно - так, увы, не бывает, - а только самые главные адресаты Обращений, самые "значимые". Короче говоря, я - безусловно за Интернетное братство детей, подростков, взрослых, за Интернет как за одно из очень мощных средств преодоления сиротства. За Интернет как за средство обращения с любовью за любовью (минус разврат!). С дружбой за дружбой. С пониманием - за пониманием. С предложением помощи - за помощью (смотря в чём, смотря кому!). В общем, с человеческим - за человеческим (то есть человечным, достойным звания и названия человека). Иными словами - я всецело за Интернет как за виртуальный вариант совместной педагогики. А если родители и педагоги не уверены в нравственном иммунитете ребят... Что ж, не давайте им компьютерных игр, развлекающих зрелищами разврата и насилия. Вместе с ними бродите по сайтам, как бродите по окрестностям дома, держа малышей за ручки. Фильтруйте информацию на компакт-дисках, как фильтруете книжный фонд в обычной "бумажной" библиотеке. Что вам мешает сделать так, чтобы компакт-диски без вас не были доступны? Короче - участвуйте в ребячьей жизни, не пускайте её на самотёк, не отмахивайтесь от ребят, как от назойливых мух, не уставайте отвечать им на всё то, с чем они к вам обращаются, и не игнорируйте их существования, обращайтесь к ним почаще сами - и с самым лучшим, что у вас есть, и за самым лучшим, что есть у них. Вы же не оставите ребёнка одного на вокзале? Интернет - тот же вокзал, где лучше держаться вместе. Но это не значит, что надо отказаться от путешествий... Зачем же отказываться от возможности подружиться со всем миром? Преодолев тем самым своё сиротство во всепланетном масштабе. Просто всякой возможностью надо распоряжаться с умом. Ответственно. Человечно. Целомудренно.