А.В. Суворов, доктор психологических наук
Эта статья с небольшими редакционными изменениями взята из моей книги "Совместная педагогика. Лекции по общей и специальной теории взаимной человечности", которая в настоящий момент готовится к изданию в издательстве Университета Российской Академии Образования.
Процесс развития/саморазвития человека представляет собой обживание социального пространства/времени. От того, какое именно социальное пространство/время удалось обжить индивиду, зависит, перерастает ли его психическое развитие/саморазвитие в личностное, то есть, иными словами, состоялся ли он именно в качестве личности, в качестве разумного, а не безумного или чисто биологического существа.
Тезис этот в определённой теоретической логике вполне традиционен, просто формулировался разными мыслителями несколько по-разному. По существу он целиком совпадает с позицией, например, Э.В.Ильенкова, для которого, как и для А.Н.Леонтьева, А.И.Мещерякова, В.В.Давыдова, Ф.Т.Михайлова и других, становление личности представляет собой овладение бытовой, физической, теоретической, эстетической, этической культурой человечества. Пытаясь как можно отчётливее передать ту же мысль, А.В.Апраушев в своих многочисленных работах по тифлосурдопедагогике (то есть по воспитанию и обучению слепоглухих детей) рассуждает об ориентировке слепоглухого ребёнка в очеловеченном пространстве/времени. Этот термин у А.В.Апраушева идёт от Э.В.Ильенкова, который говорит о "реально антропоморфизированной", то есть "очеловеченной", преобразованной человечеством, природе.
Мне кажется, что термин "антропоморфизация" ("очеловечивание") хотя и стопроцентно приемлем, но всё же узковат. Всё богатство культурных явлений им вряд ли исчерпывается. Сказать, например, что любой национальный язык (русский, английский...) представляет собой очеловеченные звуки - это значит сказать слишком мало, очень уж общее место. А математические, кибернетические символы? А системы художественных образов? Тут такое многократное, многослойное "очеловечивание" и "переочеловечивание", что одной констатацией факта "очеловечивания" вряд ли можно обойтись. Да и сам Э.В.Ильенков применял этот термин к более/менее узкому кругу культурных явлений.
В более широком и общем значении Э.В.Ильенков использовал термин "идеальное", полностью включающий в себя и аспект "очеловечивания" как процесса "материализации", воплощения в том или ином материале идеи, замысла преобразования. Или, что то же самое, как процесса "идеализации" материала. Но материалом могут служить и различные виды энергии, и бесчисленные вещества, в том числе созданные человеческим трудом, - значит, уже "идеализированные", подвергающиеся дальнейшей "идеализации".
Например, природный материал - лён или хлопок; в результате одной "идеализации" (обработки в соответствии с идеей преобразования) получают пряжу, в результате другой - ткань, в результате третьей - одежду. То же самое с деревом, с рудой различных металлов.
В теоретическом, художественном и научном творчестве "материалом" служат собственные и чужие (взятые из книг, например) мысли и образы.
Идеальное противоположно не материи, а материальному, то есть материалу, предмету преобразования. Идеальное - это материальное, преобразованное в соответствии с идеей преобразования. В работе "Диалектика идеального" Э.В.Ильенков пишет:
"Действительное материалистическое решение проблемы в её действительной постановке (уже намечаемой Гегелем) было найдено, как известно, Марксом, который "имел в виду" совершенно реальный процесс, специфически свойственный человеческой жизнедеятельности. Процесс, в ходе которого МАТЕРИАЛЬНАЯ. жизнедеятельность общественного человека начинает производить уже не только материальный, но и ИДЕАЛЬНЫЙ продукт, начинает производить акт ИДЕАЛИЗАЦИИ. действительности (процесс превращения материального в идеальное), а затем уже, возникнув, "идеальное" становится важнейшим компонентом материальной жизнедеятельности общественного человека, и начинает совершаться уже и противоположный первому процесс - процесс МАТЕРИАЛИЗАЦИИ (опредмечивания, овеществления, "воплощения") идеального.
"Эти два реально противоположных друг другу процесса в конце концов замыкаются, обозначая более или менее чётко выраженные циклы, и конец одного процесса становится началом другого, противоположного, что и приводит в конце концов к движению по спиралеобразной фигуре со всеми вытекающими отсюда диалектическими последствиями". (Э.В.Ильенков. Диалектика идеального. В кн.: Э.В.Ильенков. Философия и культура. М., политиздат, 1991.)
""Идеальность" - это своеобразная печать, наложенная на вещество природы общественно-человеческой жизнедеятельностью, это форма функционирования физической вещи в процессе общественно-человеческой жизнедеятельности. Поэтому-то все вещи. вовлечённые в социальный процесс, и обретают новую, в физической природе их никак не заключённую и совершенно отличную от последней "форму существования", идеальную форму". (Там же.)
