Круг общения ребят предельно узок: между собой - и с учителями. Так как учреждение единственное в стране, многие воспитанники были очень даже издалека, и могли пожить у родителей разве что на летних каникулах, и то не всегда. Родители не имели возможности участвовать в воспитании собственных детей. Да и не хотели, в абсолютном своём большинстве (как и родители обычных ребят: мол, на то специалисты, школа, а мы работаем, нам некогда, имеем право на отдых и вообще "свою жизнь"). На каникулах, в родительском доме, ученику был обеспечен уход, как за домашним животным - накормить-напоить... В нашем случае одежда и обувь казённые, детдомовские... Гулять?.. Некогда, хотя и надо бы... Библиотека местная для слепых? Что ещё за новости? Где и когда мы её искать будем? Обойдётся! Контакты с ровесниками? А вдруг обидят? Педагоги на каникулы всегда дают задания, просят родителей заниматься с учеником. И почти никто этих заданий не выполняет. Некогда! В итоге - деградация. Труд учителя - мартышкин труд: получив ученика с каникул обратно, учителя вынуждены многому учить его заново.
И уж как бы там ни было в моём собственном детстве, вывод получался единственным: надо расширять круг общения ребят, и единственный реальный ресурс такого расширения - здоровые ровесники. Или ровесники-инвалиды других категорий. Только слепые, например, только глухие... Но прежде всего - здоровые. Если получится наладить доброжелательный контакт между теми и другими ребятами (со стороны здоровых - неизбежно шефский, в этом нет ничего плохого), то за счёт гигантской разницы в уровнях развития возможен колоссальный развивающий эффект. Причём, для тех и других. Здоровые получают ничем не заменимую практику нравственности, человечности. А инвалиды учатся доверять людям, организовывать их помощь себе - и обнаруживают, что тоже могут в чём-то помогать...
Разумеется, эти контакты нельзя пускать на самотёк. нельзя допускать, чтобы инвалид оказался В ТОЛПЕ здоровых. Это страшно. Весь изгойский ужас моего детства тем, наверное, и объясняется, что я был именно в толпе ровесников. Здоровых или не очень, неважно. И сторонился их везде, вплоть до совершеннолетия, опасаясь очутиться опять в толпе. Нет худа без добра, конечно, зато - уединённый труд души (в одиночной игре-фантазировании, буквально в круглосуточном чтении, в литературном творчестве), да ведь до него ещё дорасти надо... Мне повезло, что я оглох в девятилетнем возрасте, когда уже был прямо-таки книгоголиком. Читать был способен уже тогда сутками. А как быть, если нет фразовой речи? Набор отдельных слов?..
Итак, стратегическая формула: обучение - как можно более индивидуальное, но воспитание - как можно более совместное. Ансамбль отношений должен быть разнообразным, разносторонним.
А согласно концепции Э.В. Ильенкова, личность не просто возникает, становится в ансамбле отношений - она и ЕСТЬ этот самый "ансамбль". Личность - это индивидуальный ансамбль общественных отношений. Ансамбль отношений индивида с людьми, через них - с культурой, через неё - с остальным миром.
Сознательных, стоит подчеркнуть, отношений. Вообще категория "отношение" у Маркса и Энгельса неотделима от категории "сознание". "Животное не _ОТНОСИТСЯ_ ни к чему и вообще не "относится"", - пишут они в первой главе "Немецкой идеологии". И далее поясняют, что "относиться" к чему бы то ни было значит ОСОЗНАВАТЬ своё взаимодействие с этим, занимать определённую сознательную позицию, а именно позицию субъекта по отношению к объекту, - ОСОЗНАВАТЬ СЕБЯ СУБЪЕКТОМ. И если так понимать "отношение", то выходит, что "относиться" может только разумное существо. Только человек. Потому-то, как подытожено в третьем марксовом тезисе о Фейербахе, "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений". Э.В. Ильенков уточнил перевод: не совокупность, а ансамбль. Ансамбль всех общественных отношений составляет сущность человечества в целом, а ансамбль всех общественных отношений ИНДИВИДА - сущность ЛИЧНОСТИ.
