Смекни!
smekni.com

Смысл жизни и талант (стр. 1 из 2)

(особенности мотивации талантливого подростка)

Проблема таланта связана с самоутверждением личности, и уже отсюда понятна её особая острота. Важен уровень притязаний: насколько личность готова сама за себя отвечать, претендует ли на некую особую избранность. В зависимости от уровня притязаний занимается та или иная позиция по вопросу и о происхождении таланта: "дар" Господа Бога, "дар" природы, некое прижизненно возникающее образование... Данные науки, скорее - источник аргументов в пользу того или иного из этих трёх решений. Спор о божественном, биологическом или социальном происхождении таланта - безысходен. Ибо на самом деле, рискну утверждать, главным образом волнует непосредственно каждого лично касающийся вопрос: а насколько я сам талантлив? И зависит ли от меня моя талантливость - хоть в малейшей степени? И есть ли связь между моей талантливостью и человечностью? И должна ли вообще присутствовать эта связь? Ответ же на вопрос о происхождении таланта ВЫБИРАЕТСЯ в зависимости от ответа на эти, более важные для самооценки, вопросы.

Одни обосновывают высокий уровень притязаний (не только свой собственный), а другие - оправдывают низкий (свой или "за всех" - мол, отстаньте, предоставьте каждому право "быть самим собой", иными словами - право НЕ развиваться). Апология "бездарности" означает перекладывание ответственности за талантливость или бесталанность то ли на Бога, то ли на природу. Это - низкий уровень притязаний. Высокий же уровень предполагает тот или иной вариант ответственности за собственную талантливость.

Нет, мы ни в коем случае не отвергаем возможность объективно-научного исследования проблемы, что такое талант и откуда он берётся. Мир, конечно же, познаваем, в том числе познаваем и талант. Однако спокойное исследование таланта может быть очень осложнено острой личной заинтересованностью в результатах этого исследования. Осложняется беспокойством, талантлив ли я, и если нет, то на кого или на что за это обижаться; если же да, то благодаря кому или чему.

Бесспорна связь таланта с какой-либо деятельностью. Талантливы - всегда к чему-то, в чём-то. В танце. В стихосложении. В пении. В математике. В теоретической рефлексии...

Нас немедленно радостно перебивают: а разве деятельность осуществима без участия тех или иных органов тела? А коли нет, тут же умозаключают к генам, и ещё дальше - к Богу.

И, например, Э.В. Ильенкову приходится втолковывать элементарное: спрашивают не о том, как устроены ноги, способные ходить, а о том, что такое ходьба. Не о том, как устроен мозг, а о том, что такое мышление как деятельность, без мозга, само собой, неосуществимая. (Э.В. Ильенков. Диалектическая логика. М., Политиздат, 1974. Очерк второй - о Спинозе.)

Речь не об устройстве голосовых связок, а о деятельности пения. Петь можно и руками - у глухих фестивали проходят по жестовому пению...

Как раз подмена одного вопроса другим, вопроса "что такое" та или иная функция - вопросом об устройстве необходимых для её осуществления органов, - эта постоянная подмена и осложняет объективное научное исследование проблемы таланта. Начинается топтание на месте вокруг да около того, без каких органов обойтись или не обойтись... А дело не в этом. Танцевать можно и на инвалидной коляске, хотя, кто же спорит, лучше твёрдо стоять на здоровых и крепких ногах...

Талант - это развитая способность к той или иной деятельности. Эффективный способ её выполнения. Пока подчёркиваем только эту связь: талант и деятельность. Без организма, бесспорно, действовать нельзя. Но действовать можно по-разному. Талантливо - или...

Способности - это умения, которым можно научиться. Это выполнение той или иной деятельности тем или иным СПОСОБОМ, которым, разумеется, необходимо овладеть. В курсе лекций "Педагогическая антропология" (М., издательство УРАО, 2002) Б.М. Бим-Бад так и формулирует: "...Процесс приобретения способностей, т.е. овладение способами деятельности" (лекция 5).

Талантливыми становятся в процессе научения, овладения теми или иными способами достижения тех или иных целей. Научение - это процесс овладения культурой, механизм её наследования благодаря личным усилиям, которые делают каждого из нас соавторами культуры человечества.

Разумеется, не всё равно, что за деятельность. Есть культура, а есть антикультура. Говорят: "Такую бы энергию - да на доброе". Как-то не звучит - "талантливый преступник". Ловкий, коварный, жестокий, хитрый, вероломный, подлый - но не талантливый. В основе таланта должна быть человечность, иначе таланта не будет. Будет что-то другое - некая антикультурная изощрённость...

А как же талантливые учёные, благодаря исследованиям которых стало возможно создание разнообразных средств массового уничтожения?

Они талантливо познавали законы природы. Талантливо добывали знания, которые можно было применить и в мирных целях. И только такое применение знаний совместимо с понятием таланта.

