Смекни!
smekni.com

Обживание социального пространства/времени (стр. 5 из 6)

Это посмертное общение может быть столь же непредсказуемым, как и прижизненное, продолжением которого посмертное только и может явиться. Отсюда вывод, который делает и Э.В.Ильенков, что личность - не всякий "ансамбль всех общественных отношений", а только человечный, то есть включённый в филосферу, составляющий и созидающий её. Впрочем, филосфера и есть наиболее существенный компонент, сущность этого "ансамбля".

Обживанию подлежит в первую очередь филосфера, и действительно жить, а не прозябать и не пакостить ближним и дальним, можно только в филосфере. Нелепо говорить о каком бы то ни было "смысле жизни" вне филосферы, - это если и "смысл", то уже не "жизни", а чего-то другого. Ради удовольствий, ради потакания своим сиюминутным влечениям и капризам, жить нельзя. Потому что, повторяю, это не жизнь. Это вполне бессмысленное прозябание. А если вы при этом "зарабатываете" себе удовольствия и всяческие блага воровством и убийством, то это уже хуже, чем прозябание. Вы в этом случае "обживаете" сферу безумия. То есть прозябаете, конечно, но не просто неразумно, как животные, а - безумно.

При обживании филосферы, - а следовательно, при становлении личности, - важно не столько то, любят ли вас, сколько то, любите ли вы сами. Правда, если вас никто не любит, то вы вне филосферы, и научиться любить самим вам просто не у кого. Но можно быть любимым - и самому не любить никого, включая, в сущности, и самого себя, ибо как же можно говорить о любви к себе, если тебе всё равно, кто ты такой, - человек или животное, или, тем более, преступник. Любя себя, я хочу быть человеком, а не животным и не преступником, и, следовательно, хочу любить, должен любить и ещё кого-то кроме себя, иначе и с любовью к самому себе ничего не выйдет. Любить себя можно, только любя ещё кого-то. Иначе не будет никакой любви, ни к кому.

Смысл жизни человека может состоять, в конечном счёте, в абсолюте, только в том, чтобы быть или стремиться быть человеком. То есть человечным, то есть разумным, созидающим, а не разрушающим, духовным, а не бездуховным, существом. С этой точки зрения мало кого можно однозначно признать человеком, а значит и живущим, а не прозябающим. Поскольку я человечен, - постольку я человек. И только тогда, когда мне удаётся быть человечным, быть человеком по отношению к себе и к окружающему меня миру. А когда не удаётся - тогда я и не человек. То есть поскольку человечность у меня - ситуативное, а не постоянно проявляющееся качество, постольку и сам я - человек ситуативно, а не постоянно. Поэтому и к самому себе я не рискую однозначно отнести термин "человек"; я - существо, которое иногда ведёт себя по-человечески, а иногда нет, - то есть иногда является человеком, а иногда нет.

Может возникнуть ситуация нереализуемости (или трудной реализуемости) смысла жизни в одиночестве или при инвалидности, наступившей в зрелом возрасте, когда социальное пространство/время приходится обживать заново. Такая ситуация стимулирует поиск новых друзей для определения нового смысла жизни или отстаивания старого. Без "антиэкстремальной коалиции" в экстремальной ситуации, предполагающей обживание социального пространства/времени _ЗАНОВО., вряд ли возможно обрести новый или отстоять старый смысл жизни._ Но _"антиэкстремальная коалиция" - это и есть филосфера, вне которой, без _которой просто не захочется, да и вправду невозможно, жить..

Д.Б.Эльконин предложил периодизацию детства и отрочества, всего шесть периодов. В основу этой периодизации положено чередование теории и практики в обживании детьми социального пространства/времени. Первый год жизни - младенчество - "теоретический" период; второй и третий годы жизни - "практический"; дошкольное детство - "теоретический", младший школьный возраст - "практический", и поэтому Д.Б.Эльконин считает неоправданным резкий перелом на стыках этих периодов, когда ребёнок идёт в школу (система детских учреждений, по его мнению, должна соответствовать циклам из одного "теоретического" и одного - следующего - "практического" периодов); младший и средний подростковый возраст - "теоретический" период, старший подростковый и ранняя юность - "практический". Разница между "теоретическими" и "практическими" периодами в том, что в "теоретические" периоды накапливаются представления, а в "практические" - разного рода навыки, умения. То есть в "теоретические" периоды идёт интенсивная ориентировка в новых областях реальности, а в "практические" периоды идёт практическое освоение этих пластов, воплощение накопленных образов - в действия.

Стержень этой схемы - чередование "теоретических" и "практических" периодов - можно, мне думается, сделать стержнем и макропериодизации, охватывающей весь жизненный цикл от младенчества до старости. Все попытки такой всеобщей периодизации, конечно, более/менее условны, ибо на самом деле у каждого свой индивидуальный вариант развития/саморазвития и соответственно индивидуальная периодизация. Но при всей единичности маршрутов от младенчества до старости можно выделять нечто общее, что можно обнаружить либо у всех, либо у тех или иных, более/менее многочисленных, групп, где варианты маршрутов сходны.