Мне кажется, что термином "социальное пространство/время" охватывается всё богатство культуры, от бытовой до духовной самой высокой пробы. Социальное пространство/время есть, в сущности, история человечества (включая ее "текущий момент" в виде окружающих людей и вещей), которую и приходится "обживать" в течение всего жизненного цикла (от рождения до смерти), чтобы реализоваться в качестве члена общества - в качестве личности. Именно так и понимает становление личности Э.В.Ильенков, и я, кроме самого термина "социальное пространство/время", к его позиции, пожалуй, ничего не добавляю. Просто для моих целей, в моём, прежде всего психолого-педагогическом, а потом уже общефилософском, контексте, термин "социальное пространство/время" удобнее. Больше можно загнать в подтекст, оставить подразумеваемыми такие дремучие философские дебри, углубление в которые надолго и весьма далеко увело бы нас от непосредственного предмета разговора.
Сразу скажу, что это весьма сомнительное преимущество. Забраться в эти "дебри" поглубже, особенно в ильенковскую теорию идеального, надо бы, очень бы полезно, но это требует отдельного, специального внимания, и подразумеваемым, в лучшем случае бегло упоминаемым, оказалось бы именно то, что нас сейчас интересует в первую очередь.
Удобство интерпретации (истолкования, переосмысления) процесса развития/саморазвития как обживания социального пространства/времени в том, что сразу выводит на конкретный анализ: что именно обживается, какова именно структура обживаемого, и как именно происходит обживание - вплоть до разработки ещё одного варианта периодизации развития/саморазвития. Сразу многое становится очевидным либо легко выводимым из конкретного анализа, в том числе - связь обживания социального пространства/времени с образом и смыслом жизни.
Объективно структура социального пространства/времени целиком совпадает с содержанием и результатами истории человечества. Культуру Э.В.Ильенков понимал очень широко - как всё, что создано человеком для человека. Сюда попадают все сделанные человеком для человека вещи, способ употребления этих вещей, быт, физическая культура, а так же религия, философия, искусство, этика, право... Всё, что сделано (создано) человеком для человека, на пользу, на благо человека - это культура. Кроме того, в структуру социального пространства/времени входит и антикультура - в смысле, опять-таки предельно широком, всего, что сделано человеком против человека. Несправедливый общественный строй, взяточничество, всякого рода уголовщина, экологическое головотяпство, оружие, особенно самые страшные его виды - химическое, бактериологическое, ядерное. Словом, всё, что сотворило и натворило человечество за всю свою историю, входит в социальное пространство/время.
Почему - социальное пространство? Потому, что мы живём в мире, так или иначе приспособленном для нас или исковерканном нами. Даже парк недалеко от моего дома, переходящий в лес, тоже входит в социальное пространство. Этот парк представляет собой определённый архитектурный ансамбль, там довольно своеобразная (треугольная) планировка дорожек. Лес тоже ухожен, за его состоянием следит лесничество, и к тому же там заповедник, запрещена охота. Проточный пруд - тоже дело человеческих рук, следовательно - часть социального пространства. Вообще всё, что нас окружает - это социальное пространство, и выйти за его пределы на прямой контакт с природой, никак не затронутой деятельностью людей, всё более проблематично, а для огромного большинства из нас уже просто невозможно.
А почему социальное время? Потому что социальное пространство создавалось на протяжении очень долгого времени, на протяжении истории, это результат исторического процесса. Как весь мир, вселенная существует одновременно и в пространстве, и во времени, так и наш человеческий мир существует одновременно и как социальное пространство, и как социальное время.
Взять хоть ложку. Когда-то, в невообразимой древности, она была изобретена, а затем долго совершенствовалась и по форме, и по размерам, и по материалам, используемым для её производства.
Все бесчисленные виды календарей (солнечный, лунный), деление на годы, месяцы, недели, часы, минуты, секунды; десятилетия, столетия, тысячелетия - всё это социальная организация времени, социальные единицы для его измерения, и тем самым физическое время превращается в социальное. Вся наша жизнь, всякая наша деятельность тоже определённым образом организована во времени, и эта организация - социальное время. Только у нас, у людей, существует различение свободного и рабочего времени, например, и ещё много различений внутри свободного и рабочего по отдельности. Любой режим - сна, питания, труда и отдыха, - это социальная организация времени, социальное время. Наше социальное время может идти быстрее и медленнее, и не "субъективно" в смысле - только для нас, в нашем самочувствии, а вполне объективно, на самом деле, реально. За пределы социального времени, так же как социального пространства, вырваться чем дальше, тем проблематичнее, для подавляющего большинства людей - просто невозможно.