Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена "модели чтения"
Есть ли сегодня полная картина детского чтения в России? - И да, и нет. Создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно. Прежде всего это связано с тем, что государство недостаточно озабочено проблемами детства. Как же иначе объяснить тот факт, что в последнее десятилетие не было проведено ни одного всероссийского социологического исследования детского чтения? В благополучной Европе, например в Великобритании, в 1994 г. такое исследование было проведено сразу после того, как британцы обнаружили, что у них идет падение навыков чтения детей и подростков.
Данные, полученные в международном педагогическом исследовании оценивания знаний учащихся (PISA), стали затем основой для принятия ряда государственных мер. В последние годы и в Германии общество также "было в состоянии шока" от результатов, свидетельствующих о снижении уровня чтения юных немцев.
Мы в состоянии шока не находимся хотя бы потому, что результаты последнего международного исследования PISA, проведенного в 2000 г., когда Россия впервые приняла в нем участие, так и не стали достоянием широкой общественности. В нем оценивались результаты обучения - грамотность учащихся в чтении, математике и естественных науках. Акцент в исследовании, проведенного в 2000 г., был сделан на навыках чтения. Среди учащихся 32 индустриально развитых стран Россия заняла 27 место. Конечно, мы можем говорить о том, что эти задания и тесты недостаточно адаптированы к нашим особенностям, но тем не менее мы, как ранее англичане или немцы, стоим перед острой необходимостью понять, что же сегодня происходит в чтении подрастающего поколения. Понять - для того, чтобы срочно принять меры.
Безусловно, чтение, безотносительно к тому, происходит ли оно в виде прочитывания книги или текста с экрана компьютера, - это первооснова для развития личности. Сегодня особенно необходимы фундаментальные, междисциплинарные исследования процесса чтения, функциональной грамотности (и неграмотности) юных и взрослых, изучение психологических, педагогических и иных аспектов читательской деятельности. Однако фундаментальных исследований чтения, и особенно детей и юношества, сегодня практически не проводится.
В последнее десятилетие получилось так, что читающий ребенок "выпал" из сферы академической науки и стал объектом прикладных исследований. Нет соответствующих организаций, чтение почти не исследуется в рамках академических институтов, его исследования фактически из сферы фундаментальной науки перешли в плоскость прикладных областей знаний, а также в сферу практической деятельности. В этом, разумеется, нет вреда, однако сегодня мы получаем знания, которые фрагментарны, поверхностны и не способны привести к прогнозам в этой важной области. И если чтение взрослых и молодежи исследуется учеными (например, в последнее десятилетие его изучают ведущие социологи ВЦИОМа), то чтение детей остается, можно сказать, вне поля зрения социологов. В результате возникшей острой потребности получить новые знания о происходящих процессах, исследованиями его занимаются те, кого по роду деятельности больше всего волнуют эти проблемы: учителя, психологи, издатели и другие специалисты. Основные же исследователи детского чтения в последнее десятилетие - это детские библиотекари.
Библиотекари - те, кто особенно волнуется о детском чтении, - в последнее десятилетие остро нуждались в получении новых и многоаспектных знаний о том, как меняется ребенок-читатель, как обновлять фонды библиотек и т. д. Не получая таких данных, библиотекари стали изучать детское чтение в контексте библиотечного обслуживания детей. Сегодня детскими библиотекарями проведен не один десяток таких исследований, однако проблема остается. Крайне необходимо фундаментальное исследование детского чтения в рамках всей страны (проведенное с учетом методик, использованных в международном исследовании PISA). Мы остро нуждаемся в мониторинге процесса детского чтения в России.
Картина детского чтения на рубеже веков
Мы попытаемся выстроить в общих чертах такую картину детского чтения в сегодняшней России, которая отражает реальные процессы и тенденции развития детского чтения и которая даст нам возможность увидеть черты ближайшего будущего. И создадим мы ее, опираясь главным образом на исследования библиотек. В основу данной статьи положены результаты исследований, проведенных в последние годы Российской государственной детской библиотекой (РГДБ) - главным научно-методическим и исследовательским центром по библиотечной работе с детьми в России, а также материалы региональных и локальных исследований детских библиотек в регионах.
Опасения о "не чтении детей", мифы о "кризисе детского чтения" далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети, действительно, читают "не то" и "не так", как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.
Наши исследования позволяют говорить о развитии ряда тенденций в детском чтении, а также о том, то происходит процесс изменения старой на новую модель освоения детьми книжной культуры. Тревоги и страхи возникают в связи с тем, что многие взрослые ориентированы прежде всего на старую модель "литературной социализации". Дети, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и особенно их дедушек и бабушек.
"Уходящая модель" детского чтения
Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены. Обозначим черты, которые характеризуют старую модель чтения - тот образ, который пока что остается в сознании многих:
- "любовь чтению" (под которой мы выделяем высокий статус чтения, престиж в обществе "человека читающего", обязательность регулярного чтения);
- преобладание в круге чтения книг, а не журналов;
- разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;
- наличие домашней библиотеки.
У детей, и особенно у подростков, сюда добавляется:
- общение со сверстниками по поводу прочитанного;
- наличие "литературных героев";
- сравнительно небольшая доля "чтива" (литературы низких художественных достоинств);
- позитивное отношение к библиотеке (частое посещение той или иной библиотеки, существование "своего" или "хорошего" библиотекаря).
Становление "новой модели" детского чтения
В общих чертах обрисуем новую картину и новую "модель" (совокупность новых черт юного читателя) при вхождении в литературную культуру. Прежде всего, эта картина крайне неоднородна: и если в одних регионах России ситуация сравнительно благополучна, то в других происходят негативные процессы отторжения детей от печатной культуры.
Мы будем опираться прежде всего на результаты нашего социологического исследования чтения школьников 4, 7 и 10 классов. Согласно нашим данным, в среднем преобладающая часть детей и подростков на досуге читала. Лишь пятая часть опрошенных на чтение тратила до 30 мин. в день. Треть опрошенных детей и подростков читали от получаса до часа. Около 42% читали более одного часа в день. Таким образом, большая часть школьников на рубеже веков - это читающие на досуге дети и подростки.
Но, как правило, те, кто любит читать, - это преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге и тем меньше они любят читать. Если доля тех, кто выбрал вариант ответа "мне нравится читать, много читаю, в младшем возрасте составляет 43%, то к 10 классу она падает до 17%, и в то же время доля тех, кто выбрал вариант ответа "читаю редко, не люблю" возрастает с 8% среди младших до 17% в старших классах.
Отношение к чтению - важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется, так и о том, что учебные нагрузки, зачастую формальное, схоластическое преподавание литературы, вкупе с другими факторами приводят к тому, что в старших классах происходит отторжение от чтения. Чем старше школьник, тем больше "деловое чтение по школьной программе" теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.
В среднем же около трети опрошенных ответили "люблю читать, но не хватает времени", и почти каждый третий выбрал ответ "когда читаю, люблю почитать что-нибудь легкое, развлекательное". Результаты наших исследований говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего кроме книг, необходимых для выполнения уроков.
В целом же репертуар чтения детей и подростков довольно разнообразен: на первом месте в нем - обязательная школьная классика, сказки - у младших, фэнтези - у более старших, с интересом читаются приключения и "ужастики", детективы (особенно для детей и подростков), книги о природе и животных.
Если же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как научно-познавательные книги занимают в нем место вдвое меньше (21%). Таким образом, круг чтения подростков "смещен" в сторону развлекательной литературы, а также иллюстрированных журналов.