Талант осмысливает жизнь - наполняет её смыслом, делает, собственно, жизнью - в отличие от прозябания, бессмысленного, бесцельного существования. Смысл жизни человека в том, чтобы состояться человеком. То есть научиться по-человечески - нравственно, ответственно - относиться и к самому себе, и к другим. И смысл, и цель жизни каждого из нас - мы сами, поскольку живём, а не прозябаем; поскольку - люди, а не животные или н'елюди (преступники всевозможных калибров). Талант создаёт мотивацию постоянного восхождения к вершине жизни - к Акме. Как написал мне один мальчик: "Жизнь торчит, волосы не причёсаны - в-п-е-р-ё-д".

О таланте говорят, когда оценивают мастерство. Талантливый человек - мастер своего дела. И отсюда тоже протягивается ниточка к смыслу жизни, к превращению существования - в жизнь: существование осмысливается, обретает смысл через творчество, мастерство. В порядке частного, одного из многих возможных, определений можно сформулировать и так: жить - значит проявлять мастерство в том или ином творчестве; не иметь такой возможности - значит прозябать, а не жить. Протягивается ниточка и к Акме: творить на уровне мастерства - значит творить на вершине, пределе возможностей. Поскольку так понимаемая вершина не достигается здесь и сейчас - мы не живём, а прозябаем. Есть смысл усомниться в наличии смысла жизни у халтурщика...

Уровня мастерства, вершинного уровня в творчестве надо ещё достичь, добиться. На это обычно уходит много времени. А до тех пор, что же - неталантливый? То есть бездарный? Талантливым мастером когда-то ещё станет, а сейчас?

А сейчас - талантливый ученик. Мастер учится увлечённо, с удовольствием, поистине вдохновенно. Вот именно - вдохновенно. Ибо тут не обойтись без вдохновителя. И этим вдохновителем является БЛИЗКИЙ ВЗРОСЛЫЙ.

У состоявшегося мастера и ученика мотивация творчества несколько разная. Для состоявшегося мастера его творчество может быть самоценным. Смысл творчества - в самом творчестве. Ученику такую мотивацию надо ещё у себя сформировать. Сначала он работает для учителя - ради оценки учителем его скорбных трудов. Этой оценкой и вдохновляется на творческие подвиги, или - наоборот, желание совершать эти подвиги пропадает после слишком уж холодного душа, полученного от учителя... А кого-то именно холодный душ и может раззадорить... Тут всё неоднозначно. Во всяком случае, можно как перехвалить, так и недохвалить. Это банальная констатация, но из неё следует, что учёба для ученика ещё не стала самостоятельной ценностью. Он работает не для себя, а для мастера-учителя. И лишь постепенно, по мере овладения мастерством, начинает учиться для себя.

Итак, о таланте мы говорим в связи с какой-либо человечно ориентированной деятельностью, осуществляемой на уровне мастерства - на вершине, пределе возможностей мастера. Существование мастера благодаря этой его деятельности превращается в осмысленную, целесообразную, целеустремлённую, планомерную жизнь. Как в работе "Человек и мир" писал С.Л. Рубинштейн (цитирую наизусть): "Жизнь - это срочное обязательство, срок истечения которого неизвестен".

У существования, бессмысленного прозябания нет обязательств. Обязательства, а с ними замысел и план выполнения, характеризуют жизнь (всё с той же оговоркой - если творческая энергия используется "в мирных целях", во благо, а не во зло). Талантливым мастером надо стать. Для этого раньше надо быть талантливым учеником. А талантливые ученики откуда берутся? Всё-таки, рождаются такими? Природа-матушка и/или Господь Бог всё-таки тут не совсем ни при чём?

Состояние тела, разумеется, никогда не может быть безразлично для личности, рабочим инструментом которой оно является. Личность возникает в процессе овладения этим рабочим инструментом - и опредмечивается в нём, делая тело культурным объектом, с которым она себя может и отождествлять: данный культурный объект - моё тело, способное осуществлять такую-то и такую-то культурную деятельность, - и есть я.

"В социальных институтах и в материальном производстве воплощены дух, идеи, мышление, все продуктивные психические способности людей, - пишет Б.М. Бим-Бад во второй лекции. - Воспитывающие воздействия на каждого растущего человека оказывают все формы жизни - религия, политика, искусство, наука. Трудовая деятельность, материальные условия. Обычаи, нравы, традиции".

"Множество признаков свойственно всем людям без единого исключения потому только, что они люди и живут среди людей.

"Это - способность развиваться и изменяться. Это - борьба за существование и самоутверждение. Способы того и другого самые разные, но сама эта деятельность абсолютно неизбывна в каждом человеке" (лекция 3).

"Сущность человека - в непрерывном распредмечивании и опредмечивании культурных объектов.

"Опредмечиваясь, человек развивает свои сущностные силы. Он совершенствуется" (лекция 5).

"Каждый новый жилец земли нуждается в прививке культуры, в огранке своих способностей. Прививка культуры природному дичку-человеку осуществляется в ходе научения и благодаря ему. Необходимость инкультурации предопределена невозможностью культурной преемственности по механизмам биологического наследования" (лекция 6).