Не надо путать характер личности с темпераментом. «Характер – это то, что можно нам приобрести в процессе жизни. Он создается воспитанием и культивируется им. А темперамент Вы не создадите. Малыш рождается с ним, старик умирает»[11].
Волшебство ребенка – в его неповторимости, в неподражаемом отличии от всех. Любой ребенок – это тайна и загадка, а темперамент придает ему особый колорит и свойственный ему лишь ореол. В основе темперамента лежат обычно нервные процессы, особенности высшей нервной деятельности ребенка. Мозг управляет поведением детей. Однако функции его у всех нас почти одинаковы, но протекают они в большинстве своем по-разному. Неповторимость малыша как личности зависит от фундаментальных свойств нервных процессов, таких, как возбуждение и торможение.
Исходя из этого, можно выделить четыре типа высшей нервной деятельности ребенка.
1 тип – сильный, уравновешенный, подвижный – сангвинистический темперамент (сангвиник). Такой малыш обычно знает себе цену. Он жизнелюб и любит, чтобы жизнь вокруг него била ключом. Сангвиники легко включаются в любую деятельность и вступают в контакты. Такой малыш – источник оптимизма. Данной личности обычно суждено стать лидером среди других.
II тип – сильный, уравновешенный, инертный – флегматичный темперамент (флегматик). Такой ребенок – это не спешащий не куда «копуша», все делящий «в час по чайной ложке». Малыш–флегматик не выносит спешки. В среде детей он отличается спокойствием.
Флегматике делает все обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель и преодолевая препятствия. Свои решения он не меняет, а если надо отстоять их, то проявляет максимум упорства. Малыш-флегматик всегда сдержан, внешне кажется малоэмоциональным. Однако чувства его глубоки и постоянны. Если он находит друга (что часто для флегматика трудно), то будет верен ему в любой экстремальной ситуации.
III тип – сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения – холерический темперамент (холерик).
Пожалуй, этот темперамент – один из самых ярких темпераментов, обычно приносящий маме с папой бесконечные хлопоты. Подвижен, заводится с пол оборота, «загорается» как спичка. Его энергия и воображение неиссякаемы. Малыщ-холерик проторанит все преграды. Он по натуре командир и все время конфликтует со своими сверстниками, хотя жить без них не может.
IV тип – слабый – меланхолический темперамент (меланхолик). Не все ученый согласны до сих пор, что есть вообще на свете этот темперамент, так как он просто показатель слабости ребенка. А темперамент нужен для того, чтобы выжить. Поэтому не стоит путать темперамент с меланхолическим характером.
Меланхолик очень раним и болезненно реагирует даже на повышенный голос. Застенчив, робок и нерешителен в своих действиях, почти не верит в свои силы.
Все меланхоликам невероятно трудно адаптироваться к детским коллективам. Зато в привычной для них обстановке меланхолики способны достичь того, что редко удается и сангвинику.
Практически навряд ли можно найти ребенка «чистого флегматика, холерика, сангвиника и меланхолика, чтобы он идеально соответствовал стандартам. Чистых темпераментов в природе нет. Природа наградила каждую личность собственным лицом. И от того различны наши дети.
Я уже проводила мысль о том, что деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, так как творческое воображение малыша опирается на образы воссоздающего. В творчество как деятельность, направленный на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения. Без воображения, невозможно возникновение замысла и его осуществление.
Особенно велика роль воображения в состоянии вдохновения. «Вдохновение как кульминационный момент творческого процесса характеризуется наивысшим напряжением всех духовных и физических сил личности, эмоциональным подъемом, ясностью мысли, сосредоточенностью внутреннего внимания, яркостью и особенной силой воображения.
В состоянии вдохновение ребенок решает задачу, стоящую перед ним легче, ярче, полнее. Решение творческой задачи, стоящей перед учащимся, даже в состоянии вдохновения, подготовлено длительной предшествующей работе мысли, глубиной переживаний, в которых рождается замысел и выделяются пути его выражения, наблюдением, накоплением и обобщением фактов.
В зависимости от поставленной задачи ребенок анализирует и отбирает необходимые представления и их элементы, преобразует их и соединяет, синтезирует в новые образы. Этот синтез может быть осуществлен приемами агглютинации, акцентирования, типизации и др. вот почему сила и яркость воображения во многом зависит не только от полноты и богатства имеющихся представлений у ребенка, но и от оригинальности и своеобразия комбинаций в процессе воображения во время периода вдохновения.
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком движется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Если мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А ведь мечта, как образ желаемого будущего, - классическая форма воображения.
Воображения и чувства (эмоции) в жизни ребенка не разделимы. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в XIX веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все форсы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л.С.Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «… всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотить в образы, соответствующие этому чувству»… Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения.
Второй закон выведенный Л.С.Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения». Он говорил о том, что «всякие посторонние фантазии влияет на наши чувства, и если по построение и не соответствует само по себе действительности, реально переживаемым, захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в поведении детей. Известно, как дети любят сочинять и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герой которого превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленными конфликтами, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, и рождение образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реально личностью своего приятеля.
На эмоциональное поведение детей младшего дошкольного возраста влияют их жизненный опыт и возрастные особенности. Например, при систематическом проведение музыкальных занятий у детей появляется предпочтение к определенным песням, пляскам. После чтения сказки дети сопереживают с любимым героем. Большую радость им доставляет возможность что-то слепить, нарисовать, когда появляется изобразительное умение. Иначе говоря с опытом становится устойчивее и разнообразнее эстетические эмоции.
Уже на третьем году богаче становится формы выражения эмоции: мимика, жесты, интонации, которые дети часто копируют у взрослых. Это можно наблюдать в группе, где доверительны отношения детей к педагогу, где правильно организована их жизнь, нешумная обстановка. В противном случае дети привыкают повышать голос, говорить громко, но монотонно, на лице у них как бы застывает выражение капризного недовольства.
Воспитание культуры чувств выражается в заботе педагогами о том, чтобы чувства детей были адекватны обстановке, вытекали из правильной ее оценки. Звонкий смех у ребенка вызывает непривычная, с позиции его опыта, ситуация, например заводной поросенок, играющий на скрипке, или солнечный зайчик, ошибающийся в отгадывании названий мебели. Однако в ряде случаев взрослому необходимо самому создавать у ребенка соответствующий эмоциональный настрой, объяснять суть явления, что не в малой степени способствует развитию у малыша воображения во время эмоционального подъема.
Поведение ребенка младшего возраста, его воображение импульсивно, то есть складывается под влиянием его чувств, желаний, настроения. Следовательно, нужно обратить особое внимание на развитие у детей таких чувств, которые побуждали бы их поступать в соответствии с правилами, указаниями взрослых и с учетом нужд сверстников.
Под влиянием возрастающей практической самостоятельности, развития воображения малыш начинает осознавать свое «Я» и хочет быть похожим на взрослых. При излишней опеке, несвоевременном усложнении воспитательных подходов может возникнуть «кризис поведения», сопровождающийся проявлением негативизма, упрямства, капризами, что крайне не желательно.