Вне этого ансамбля, вне этого "бульона отношений", самое что ни на есть индивидуальное обучение малоэффективно. Ибо не исчерпывает и в принципе не может исчерпать всех отношений индивида. И если существование индивида сводится лишь к учебным отношениям, и нет никаких других - это катастрофа. Необратимое недоразвитие неизбежно.
С начала восьмидесятых годов XX века в Загорском детдоме работало, в качестве шефа, строительно-педагогическое объединение "Радуга". Появлялись и другие шефы - я особенно запомнил Ростовский клуб ЭТО - "Эстетика, творчество, общение". И я очень старался знакомить этих ребят с воспитанниками. Учил их специальному пальцевому алфавиту, посредничал между ними и воспитанниками, пока они не налаживали прямое общение. И параллельно теоретически осмысливал всё это. Так и возникла совместная педагогика.
А потом - выезды со слепоглухими ребятами в обычные пионерские лагеря. Заодно резко расширялся и мой собственный ансамбль отношений. Я стал Детской Вешалкой, на которой висели и висят любые дети, независимо от инвалидности. Да и спектр инвалидности быстро расширился - сначала к слепоглухим присоединились некоторые слепые и глухие (отдельно: слепые, но слышащие, и глухие, но видящие), потом появились и ребята с Детским церебральным параличом, и вообще инвалиды "по внутренним заболеваниям" - астматики, с пороком сердца, с лейкемией, мало ли... И обязательно - здоровые волонтёры! Без них деятельность, например, Детского ордена милосердия, научным руководителем которого я являюсь, мгновенно теряет всякий смысл.
Сейчас в Сергиево-Посадском реабилитационном центре слепоглухих общение воспитанников со здоровыми, в том числе с детьми педагогов, стало обычным делом. Совместные выезды организуются администрацией. А я езжу - куда позовут... На смены общения, организуемые Детским орденом милосердия... В Школу взаимной человечности - лагерные сборы актива Ордена... В лагеря, где вообще нет физических инвалидов, но есть социальные - сироты, из неблагополучных семей (неполных, или где родители-алкоголики)...
Суть совместной педагогики - формирование антиэкстремальной коалиции. Инвалидность - экстремальная ситуация. Здоровые, вступая в отношения с инвалидами, тоже оказываются в экстремальной психологической ситуации (что, в отличие от экстремальности инвалидности, далеко не всегда осознаётся). И все вместе - инвалиды и здоровые, дети и взрослые - составляют антиэкстремальную коалицию: ВМЕСТЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМЫ. Обязательно вместе. Совместность, антиэкстремальная коалиция, обязательно предполагает, что инвалид участвует в решении своих проблем, сам их решает - с помощью друзей. А друзья решают свои проблемы с его помощью. Взаимная человечность. Взаимопомощь.
Надо ли ребёнку-инвалиду осознавать свою инвалидность? Не сломает ли его это, не подорвёт ли неокрепшую психику? Подорвёт, неизбежно, если инвалидность - повод для глумления, для насмешек, для примитивного "самоутверждения" за счёт более слабого. И моя психика в детстве была-таки основательно подорвана, это в зрелом возрасте пришлось долго выправлять - прежде всего именно в общении с детьми... Со взрослыми-то у меня в детстве, слава Богу, всё было в порядке. А по отношению к детям очень многое пришлось в себе преодолеть. Я выздоравливал от своего детства, участвуя в чужом, как бы исправляя в нём перекосы своего. Исправляя - или, ещё лучше, не допуская...
Но в осознании инвалидности нет абсолютно ничего страшного, если вокруг тебя - друзья. Если ты ЗНАЕШЬ, что тебе готовы прийти на помощь. Я чего-то там не могу по сравнению с имярек, ну и ладно, подумаешь, он мне поможет сделать то, чего я не могу, как-то это компенсирует. Он мне расскажет о том, чего я не вижу, не слышу. Он пойдёт со мной гулять. А он тоже чего-то по сравнению со мной не знает, не умеет, и я с ним этим поделюсь...
Когда вокруг друзья, инвалидность воспринимается не столько как трагедия, сколько как проблема, вполне разрешимая - совместными с друзьями усилиями. Это и есть антиэкстремальная коалиция.