Я полностью принимаю марксов анализ отчуждения (обесчеловечивания), но категорически не разделяю его упований (оказавшихся весьма абстрактными, обернувшихся океанами крови) на снятие отчуждения в ходе революции. Он сам пишет, что коммунистическая революция прежде всего доводит отчуждение до предельного абсурда, до джунглей "всеобщей конституирующейся как власть ЗАВИСТИ" (подчёркнуто Марксом; "Экономическо-философские рукописи 1844 года", глава "Коммунизм"). За 74 года Советской Власти ничего другого мы так и не дождались... Зато история последних двух с лишним веков - особенно века XX - убедительно свидетельствует, что не существует, пожалуй, ничего более обесчеловечивающего, чем революция - любая. И в поисках конкретных рекомендаций по очеловечиванию я лично скорее обратился бы к отцу Александру Меню. У Маркса я беру лишь констатацию существующей социальной анархии.
Так что лучше уж очеловечивать социальное пространство/время вокруг себя - и себя внутри него, стремясь по возможности стать именно генератором очеловечивания. Один из законов диалектики гласит, что количественные изменения переходят в качественные. Значит, количество наших очеловечивающих усилий на микроуровне должно дать качество на макроуровне, - качество, благодаря которому этот макроуровень в б'ольшей степени будет заслуживать названия ОБЩЕСТВА, а не социальных джунглей.
В анархическом безумии социальных джунглей мы не можем отвечать за всё, что творится. Но за что можем отвечать, то пусть будет человечным и, следовательно, очеловечивающим. Конкретным, а не абстрактным. Уж как сможем...