И футбол и музыка, как и прочие «предметы», лишь помогают различать «свою» общность. Поэтому гораздо важнее предмета общения оказывается всевозможная атрибутика и символика. Она выполняет роль наглядно-чувственной картины ритуала, который организует группа вокруг того или иного занятия.
Подростковые группировки обычно хорошо организованы, требуют безусловной и непререкаемой лояльности, преданности группе.
При этом общность держится в первую очередь не внутренними связями, а стремлением к разграничению с другими общностями. Все подростковые группы - соперничающие группы, и это соперничество чем дальше, тем больше принимает характер столкновений, в том числе и кровавых. Определенное влияние на подростковые группы начинает оказывать организованная преступность [22].
Обратимся теперь к одному из образцов художественной литературы и к тому, как в нем представлены отношения между подростками.
Осорина в своей статье «Зачем дети строят штабы», рассматривая детскую повесть А. Гайдара «Тимур и его команда», говорит о том, что автору удалось уловить и очень точно воплотить в своих книгах о команде Тимура детские мечты об идеальной дворовой компании сверстников и ее активной, но потаенной жизни в пространстве мира взрослых, где у этой компании есть свое секретное место, тайное укрытие, которое среди детей часто носит название «штаб».
Команду Тимура можно определить как идеальную модель, воплощающую высшую стадию жизни детской группы и соответствующее этой стадии устройство ее «штаба». Это не ватага, не компания, а команда, тайное общество единомышленников, у которого есть общая система ценностей, принципов и норм поведения, постоянный состав участников, спаянных как личной дружбой, так и взаимными товарищескими обязательствами, собственное секретное обиталище, тайные системы коммуникаций и самое главное - облеченная в игровую форму благотворительная деятельность. Правда, команда Тимура - утопия, идеал, до которого не дотягивает ни одна спонтанно сложившаяся детская группа, имеющая свой «штаб».
Итак, «штаб» Тимура является секретным местом сбора детской компании, искусно спрятанным внутри пространства мира взрослых, и одновременно центром детского семиотического пространства, куда стягиваются все системы их секретных коммуникаций.
Если говорить о функциях этого «штаба» в жизни детской группы, то их две.
Во-первых, «штаб» является формой самоутверждения бытия детской компании: выделенным из внешней среды, обособленным, потаенным, ни для кого другого не доступным, секретным укрытием, особым самостоятельным миром, который является символическим эпицентром детской жизни.
Во-вторых, это наблюдательный пункт, возвышающийся над обыденной жизнью занятых своим делом взрослых людей. Отсюда дети могут незаметно наблюдать за всем, что творится вокруг, в большом мире, будучи сами никем не замечены.
...Гайдару удалось в художественном образе синтезировать все детские мечтания и технические фантазии на тему «штаба». В своем произведении Гайдар воссоздал детский коллективный миф. Он не соответствует правде бытовой жизни, но чрезвычайно точно отражает психологическую правду детского бытия [14].
Взаимоотношения подростков, как личные, так и межгрупповые, часто складываются независимо от отношений со взрослыми и даже вопреки их желанию и влиянию. Эти взаимоотношения имеют свое содержание и логику развития. Если в младших классах положение в коллективе зависит в основном от успеваемости, поведения и общественной активности, т. е. от того, как ребенок выполняет требования взрослых, то для подростков становятся наиболее важными другие достоинства: качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не только успеваемость), смелость, умение владеть собой. В разных классах (и группах подростков) существует разная иерархия в степени ценности этих достоинств, но одно из них всегда стоит на первом месте - товарищеские качества. Чтобы снискать не просто популярность, а подлинное уважение и признание у подростков, необходимо прежде всего быть хорошим товарищем. В связи с этим в начале подросткового периода нередко происходят изменения в группе ранее популярных ребят: во-первых, исчезают прежние авторитеты и появляются новые; во-вторых, часто наблюдается несовпадение актива класса с группой наиболее уважаемых и авторитетных подростков, так как у многих учителей существует тенденция создавать актив из хорошо успевающих и дисциплинированных учащихся без учета их товарищеских качеств. Наличие малоавторитетного для одноклассников актива - одна из важных причин трудностей в создании коллектива в классе. Вторая, не менее важная причина этого - сохранение у учителя так называемого авторитарного стиля руководства и воспитание у актива таких же способов общения с одноклассниками, что абсолютно неприемлемо для подростков, потому что к отношению взрослых и товарищей предъявляется ими одно и то же основное требование - уважение личности и человеческого достоинства.