Фридрих Энгельс, говоря о диалектическом характере всякого развития, сравнивал его со свободно, от руки нарисованной расширяющейся спиралью. Вот примерно такая спираль получилась и у меня, когда я задумался о макропериодизации.

Всё раннее и дошкольное детство можно считать "теоретическим" периодом, а первые семь - восемь классов школы - "практическим". Юношеский возраст - старшие классы средней школы и студенчество, у кого оно есть - опять "теоретический" период, а вся зрелость - несколько десятков лет - период "практический", то есть реализация в трудовой деятельности всего накопленного потенциала представлений о мире и своём месте в мире.

Несколько сложнее с пожилым возрастом, когда человек, с одной стороны, как бы подводит итоги, осмысливает весь пройденный путь, и на этом основании этот период можно назвать "теоретическим". Но он одновременно и "практический": продолжается и завершается прежняя работа, воспитываются внуки... Научиться чему-то новому в этом возрасте сложно, но теоретизирование предполагает не только узнавание чего-то сверх известного, но и извлечение уроков из уже известного, переосмысление известного. А отсюда - практический выбор варианта старения, ведь стареть тоже можно по-разному, то ли обрушиваясь в бесконечные болезни, то ли до конца живя нормально вопреки болезням, сколько бы их ни было. В выигрышном положении при этом оказываются люди творческих профессий: они продолжают заниматься своим творчеством до конца. И в любом случае остаётся доступен всем самый главный вид творчества - любовь, забота о близких.

Стремление во что бы то ни стало, вопреки самому кошмарному букету болезней, быть и до конца оставаться нужным, - и есть, видимо, практическая реализация теоретического переосмысления пройденного пути в пожилом возрасте. Так что это одновременно и "теоретический", и "практический" период, да иным - чисто теоретическим или чисто практическим, - заключительный период жизни и не должен быть.

Над этой макропериодизацией я задумался после особенно удачной поездки в лагерь "Светлячок" в Свердловской области летом 1996 года. Тогда вокруг меня собралось три старших подростка, которых я назвал "юными мыслителями". О чём только они меня ни спрашивали. Потом к ним присоединились и другие ребята, несколько моложе и несколько старше, общий возрастный перепад - от двенадцати до двадцати лет. Вот сводка обсуждавшихся нами тем и ребячьих вопросов, заданных и в лагере, и в письмах после лагеря (писали они мне рельефно-точечным шрифтом слепых):

"Зачем мы живём?

"Что такое смерть? И умру ли я?

"Бывают ли вещие сны? Я знаю об энергетическом поле (карма человека), об энергет. вампирах и донорах.

"Есть Бог или нет?

"Нужна ли философия?

"Что такое точка зрения?

"Может ли моя свобода оборачиваться несвободой для других?

"нужен ли предмет философии в школе?

"Что вы думаете про гегелевскую формулу: всё действительное разумно, всё разумное действительно?

"Существует теория, что те люди, которые очень вас любили при своей жизни, становятся после смерти ангелом-хранителем любимого человека.

"Можно ли дать свободу действий, если ограничить свою свободу?

"После вашего письма провёл грань между учёбой и занятиями в школе.

"Расскажите, пожалуйста, об астральной оболочке тела и всё, что с этим связано.

"Зачем человеку подсознание, если сознание - чудо и крест? (Это вопрос по письму Э.В.Ильенкова ко мне, которое ребята прочитали в моей книге "слепоглухой в мире зрячеслышащих".)

"Что такое страх?

"Нацизм, каким бы отрицательным он ни казался - идея, идея превосходства, болезненная самооценка нации.

"Хотел бы ещё узнать ваше мнение о цели жизни, но не только каждого человека в частности, но и человечества вообще.

"Я читала книгу Тургенева и мне попалась на глаза такая фраза: принципы не существуют, а существуют только ощущения. Что вы думаете об этом?

"Что вы думаете про нигилистов?

"Необычные формы восприятия - это...?

"Какая связь между холодильником и шахтёрами? (Холодильник сгорел, то есть забастовал; шахтёры тоже бастуют.)

"В чём заключается смысл жизни?

"Чем заниматься простому человеку, когда наступит эра человечности?

"Недавно прочитал трактат эсера-максималиста Ивана Павлова "Очистка человечества". Основной смысл этого трактата в том, что человечество легко делится на плохих и хороших, и для того, чтобы сделать мир лучше, достаточно истребить плохих, ибо их уже не переделать. Автор утверждает, что знает ответы на вопросы, как выделить плохих и кто их будет истреблять. Не правда ли, выглядит довольно логично?