Это требование является стержнем кодекса товарищества подростков, нормы которого заимствуются из разных источников: от взрослых и более старших ребят, из книг и кинофильмов (они играют существенную роль в раскрытии и конкретизации этих норм). Важнейшие нормы кодекса товарищества подростков - уважение достоинства, равенство, верность, помощь товарищу, честность. В среде подростков поступки каждого по отношению к товарищу, группе, классу не остаются незамеченными и оцениваются как соответствующие или не соответствующие этим нормам
Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам [2].
Наряду с развитием групповых товарищеских отношений подростковый возраст также характеризуется напряженным поиском дружбы как прочной и глубокой привязанности. В подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно воздействуют друг на друга, воспитывают друг друга. Поэтому в изучении подросткового общения для нас важны не только деловые взаимоотношения подростков, но и личные отношения с близкими товарищами, друзьями.
Дружба и ее роль в подростковом возрасте.
Отрочество - период наибольшего внутреннего смятения, неуверенности и потребности в одобрении со стороны сверстников. Это время, когда человек наиболее подвержен групповому давлению. Поэтому дружба приобретает особое значение в этом возрасте.
Дружба помогает избавиться от возрастных страхов, почувствовать себя сильнее, увереннее, спокойнее, в ней возможное поделиться самым важным и самым сокровенным [4]. По мнению Столетова, детская дружба - это «школа человеческого благородства».
Дети часто выбирают в друзья тех, кто предоставляет им возможность в какой-то период удовлетворить их потребности, привлекает своими манерами и поступками.
Иногда дружеские отношения несут в своей основе желание отыскать кого-то, кто мог бы выразить те чувства, которые самому ребенку пока недоступны. Если это проявляется в отношениях со старшими, могут возникнуть определенные трудности, но в детстве для взросления необходимо нащупать почву и понять, как быть самим собой.
В дружбе ребенок проверяет себя наиболее глубоко. Критические суждения о других не даются легко; это приходит с годами. Выбор друга очень важен для ребенка, для удовлетворения его внутренних потребностей [8].
Как правило, близкие друзья - ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде, при этом сходство поведения и оценок может быть и не велико. Близкие друзья обычно гораздо более, чем просто приятели, сходны по умственному развитию, социальному поведению, успехам в учебе, умению соответствовать требованиям взрослых, степени активности в общественной жизни. Частично это связано с тем, что подростки выбирают в друзья себе подобных, частично - с тем, что сходство растет в процессе самой дружбы [18].
А.Мудрик рассматривает взаимоотношения подростков на основе изучения их писем. Например, «Мы - компания «хайлафистов», или «центровые» (6 мальчиков и 6 девочек). У нас есть своя Сан-Бабила, которая называется «место романтиков»: там мы собираемся каждый вечер или когда прогуливаем уроки. Курим, пьем, слушаем тяжелый рок, развлекаемся. Но слушать брехню «голосов» или устраивать поминки по ансамблям считаем дуростью и пошлостью. Одеваемся мы только у фарцовщиков. Ходим в бары. Нам завидуют, на нас стараются быть похожими большинство мальчишек и девчонок. Вот что главное для нас. Мы - центровые! Учимся в 9-м классе. Как хотим, так и живем.
Писала Паола (это моя кличка) от имени всей компании». (Паневежис).
«Отдавая дань романтизму, свою компанию мы высокопарно именуем «орденом». Некоторые назовут это детством. Не знаю, нам хорошо вместе... Мы не носим супермодные тряпки, а не трясемся под хард-рок. Многие, если не большинство, назовут нас отсталыми. А мы довольны тем, что отличаемся от этой пестрой толпы. Да, толпой стали как раз те, кто носит это тряпье, мы выше их хотя бы тем, что не зависим от моды. Что касается музыки, то тут, как нам кажется, прослеживаются те же стадные инстинкты. Человек слушает не то, что ему нравился, а то, что модно или ново. Нет ничего плохого в ношении модных вещей, в прослушивании модной музыки, плохо то, что подчас этим все и ограничивается. Люди теряют индивидуальность, а это, как мы думаем, самое ужасное...» (Анатолий, 15 лет, Ворошиловград)
Когда есть компания, вопрос, как одновременно быть похожим и непохожим на всех, решается проще. «Я похож на всех вместе со своей компанией» или «я не похож на других вместе со своей компанией»- и в том и в другом случае делать это все-таки легче.